Ноутбук в дороге. Обработка фотографий в поездке
Основные характеристики мы разобрали, можно перейти к обработке. Далее разберу несколько фотографий из путешествия по Кольскому полуострову. Я не сторонник «рисовать» что-то на снимке, поэтому обрабатываю максимально естественно. Стараюсь снимать сразу же чистые кадры, без лишних пристрелов, чтобы сохранить место на карте памяти и сэкономить время на постобработке, не заниматься отбором кадров.
Первым делом оцениваю основные характеристики: устраивает ли меня баланс белого, экспозиция, контраст, тени и белые. Если нет, здесь же ползунками их правлю. Чтобы подчеркнуть детали, я добавил чёткости на 11 пунктов.
После того как тень и свет выровнены, можно приступать к работе с тоновой кривой и цветом.
Я не любитель насыщенных цветов, предпочитаю уводить фотографию в более пастельные тона. Точная цветопередача дисплея позволяет работать на профессиональном уровне и не переживать за результат. Все полутона на этапе обработки отлично различимы.
Более детально работу с цветом я показал на скриншотах ниже.
А вот и итоговая фотография. Получилось очень атмосферно и красиво. Здесь я обрабатывал кадр, полученный с дрона. Дроны позволяют делать фото с нестандартных ракурсов и уже сейчас обладают высоким качеством съёмки, что открывает широкие возможности постобработки. В последней мне помог ноутбук MSI Prestige 14 A10SC.
Бóльшую часть удивительных природных явлений можно наблюдать именно в холодное время года (осень–зима), и северное сияние не исключение. Многие преодолевают огромные расстояния, чтобы увидеть заветное свечение в небе. Кому-то везёт, а кто-то уезжает ни с чем. Я видел его три раза, и это невероятная удача! Как вообще возникает сияние? Это результат столкновения солнечного ветра с магнитным полем Земли: поле деформируется (изгибается), и вся энергия концентрируется на полюсах. Слабое сияние сложно заметить глазом (используйте выдержку на камере для проверки), но если наблюдать из абсолютной темноты несколько минут, то уловить можно. Чем больше выброс солнечного ветра с поверхности звезды, тем интенсивнее и ярче сияние на полюсах. Оно длится от нескольких минут до суток. Нам повезло, светило больше часа, даже холод не особо ощущался, потому что красота Авроры перебивала все внешние факторы.
Ночная съёмка — довольно сложное занятие: нужны устойчивый штатив, тёплая одежда и, конечно же, терпение. При съёмке полярного сияния я использовал выдержку в 5 секунд, так как свечение было не таким динамичным. Если бы оно играло и переливалось всеми цветами, я бы не смог экспонировать по 5 секунд.
В зависимости от того, какое свечение, выставляем нужную выдержку: чем динамичнее свечение, тем короче выдержка, и наоборот. Светочувствительность в районе ISO 2000–32000 (зависит от того, как долго вы экспонируете), диафрагма открытая — f/1,8.
Важное условие — отсутствие засветки. Мы находились недалеко от населённого пункта, и некоторая часть света всё же попала в кадр (левый нижний угол). Сияние началось внезапно, поэтому у меня не было времени детально настраивать камеру, пришлось всё исправлять уже на этапе обработки.
В темноте необходимо поймать фокус: находите любой светящийся объект и вручную крутите объектив, пока источник света не станет чётким на экране фотоаппарата (режим Live View).
Итак, переходим к обработке. Чтобы сделать свечение в кадре более выигрышным, баланс белого устанавливаем на уровне 2700–3000 K, но всё зависит от исходного кадра и освещения. Стандартные настройки (экспозицию, контраст, тени и белые) не трогаю, так как исходный материал не требует этого. Переходим к работе с цветом и тоновой кривой.
Здесь два превалирующих цвета — синий и зёленый. Чтобы показать яркое свечение, насыщенность зелёного вывожу на максимум. На 25 пунктов поднимаю синие, чтобы подчеркнуть небо. Светимость также делаю ярче, чтобы зелёные переливы смотрелись эффектнее.
Я чуть-чуть промахнулся с фокусом, поэтому добавляю чёткости, чтобы подчеркнуть звёзды.
На некоторых кадрах из этой серии были хроматические аберрации, поэтому я автоматически проверяю кадр на наличие этого «мусора». Финальная проверка кадра, и готово.
По такому же алгоритму обрабатываю следующие кадры из серии. Компьютер показал себя отлично как с точки зрения мощности (здесь действительно производительное железо), так и с точки зрения вывода картинки. Обратите внимание, что многие снимки достаточно тёмные, и тут на первый план выходит дисплей и его качество. Благодаря экрану MSI Prestige 14 A10SC я смог обработать эти кадры и не ошибиться с тенями и цветом, грамотно использовать шумоподавление и другие инструменты.
А вот и итоговые снимки.
Разберём ещё один пример. Этот кадр мы сделали на берегу рыжих камней полуострова Рыбачий. Огромные валуны, изъеденные ветрами и эрозией, идеально голубая морская вода, волны — всё это хотелось подчеркнуть на этапе обработки.
Начинаем работу со стандартных настроек. Проверяем экспозицию, контраст, тени, белые и чёрные. На скриншоте видно, что я поднял экспозицию на 0,75, так как изначально промахнулся. Поднимаем немного тени для того, чтобы обратить внимание на камни. У них интересная фактура, поэтому усиливаем эффект ползунком «Чёткость» (Clarity).
Правим тоновую кривую.
Текстуру камням я добавил чёткостью, но теперь хочется подчеркнуть их и цветом, поэтому тянем зелёные и жёлтые ползунки для достижения нужного эффекта. Чтобы подчеркнуть воду в кадре, я поднял насыщенность цвета Aqua на 29 пунктов.
Небо захотелось немного утяжелить, придать чёткости, и я добавил маску и сместил экспозицию вниз. MSI Prestige 14 A10SC меня действительно удивил: устройство оказалось очень отзывчивым, и отображение результата при смене параметров почти не притормаживало, особенно если сравнивать с другими ноутбуками, с которыми я работал. Даже при использовании сложных масок всё было отлично.
На этом всё, так как снимок довольно чистый, выдумывать что-то с цветами не имеет смысла.