Качество изображения. Выводы
Резкость и хроматические аберрации
Резкость — то, что часто подводит зумы большой кратности. Сделать объектив с 16,6-кратным зум, компактный, лёгкий, доступный и при этом резкий — задача непростая. Проверим, справился ли с ней Tamron?
В широкоугольном положении зума резкость на открытой диафрагме в центре умеренно-высокая. К краям кадра она снижается, но остаётся достаточной для печати не очень большим форматом, до A3 включительно. То есть открытая диафрагма здесь является полностью рабочей. Это, пожалуй, главное.
Если закрыть диафрагму до f/5,6, то резкость в центре становится ещё выше. Края и углы почти никак не изменяются: звенящей детализации от них ждать не стоит, но общий уровень резкости достаточный для большинства задач. Дальнейшее диафрагмирование для повышения детализации нецелесообразно: f/8 существенного прироста не даёт, а после f/11 начинает сказываться дифракция, которая неизбежно снижает детализацию.
В среднем положении зума объектив демонстрирует ту же тенденцию: абсолютно рабочая открытая диафрагма. Центр кадра резкий и не вызывает вопросов. Падение резкости от центра к краю присутствует, но не носит какого-то катастрофического характера. Снимки можно смело печатать. Диафрагмирование на качестве картинки сказывается слабо.
Самое интересное для нас — это фокусное расстояние 300 мм. Как правило, именно в телеположении у суперзумов бывают проблемы. Но не у Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD!
Резкость в центре кадра отличная уже на открытой диафрагме и немного возрастает при f/8. На периферии кадра есть вполне ожидаемое снижение детализации. И всё же, как и в случае с другими фокусными расстояниями, её оказывается достаточно для печати фото форматом до А3. 300 мм здесь абсолютно рабочие.
На этих же снимках хорошо видно, что объектив практически избавлен от хроматических аберраций. Незначительные их следы можно разглядеть на периферии кадра при сильном увеличении и внимательном поиске. Уровень ХА крайне низок, а сами по себе они в глаза не бросаются.
Геометрические искажения
Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD поддерживает внутрикамерную коррекцию искажений в JPEG. Исправляется дисторсия, хроматика и виньетирование. С используемой нами камерой Fujifilm X-S10 функция является неотключаемой. Но есть один нюанс: во время визирования на экране видна неисправленная картинка, со всеми искажениями. Пусть вас не смущает этот момент. На снимках или видео изображение будет всегда исправленным.
Фокусное расстояние 18 мм:
При работе с RAW можно использовать профиль коррекции. Для продуктов Adobe он уже выпущен. Без него в широкоугольном положении заметна сильная бочкообразная дисторсия.
Фокусное расстояние 300 мм:
В телеположении дисторсия направлена уже в другую сторону, но выражена крайне слабо. Её даже не видно при съёмке на экране камеры.
Бликозащита
Большинство объективов Tamron с просветлением BBAR-G2 отлично показали себя в наших тестах на бликозащиту. Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD не отстаёт от своих собратьев. Контраст высок на любых фокусных расстояниях, он не боится жёсткого контрового света.
В широкоугольном или среднем положении зума возможно появление единичных фиолетовых бликов при диафрагмировании до f/8 и сильнее. Сказывается сложная оптическая схема. От бликов нетрудно избавиться небольшим изменением точки съёмки.
В телеположении объектив почти не ловит бликов. В самых сложных ситуациях, когда солнце смотрит прямо в объектив, возможно небольшое локальное снижение контраста на открытой диафрагме. Во всех других сюжетах контровый свет вообще не вызывает сложностей.
Размытие
От суперзума не стоит ждать размытия уровня портретной оптики: и светосила не та, и задачи у таких объективов другие.
Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD может размывать фон на снимках, разделять планы при помощи малой глубины резкости.
Его характер размытия спокойный по меркам зумов, без формальных недостатков и даже сравнительно мягкий. Здесь нет назойливого двоения линий или эффекта чешуи. Блики могут иметь неоднородное заполнение — следствие обилия асферических элементов в оптической схеме. Однако на этом формальные недостатки заканчиваются.
Стабилизация
Для теста мы использовали камеру Fujifilm X-S10 с собственной системой стабилизации. Так что стабилизаторы в объективе и камере работали вместе. Нужно сказать, что они точно нашли общий язык и неплохо взаимодействовали, обеспечивая уверенную работу фотоаппарата на увеличенных выдержках.
При эквивалентном фокусном расстоянии 450 мм и съёмке с рук практически все кадры на выдержках до 1/80 с оказывались резкими. При 1/40 хорошей резкостью отличался примерно каждый третий кадр серии. На 1/20 добиться идеальной детализации уже не получилось, но сделать сравнительно резкие кадры вполне можно. Таким образом система стабилизации объектива и камеры дают уверенный выигрыш в четыре ступени экспозиции при съёмке с рук. Учитывая не слишком высокую светосилу объектива, это хороший бонус.
Выводы
Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD для байонетов X и E сочетает в себе огромный диапазон фокусных расстояний (27–450 мм экв.), очень малую дистанцию фокусировки, быстрый и тихий автофокус, эффективный стабилизатор и ещё кое-что уникальное. На данный момент это первый и пока единственный объектив для кропнутых беззеркалок Sony и Fujifilm с таким фокусным расстоянием.
Рекордсмену и первопроходцу можно было бы простить небольшие недостатки, но он не просит о поблажках. Резкости на открытой диафрагме хватает и в широкоугольном, и в телеположении. Безусловно, края кадра будут не идеально резкими. Ведь перед нами не сверхдорогой фикс, а любительский зум с кратностью 16,6х. Однако его возможностей точно хватит, чтобы печатать снимки форматом до А3. Неплохая бликозащита, почти полностью отсутствующие хроматические аберрации, полностью исправляемая программно геометрия — с качеством картинки у Tamron 18-300mm F/3.5-6.3 Di III-A VC VXD всё хорошо.
Этот объектив просто создан для съёмки в поездках и путешествиях. Он — лучший претендент на звание единственного объектива для фотоаппарата. Если вы хотите купить беззеркалку и не менять на ней оптику, то Tamron 18-300mm отлично подойдёт. И пусть комплект получится не самым компактным, зато возможности съёмки будут рекордно широки.
Плюсы:
- резкая для суперзума картинка на открытой диафрагме;
- хроматические аберрации очень слабо выражены;
- геометрические искажения подавляются программно в камере;
- уверенная работа в контровом свете;
- очень малая минимальная дистанция фокусировки;
- беззвучный автофокус;
- встроенный стабилизатор изображения;
- пыле- и влагозащита корпуса.
Минусы:
- нет выключателя автофокуса на корпусе;
- нет выключателя стабилизатора на корпусе;
- сравнительно большие габариты в разложенном состоянии;
- в RAW сильная бочкообразная дисторсия на минимальном зуме.