Итоги и шестая фотоистория: про северное пиво
В последний день перед отъездом мы отправляемся на саму северную континентальную пивоварню в мире — Mack. История этого предприятия напрямую связана с историей всего севера Норвегии. Вместе со страной пивоварня переживала взлеты и падения, войны… Небольшой семейный бизнес, зародившийся в позапрошлом веке, сегодня перерос в нечто больше: это настоящий пивоваренный завод.
В 2011 году заводу стало тесно в старых стенах города Тромсё и он переехал в другое место. Но самый старый в городе бар никуда не делся, он по-прежнему пользуется успехом у посетителей. И это несмотря на то, что бар закрывается очень рано: в шесть часов вечера! А в самом здании старой пивоварни теперь музей, где вам охотно расскажут о производстве пива и даже нальют небольшой стаканчик.
Тут я впервые за все путешествие отказываюсь от использования служивших верой и правдой светосильных зумов, отдавая предпочтение еще боле светосильному «лиму» — Pentax SMC FA 43mm f/1.9 Limited. Это, пожалуй, мой любимый объектив во всей линейке Pentax. От сотен моделей современных объективов его отличает индивидуальный рисунок зоны нерезкости: неправильный, жесткий и контрастный, но по-своему очаровательный. Это объектив с характером.
Его светосила оказывается здесь востребованной: света во многих помещениях не хватает для комфортной съемки. Диафрагму я держу все время открытой, однако даже на открытой диафрагме Pentax SMC FA 43mm f/1.9 Limited дает приличную резкость.
ISO почти на всех снимках получается очень высоким. Но как ни странно, качество фото от этого не страдает, даже после «вытягивания» теней в графическом редакторе. Да, шум на снимках присутствует, но его всегда можно «разменять» на детализацию, подавить. Из-за очень высокого разрешения матрицы — 24 мегапикселя — размер шумового зерна получается меньше, чем самые мелкие детали в кадре. Поэтому даже при агрессивном шумоподавлении детали практически не страдают.
Несмотря на несколько музейный статус этой пивоварни, пиво здесь все же делают, но ограниченными партиями. Причем рецептура весьма оригинальна: варится пиво под музыку. Здесь есть неплохой выбор виниловых пластинок (вообще в Норвегии винил любят, в городе есть неплохой магазин с пластинками).
На танках висят специальные бирки, на которых написано, под какую музыку был сварен тот или иной сорт. Рок здесь в почете: AC/DC, Foo Fighters… Какие-то сорта варятся под Дэвида Боуи. Отведать продукт и убедиться в его качестве можно в дегустационном зале. Мы же отправляемся в самый старый городской бар, чтобы наконец обменяться друг с другом впечатлениями о поездке. А в нашем тесте Pentax K-3 осталось поставить главную точку: подвести итоги.
Выводы
Пожалуй, это был самый необычный тест фотокамеры за всю историю журнала Prophotos. При его подготовке я выкинул абсолютно все «синтетические» сюжеты в помойку. Я не старался протестировать умышленно ту или иную функцию фотоаппарата, а просто применял их в реальной съемке. Да и темп этого путешествия не давал возможности заниматься чем-то еще, кроме непосредственно съемок происходящего вокруг. Пусть любители «фотоанатомии» простят мне это: я не буду сегодня детально анализировать шумы Pentax K-3 на разных ISO, цветопередачу, скорость работы… Куда лучше об этом расскажут снимки.
Но свое мнение о фотокамере я составил, и спешу им с вами поделиться. Главная особенность K-3, которая обеспечила успех этой поездки, — это его влагозащищенность и неприхотливость. С любой другой камерой съемка в столь сложных условиях могла бы закончиться преждевременно и весьма плачевно. Но Pentax K-3 достойно перенес и снег, и дождь, и ветер. Мне очень понравилась работа матрицы этого фотоаппарата. С хорошей оптикой она способна обеспечить высочайшую детализацию снимков, что очень важно для фотографов-пейзажистов. С другой стороны, возможности шумоподавления, которые открывает несколько избыточное на мой взгляд разрешение, позволяют вести съемку на высоких ISO и не задумываться о результате. Чуть сложнее дела обстоят с цветом. Если вы любите яркие снимки, то при съемке в JPG придется выбрать соответствующий стиль изображения — яркий, иначе кадры вас могут разочаровать. Но никто не мешает добавить насыщенности и при постобработке, что я и сделал.
Встроенный стабилизатор изображения вполне эффективен на средне-длинных выдержках. Впрочем, я его применял в режиме «включил и забыл», используя скорее для подстраховки, когда съемка велась почти в полной темноте на выдержках порядка 1/40 с. Пару раз меня здорово выручала высокая скорострельность фотоаппарата — до 8,3 кадров/с. Но из-за большого размера файлов изображения съемка серией может спровоцировать паузы в работе: запись на карту памяти занимает существенное время. Поэтому я рекомендую использовать две скоростных (около 80-90 МБ/с) карты памяти с раздельной записью: на одну RAW, на другую JPG — камера это позволяет.
Я остался доволен и работой автофокуса. Во всяком случае, из двух тысяч кадров промах по фокусу я нашел от силы на десятке снимков, и то допускаю, что он произошел по моей вине. Причем фокусируется камера одинаково хорошо и в Live View по контрастному принципу, и при визировании через видоискатель. Одним словом, Pentax сделал продуманный и абсолютно рабочий фотоаппарат, который может уверенно конкурировать с другими зеркалками средней ценовой категории.
Плюсы:
- пыле- и влагозащищенный корпус;
- развитая эргономика;
- 24-мегапиксельная матрица без противомуарного фильтра;
- рабочие ISO до 3200 единиц включительно;
- высокая скорость работы;
- два слота для карт памяти;
- хороший автофокус, в том числе в следящем режиме;
- сравнительно большой ресурс батареи.
Минусы:
- для раскрытия потенциала матрицы нужна качественная оптика;
- требующее привыкания управление;
- недостаточно яркие цвета с настройками по умолчанию;
- отсутствие датчика автоматического отключения подсветки экрана.
Наше резюме
Pentax K-3 — это отличный выбор для фотопутешественника. Камера хорошо зарекомендовала себя при съемке в самых сложных условиях: ни снег, ни дождь, ни нехватка света для нее не является проблемой. Опытные фотографы оценят богатый функционал, развитое управление и возможности тонкой настройки кнопок K-3. При динамичных съемках поможет высокая даже для зеркалок скорострельность — до 8,3 кадров/с. Камера работает с двумя картами памяти, и это большой плюс: можно ускорить запись снимков, записывая RAW и JPG на разные карты, или повысить надежность их хранения за счет зеркалирования. Качество изображения тоже на высоте: 24-мегапиксельная матрица без низкочастотного фильтра отлично справляется с любой съемкой, особенно хорошо себя проявляя в пейзажной фотографии. Единственное неудобство — это, пожалуй, отсутствие датчика автоматического выключения подсветки дисплея.