Вверх

FUJIFILM GFX 50R: неделя с экспертом

Дата публикации: 12.03.2019

Опыт съёмки. Скорость работы, автофокус

Своим опытом съёмки ранее поделился профессиональный фотограф Александр Хохлов, и мы несколько дополним его рассказ. Ведь нам удалось поснимать во многих жанрах и локациях. Собственно, в этом и заключается одно из главных достоинств FUJIFILM GFX 50R — камера почти не ограничивает фотографа в выборе жанра.

FUJIFILM GFX 50R портативная, защищённая от непогоды, максимально приспособленная для съёмки вне студии. Я спокойно эксплуатировал её в 20-градусный мороз — все системы работали нормально, лишь несколько инертным стало изображение на дисплее. Сравнительно крупные кнопки и управляющие диски позволяют снимать в перчатках.

GFX 50R / GF23mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/480 с, 18.0 мм экв.

Очень здорово выручает наклонный дисплей. Нижние и верхние точки фотографу не доставляют хлопот: зону автофокуса удобно задавать касанием, наклон камеры — отслеживать по электронному уровню на экране.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Заявленный ресурс одной зарядки аккумулятора — 400 кадров. По моим ощущениям, он соответствует реальности. Аккумулятора хватает примерно на 4 часа среднеинтенсивной съёмки. На сильном морозе эта цифра сокращается примерно до 300 кадров и 3 часов. Так что потенциальным покупателям FUJIFILM GFX 50R лучше позаботиться о запасных аккумуляторах. Через USB камеру подзарядить нельзя.

Многомегапиксельность и большой размер сенсора никаких ограничений на быстродействие не накладывают. После включения фотоаппарат готов сделать снимок менее чем через секунду, а само включение осуществляется оригинальным, но удобным рычажком на верхней панели: небольшое движение указательного пальца, и камера готова к работе.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Лаг затвора субъективно не воспринимается, можно условно сказать, что его нет. Этому способствует в том числе функция электронной передней шторки, когда экспонирование снимка начинается сразу после нажатия спуска, без предварительного закрытия-открытия затвора. Эта же функция помогает избежать смаза. FUJIFILM GFX 50R лояльна к длине выдержки. Для неё справедливо классическое эмпирическое правило: максимальная выдержка обратно пропорциональна эквивалентному фокусному расстоянию в мм. С объективом 63 мм с рук можно смело снимать на 1/40–1/60 с.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Есть здесь и полностью бесшумный электронный затвор, который делает фотографа абсолютно незаметным (как бы парадоксально это ни звучало) для среднеформатной камеры. Ограничения электронного затвора весьма традиционны: нельзя работать со вспышкой, присутствует ярко выраженный эффект rolling shutter, серийная съёмка происходит с пониженной до примерно 1,7 кадра/с скоростью.

Кадр снят с электронным затвором. Во время съёмки я двигал камеру вслед за музыкантом, и это спровоцировало появление эффекта rolling shutter.

Кадр снят с электронным затвором. Во время съёмки я двигал камеру вслед за музыкантом, и это спровоцировало появление эффекта rolling shutter.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/1500 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Серийная съёмка

Серийная съёмка в FUJIFILM GFX 50R также присутствует, и сделана она не для галочки. Камера уверенно отрабатывает серию со скоростью до 3 кадров/с. Для спорта этого, конечно, маловато, но для более простых сюжетов вполне неплохо. Я использовал серийную съёмку для подстраховки во время работы с ответственными сюжетами, делая подряд три кадра. Даже в случае смаза из трёх дублей точно можно выбрать резкий кадр.

GFX 50R / GF23mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW

При использовании затвора с электронной передней шторкой максимальная скорострельность камеры 1,8 кадра/с. Если нужно снимать быстрее, придётся включить чуть более шумный полностью механический затвор. С ним серийная съёмка разгоняется до 3 кадров/с.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/680 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

JPEG можно снимать очень длинными сериями, нам не удалось дождаться замедления скорости. При съёмке в сжатом RAW (сжатие без потерь) заявленный объём буфера составляет 13 кадров, но нам удалось снять непрерывную серию из 58 кадров за 20 секунд, и лишь потом темп снизился. Однако полновесный несжатый RAW расставил всё по своим местам: в этом формате непрерывная серия на максимальной скорости не превысила 9 кадров при заявленных восьми. Отметим также, что высокая скорость работы достигается на быстрых UHS-II картах памяти, предварительно отформатированных в камере. Во время теста мы сталкивались с ситуацией, когда переполненная флешка, с которой выборочно удалялись кадры для экономии места, не позволяла получить заявленную в спецификациях длину серии.

Во время серийной съёмки между снимками живой картинки в видоискателе или на дисплее нет — показывается последний сделанный кадр. Это несколько ограничивает сферу применения FUJIFILM GFX 50R. Но эта модель и не создавалась, чтобы строчить, как из автомата. Перед нами скорее мощное оружие снайпера, предназначенное для единственного точного выстрела, но готовое стрелять очередями в экстремальных условиях. При покадровой съёмке каких-либо ограничений нет. Камера готова к дальнейшей работе после сделанного кадра.

Автофокус

Автофокус FUJIFILM GFX 50R работает по контрастному принципу. Напомним, что для среднеформатных беззеркалок, коих не так уж и много на рынке, это является нормой. И у такого решения есть свои плюсы. Контрастный автофокус отличается высокой точностью, поскольку наведение на резкость происходит непосредственно по изображению на матрице. За время теста промахов по вине камеры замечено не было. Главное — правильно указать ей точку, куда наводиться, а также правильно выбрать её размер.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/340 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW

Фотографу доступен выбор из 425 или 117 точек (задаётся в меню), покрывающих большую часть площади кадра (не задействуются лишь самые края).

Выбор числа точек АФ

Выбор числа точек АФ

Размер области также можно менять. Работа с минимальным размером точки автофокуса несколько снижает его цепкость.

С другой стороны, большая область автофокуса может провоцировать камеру сфокусироваться на случайно попавших в эту область объектах переднего или заднего плана. Размер области автофокуса должен быть таким, чтобы она захватывала только нужный объект.

Расположение точек автофокуса. Минимальная возможная зона АФ.

Расположение точек автофокуса. Минимальная возможная зона АФ.

Расположение точек автофокуса. Максимальная возможная зона АФ.

Расположение точек автофокуса. Максимальная возможная зона АФ.

Непосредственно точку автофокуса можно выбирать как касаниями экрана, так и джойстиком. При визировании через видоискатель становится доступным ещё один метод — перетаскивание по сенсорному дисплею. Так что в выборе области автофокуса камера унаследовала лучшие наработки из репортажноориентированных фотоаппаратов Fujifilm.

От них же досталась возможность раздельного указания области автофокуса и её размера для вертикальной и горизонтальной ориентации кадра. Это очень сильно увеличивает оперативность работы, в том числе при съёмке портретов. Можно воспользоваться и автоматическим выбором зоны автофокуса. В этом случае приоритет будет отдаваться объектам переднего плана.

Но у FUJIFILM GFX 50R есть ещё один козырь в рукаве, который камера прячет до последнего: докопаться до включения функции распознавания лиц и глаз не так просто, оно спрятано в меню.

Меню распознавания лиц и глаз

Меню распознавания лиц и глаз

Здесь всё так же, как было, например, в FUJIFILM X-H1: можно фокусироваться отдельно по левому или по правому глазу, автоматически выбирать глаз или просто ограничиться распознаванием лиц. Камера достаточно уверенно распознаёт лица анфас и вполоборота, при съёмке в профиль лицо часто не распознаётся. Ближний к камере глаз распознаётся на крупноплановых портретах, при средней крупности камера переходит к фокусировке по лицу. Однако точности наведения это не мешает — приоритет всё равно отдаётся глазам.

Распознавание лиц и глаз во время съемки

Распознавание лиц и глаз во время съемки

Скорость автофокуса для среднеформатных камер можно охарактеризовать как очень высокую. В хороших и умеренных световых условиях (съёмка до ISO 3200) скорость автофокуса по статичным объектам не отличается от средней для современных зеркалок и беззеркалок — примерно треть секунды или чуть меньше в зависимости от объектива. Слабоконтрастные и слабоосвещённые сюжеты могут приводить к увеличению времени фокусировки или пустым прогонам.

GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/2700 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Главным минусом контрастного автофокуса является специфическая работа в непрерывном режиме. Автофокус находится в постоянном движении, перестраиваясь микрошажками туда-сюда. Его точность падает, учащаются ошибки. Это может осложнить непостановочную съёмку быстродвижущихся объектов. Но требовать от самой доступной среднеформатной камеры на рынке ещё и репортажных возможностей было бы слишком опрометчивым…

Дата публикации: 12.03.2019
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Дополнительные функции»
Георгий Полицарнов, 2019-10-03T18:02:47

Рисунок оптики — штука очень субъективная. Тут я Вас хорошо понимаю. Это действительно дело вкуса.

shimonov_evgeny@*******, 2019-10-01T18:46:09

Да, именно к Pentax 645D я серьёзно присматривался несколько лет назад, а образцы фото качал именно с https://prophotos.ru. Сейчас ещё раз пересмотрел их. Но после оптики Leica и Zeiss снимки с Pentax кажутся уж очень плоскими. И никак не могу к этому привыкнуть. У оптики Pentax другой оптический рисунок и совсем другая передача пространственной перспективы, а это для меня самое ощущаемое в фотографии!

Георгий Полицарнов, 2019-09-30T16:02:47

Ну тогда могу лишь посоветовать посмотреть на Pentax 645D. Вот там была прекрасная CCD-матрица! Тест есть у нас на сайте.

shimonov_evgeny@*******, 2019-09-30T11:35:06

Да, я в курсе про Kodak. Только вечный идеалист может мечтать о прежних матрицах Kodak, да ещё и неимоверного на сегодняшний день размера 6х9 см. Я и по сей день снимаю на малую CCD-ма́трицу, и это лучшая живая цветопередача картинки и объёма пространства.

Георгий Полицарнов, 2019-09-30T07:01:57

Не хочу Вас расстраивать, но того Kodak уже нет: бренд и часть патентов ушли с молотка.

Евгений Шимонов, 2019-09-29T00:09:53

А я мечтаю о ПЗС-матрице 6х9 см от Kodak, установленной на фотокамеру Leica! Никакая КМОП-матрица Sony не может передать такого абсолютного качества объёма и цвета, которое даёт, например, ПЗС-матрица Kodak в фотокамере Leica M9. Азиаты в силу своего природного восприятия цвета и объёма никогда не сделают матрицу, соответствующую природному восприятию европейца. Широкоформатная CCD-ма́трица Kodak - это вершина передачи естественного цвета лица, четкости и объёма.

Александр Семёнов, 2019-08-18T16:45:15

Покрутил равы туда-сюда, туда-сюда. Детализация и резкость впечатляют, но совершенно не понравился цвет кожи. Типичная тётя Соня, от которой одно спасение: перевести всё в ч/б.

Георгий Полицарнов, 2019-06-06T14:23:59

Роман, спасибо, полностью согласен с Вами.

Роман Юрьев, 2019-06-06T14:20:35

Очень качественный обзор. Прочитав коментарии просто изумляюсь что сравнивая эту камеру (матрицу) с FF и тем более APS... НИКТО не говорит о самом главном. Ведь не в мегапикселях дело! Дело в том что крупная физически (а не по разрешению) матрица позволяет получать совсем другую картинку в плане соотношения частей и целого, компоновки переднего и заднего планов. Все забывают что, например штатник на 6*7 - это 100мм! объектив. а для 24*36 - это 50мм. Отсюда глубина, "воздух" на крупных матрицах (или пленках) совсем другие. И никакими постобработками вы их не получите и не исправите! Можно на кропе получить прекрасный цвет, разрешение и тд... но не возможно достичь тот же объем и глубину картинки. Многие фотографы (и я в том числе) были бы рады получить матрицу пусть 12мп но размером 6*7. Нет таких, и не будет... Поэтому пусть 44*33, но это другой уровень изображения. Остальное - абсолютно вторично.

Jungle, 2019-05-27T09:27:23

Фото классные, но волосы то мыло.

Георгий Полицарнов, 2019-03-25T06:45:00

Я в тесте специально написал: объективы в системе настолько тяжелые и громоздкие, что двуручный хват неизбежен. Левая рука всё равно будет поддерживать объектив. А при этом наплыв под правую руку не столь уж важен.

Pimen Tot, 2019-03-23T17:45:45

объективы нелегкие, с учетом и веса самой камеры...хват необходим чтобы удержать камеру с объективом при подобном дисбалансе. Если объектив небольшой то нормально, если же ставить зум то хотелось бы и нормальный хват

Ив Монтан, 2019-03-23T13:43:29

Согласен, не только в студиях но и с коптеров, вот тут ваш хват не нужен, там чем компактнее тем лучше

Mikhail Malyugin, 2019-03-22T10:07:37

C ретушью конечно полный провал, особенно на мужских портретах =)
Уж очень отвлекают все эти "заплатки" ))

А камера интересная, это да.

alexey umidoff, 2019-03-20T10:43:50

Смысл моего комментария в том, что для подавляющего большинства, включая и профессионалов, не будет никакой разницы, кроме разрешения. И это нормально. Потому что даже чтобы увидеть эту разницу нужно вложиться хотя бы в про-монитор в треть цены этой камеры, который покажет все эти тонкие цветовые переходы.
В камеру стоит вкладывать в последнюю очередь.
.
А те, кто чётко видит разницу между изображениями СФ и ФФ (к коим себя я, например, не отношу), полагаю, уже его, этот СФ, имеют.
.
Обратите внимание, кстати, на фото Бентли, особенно последнее - насколько плохо совмещены исходные фотографии. А вы говорите о цветовых переходах =)

Жорж, 2019-03-20T09:25:54

Титьки-это вообще самое серьезное, что есть фотографии! Какой-нть Рашап с радостью это подтвердит))

Жорж, 2019-03-20T09:20:55

Конкретно на этих фотографиях проблема еще и с постобработкой(как будто тупым топором).
А разница между кропом и СФ все-таки будет не только в разрешении. Точнее цветопередача, больше оттенков и цветовых градиентов и т.п.

alexey umidoff, 2019-03-17T13:53:19

Продакшн - свет, локация, объект, эффекты, последующая обработка - всегда были важнее камеры. Эти фотографии можно было снять и на кроп десятилетней давности, и общий вид фото не поменялся бы никак - разница была бы только в разрешении, по сути.
Тут вопрос именно в том, нужны ли конкретно вам эти 50 мегапикселей или нет.
Одно фото снято на Canon 600d на китовый объектив 18-55, другое - на Canon 1100d, объектив - пластик-фантастик 50 1.8 II
Фото не мои, одной девушки из Воронежа, здесь для иллюстрации.

https://uploads.disquscdn.c...
https://uploads.disquscdn.c...

Владимир, 2019-03-16T08:14:33

Если кому реально интересно как работает GFX системы от Fuji смотрим тут

https://www.prophotonut.com/

Павел, 2019-03-16T05:07:05

Коллега не надо быть столь безапелляционным. Тестировать камеру и работать ею - разные вещи.
Я никогда не держал руках цифровой средний формат, но очень хорошо представляю себе работу с ним, т.к в плёночную эпоху больше 10 лет работал на плёночном же среднем формате. Не вдаваясь в подробности работы скажу, что по сравнению с узкой плёнкой (современный цифровой фулфрейм) средний формат - другая мотивация, другие задачи съёмки и, если угодно, другая философия.
Так что большая матрица себя полностью оправдывает. Ну а расход, батареи, размер файлов, та же цена - неизбежная плата за размер матрицы и энергопотребление. Хотя цена, конечно, зависит и от производителя: на одном полюсе - пафосные понтовые Хассель и Альпа, на другом - "народные" Фуджи и Пентакс))

14bb5e59 eb6d 4ecb bdab 477faa764d66