Sony XLR-K3M: микшер, микрофон и четырёхканальная запись
Тему цифровых микрофонов продолжает XLR-адаптер Sony XLR-K3M. Это уже не просто микрофон, это целый накамерный микшерный пульт с «пушкой» в комплекте. Он может работать одновременно с двумя источниками сигнала, а с камерой Sony A7S III обеспечивает даже четырёхканальную запись с трёх источников.
Лежащие в конструкции этого устройства принципы работы сходны с рассмотренным ранее микрофоном ECM-B1M. Чтобы максимально снизить влияние шумов, разработчики разместили аналого-цифровой преобразователь непосредственно в корпусе XLR-K3M. В камеру он может передавать уже оцифрованный и стойкий к помехам звук. С моделями камер, не поддерживающими цифровой интерфейс, XLR-K3M работает по аналоговому интерфейсу, обеспечивая тем самым обратную совместимость.
Само устройство устанавливается в башмак камеры, то есть подключается без дополнительных проводов. Однако в коробке с XLR-K3M кабель вы всё же найдёте: XLR-адаптер можно расположить и чуть в стороне, на риге.
Питание XLR-адаптера и подключённых к нему микрофонов берётся от фотоаппарата, никаких батареек! Это страхует оператора от брака по звуку, устройство не разрядится в самый неподходящий момент.
Крепление идущего в комплекте направленного микрофона ECM-XM1 механически развязано с самим адаптером при помощи демпферов. На микрофон почти не передаются шумы от нажатия кнопок на камере или касаний к штативу во время записи. Направленный микрофон ECM-XM1 уверенно отсекает фоновые шумы и позволяет брать звук лишь с одного направления. Он очень удобен для репортажных и событийных съёмок.
Совместимость
Список совместимости аналогичен ECM-B1M. В цифровом режиме XLR-K3M будет работать с камерами:
- Sony ILCE-7RM4;
- Sony ILCE-7SM3;
- Sony ILCE-7C;
- Sony ILCE-9M2;
- Sony ILCE-1.
Большинство других фотоаппаратов и видеокамер Sony с разъёмом Multi Interface Shoe будут поддерживать лишь аналоговый интерфейс. С ветераном модельного ряда Sony A6000 это устройство, к сожалению, работать не будет.
Настоящий микшерный пульт
Хоть в коробке с XLR-K3M вы и найдёте направленный микрофон-пушку, перед нами устройство чуть более универсальное и многогранное, нежели просто микрофон. Это фактически компактный микшерный пульт, который позволит получать сигналы от разных устройств, выравнивать их уровни друг относительно друга и передавать в камеру.
Всего у XLR-K3M три входа. Самый неприметный — это стандартный 3,5-мм разъём. Он позволяет регулировать уровень записи вручную при помощи отдельного диска или выставлять его автоматически.
Удобная вещь, если нужно подсоединить к устройству какой-то простой (например, петличный) микрофон и всегда держать уровень звука под контролем. При работе с большинством камер смешивать сигналы этого входа с другими нельзя, он работает только сам по себе. Исключение составляет Sony A7S III, которая позволяет брать с этого входа два дополнительных канала для записи. Об этом — ниже!
Пара других входов куда интереснее! Это комбинированные XLR/TRS-разъёмы. Подключить к ним можно как XLR-микрофон (например, идущую в комплекте «пушку»), так и 5-мм «джек» от любого другого источника.
Поддерживаются:
- линейный вход;
- микрофон без фантомного питания;
- микрофон с фантомным питанием +48 В.
Каждый вход имеет отдельный ручной регулятор уровня. Его также можно регулировать автоматически или привязать уровень второго входа к уровню первого (положение переключателя Link). Так проще записывать стереозвук. Подобная настройка работает как для автоматической, так и для ручной регулировки уровня первого входа. Второй вход будет просто подстраиваться под первый. Даже если используются совершенно разные микрофоны, режим Link позволит автоматически выровнять их уровни.
Как записывать звук с четырёх каналов на XLR-K3M?
Sony XLR-K3M может работать и с четырьмя дорожками! Оговоримся, что пока такой режим поддерживают не все камеры. Он есть, например, в Sony A7S III в цифровом режиме. Если в камере выбрать настройку 48 кГц/24 бита, а на адаптере установить режим IN1*IN2, то запись будет вестись на четыре раздельных канала. Первый вход — это первый канал, второй вход — второй канал, третий стереовход (3,5-мм джек) формирует третий и четвёртый каналы.
У оператора появляется возможность более гибко работать на монтаже, выставляя уровень, эффекты и шумоподавление для каждого из четырёх каналов перед сведением звука.
Вариантов использования четырёхканальной записи может быть много. Оператор должен отталкиваться от задачи и доступного оборудования.
Можно использовать 3,5 мм вход для записи общей звуковой картины в стереоформате, например, при съёмке интервью или постановочных сцен. С этой задачей хорошо справится микрофон ECM-XYST1M. Он подключается при помощи штатного кабеля и не требует внешнего питания, что исключает неприятные сюрпризы в виде внезапно севших батареек.
Такая звуковая дорожка позволит добавить объёма звучанию, а в критической ситуации может послужить резервной копией.
Этот же микрофон можно применять для записи общего звучания музыкальных коллективов, подключив к двум другим входам вокальные микрофоны или выход с полуакустической гитары.
Дополнительная звуковая дорожка может быть использована даже оператором, если он является полноценным участником сюжета. В этом случае подойдёт самая простая проводная петличка.
Дополнительные настройки
Встроенной функции шумоподавления, подобно той, что реализована в восьмикапсульном ECM-B1M, здесь нет. Ведь XLR-адаптер может работать с абсолютно разными источниками сигнала. Зато возможности фильтра низких частот для первого и второго каналов позволяют выбирать отсечку более гибко: на уровне 100 и 300 Гц. Такая настройка значительно снижает низкочастотный и часто неинформативный гул на записи. Но чтобы услышать результат работы фильтра, вам понадобятся качественные наушники или акустическая система, способная качественно воспроизводить частоты ниже 100 Гц.
Также первый и второй канал оснащены отдельными аттенюаторами на 0/10/20 дБ. Например, чувствительный штатный микрофон ECM-XM1 рекомендуется использовать с аттенюатором в положении -10 дБ.
Резюме
Sony XLR-K3M — это компактная качественная замена внешнему микшерному пульту, если вы работаете с малым количеством источников сигнала (например, с парой микрофонов). С самыми современными камерами есть возможность писать и четырёхканальный звук.
Удобные универсальные разъёмы позволяют подключать как XLR, так и TRS-штекеры, что существенно повышает удобство работы с устройством и не требует дополнительных адаптеров.
С последними моделями Sony Alpha этот XLR-адаптер способен работать по цифровому протоколу, передавая в камеру уже оцифрованный и защищённый от помех звук. С более старыми моделями есть обратная совместимость в аналоговом режиме.