Вверх

FUJIFILM GFX 50R: неделя с экспертом

Дата публикации: 12.03.2019

Тест от Александра Хохлова, студийная съёмка

Прежде чем перейти к редакционной части теста FUJIFILM GFX 50R, мы дали камеру в руки профессиональному фотографу Александру Хохлову, известному не только в России, но и за границей своими яркими и необычными студийными работами. Он как никто другой знает всё о качестве изображения, широкоформатной печати и высоких технических требованиях. На этой странице передаём слово Александру.

Работа в студии

Многие знают, что среднеформатные камеры исторически тесно связаны с рынком рекламной фотографии. И дело не только в высочайшей детализации, позволяющей создавать изображения, пригодные для печати на билбордах. Качество фотографий, пластика, цвет, широчайшие возможности редактирования благодаря широкому динамическому диапазону — именно за это профессионалы ценят средний формат и продолжают использовать его для многих коммерческих задач. Неудивительно, что новинку от Fujifilm мы решили протестировать в привычных для среднего формата условиях — профессиональной фотостудии. В рамках своей части теста я снял небольшую fashion-историю, а также поработал над созданием нескольких мужских портретов с драматическим освещением.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/100 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW

Два года назад ко мне в руки попала FUJIFILM GFX 50S, и камера смогла произвести на меня впечатление своей скоростью, аккуратной и точной работой автофокуса, обилием настроек и, безусловно, качеством изображения.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW

После флагманской среднеформатной камеры семейства Fujifilm первые ощущения от GFX 50R крайне необычные. Камера настолько компактна (для среднего формата, конечно же), что её не хочется сразу же поставить на штатив, как предшественницу и любого другого «одноклассника». Да, FUJIFILM GFX 50S также может похвастаться компактными для среднего формата размерами, но её экстерьер гораздо больше соответствует камерам этого сегмента.

Так выглядит FUJIFILM GFX 50S сверху.

Так выглядит FUJIFILM GFX 50S сверху.

GFX 50R напоминает скорее раздавшуюся во все стороны дальномерную камеру. Она заметно легче, и при динамичной съёмке малый вес станет однозначным плюсом. С этой камерой я отработал 5-часовой студийный фотосет, снимая исключительно с рук, и в итоге не испытывал проблем с болью в суставах даже несмотря на отсутствие такой же удобной рукоятки, как у старшей модели. Поначалу Fujifilm GFX 50R вообще не кажется хваткой, но дизайн под «дальномерку» оказался на удивление практичным — держать камеру в руках и работать ей исключительно удобно.

FUJIFILM GFX 50R намного компактнее предыдущей модели.

FUJIFILM GFX 50R намного компактнее предыдущей модели.

Облегчённая версия GFX лишилась возможности использования одного из самых интересных и важных, на мой взгляд, аксессуаров — съёмного видоискателя. К расположенному практически у края корпуса встроенному видоискателю мне привыкнуть сложно. За пару съёмок у меня так и не получилось этого сделать: глаз автоматически ищет видоискатель в центре корпуса (впрочем, кому-то такое расположение наоборот нравится больше). Поэтому в некоторых случаях проще было фокусироваться с помощью экрана, тем более что сенсорный дисплей позволяет задавать точку фокусировки простым касанием пальца.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW

Поскольку я работаю преимущественно в жанре портретной фотографии, мне было интересно испытать функцию распознавания лиц и глаз в кадре. К чести Fujifilm, эта функция реализована в GFX 50R на очень высоком уровне. В большинстве ситуаций автофокус уверенно «хватает» лицо и точно срабатывает. Сложности могут вызвать лишь непростые условия освещения. Например, при работе со смешанным светом и длинными выдержками — здесь существует риск промаха или слишком медленной скорости срабатывания автофокуса. Поэтому в данном случае лучше использовать дополнительную подсветку для фокусировки.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F2, 1/100 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW

FUJIFILM GFX 50R — это камера-провокатор. Весь дизайн и эргономика созданы для того, чтобы ваша съёмка была динамичной, и этого явно не достаёт её более солидным одноклассникам, той же Hasselblad X1D-50c. Автофокус точен и быстр: в ходе съёмки я работал не только с моделями, но и с довольно подвижными собаками, и эти сюжеты не стали для камеры большим испытанием. В подобной съёмке порой можно войти в раж и начать работать сериями, скорость серийной съёмки составляет 3 кадра в секунду.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 50, F5.6, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW

С FUJIFILM GFX 50R есть риск полностью забыть, что вы работаете с серьёзным представителем фотоиндустрии — осознание этого факта приходит только при взгляде на итоговое изображение. Как было сказано выше, заметно похудевший корпус и чуть поскромневшая эргономика никак не сказались на качестве картинки. В этом кроется, пожалуй, главный сюрприз камеры. Подобный уровень детализации может вызвать шквал эмоций прежде всего у профессиональных ретушёров — с этими изображениями им предстоит много работы. Несмотря на наличие серьёзных конкурентов в сегменте полнокадровых камер, подобную детализацию и качество изображения на сегодняшний день может предложить только средний формат — размер матрицы (а вместе с ней и площадь пикселя) всё же имеет значение. И то, насколько доступным сейчас стало это качество для фотографов, безусловно, подкупает.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
Увеличенный фрагмент снимка позволяет оценить детализацию, которую обеспечивает GFX 50R.

Увеличенный фрагмент снимка позволяет оценить детализацию, которую обеспечивает GFX 50R.

В работе над мужским портретом я намеренно использовал драматичное освещение, чтобы посмотреть, насколько хорошо камера справляется с проработкой теней. FUJIFILM GFX 50R имеет в багаже солидный динамический диапазон (10,8 стопа на ISO 100 по заявлению производителя), с которым у вас есть определённый запас для возвращения потерянных деталей — на постобработке недоэкспонированные участки хорошо прорабатываются.

С хайлайтами ситуация чуть хуже, здесь реальный лимит составляет примерно 2 стопа. Возможно, из-за этого камера имеет тенденцию немного недоэкспонировать изображение. При съёмке я бы в любом случае советовал чуть прибирать яркость дисплея, который показывает картинку более светлой, чем она есть на самом деле. В этом случае как нельзя кстати придётся способность камеры снимать с функцией тетеринга для мгновенной оценки изображений на экране компьютера или монитора (об этом подробнее расскажут мои коллеги из Prophotos на следующих страницах). По аналогии с FUJIFILM GFX 50S камера поддерживает также передачу файлов с помощью Wi-Fi. Новинка получила и нововведение — поддержку Bluetooth, который облегчает связь камеры с мобильными устройствами.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 с, 46.0 мм экв.Cкачать RAW

Чтобы оценить, как камера работает с цветом в изображениях, я специально приложил необработанные RAW-файлы. При съёмке использовал так называемые «сжатые» RAW-изображения, которые, как заявлено производителем, не теряют качества при сжатии. Действительно, при редактировании подобных файлов я не заметил разницы между полноценными RAW, а для тех, кто привык экономить место на диске, этот формат придётся как нельзя кстати. Изображения, снятые на среднеформатные камеры Fujifilm, имеют широкие возможности редактирования цвета.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/80 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW

Особенно качество картинки оценят любители поснимать с цветными фильтрами или просто в очень сложных условиях смешанного света. При редактировании файлов с полнокадровых камер нередко можно получить разделение цветов в виде некрасивого слоистого «пирога» — последствия применения слишком «тонких» цветных фильтров на матрице. В Fujifilm GFX 50R про эту проблему можно забыть и крутить ручки регулирования насыщенности и яркости света сколько душе угодно. Цвет густой и насыщенный, не рассыпается при редактировании.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/80 с, 47.0 мм экв.Cкачать RAW

Кроме того, никуда не делась возможность использования фирменных пресетов Fujifilm, поэтому при съёмке только JPEG можно спокойно воспользоваться одним из предложенных камерой решений и по желанию внести в них минимальную коррекцию.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.

GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 50, F5, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
Увеличенный фрагмент снимка.

Увеличенный фрагмент снимка.

Это уже вторая среднеформатная камера GFX, которая попадает ко мне на тест. В сухом остатке FUJIFILM GFX 50R хороша. Хороша настолько, что наверняка станет желаемой для многих профессионалов, работающих в студии и не только. Если GFX 50S ломала стереотипы о когда-то недоступном сегменте камер, то «эрка» разбивает их вдребезги — это самый лёгкий, быстрый и, главное, бюджетный средний формат на рынке, который способен выдавать беспрецедентное качество изображения. К некоторым моментам, безусловно, можно придраться: мне не понравилось работать со встроенным видоискателем в студии, а цвет скинтона у GFX 50R с небольшим уходом в мадженту (это в целом характерно для камер Fujifilm). Рассматривать эту камеру, как рабочую лошадку для студии, можно и нужно — для работы с импульсным светом не нужны дополнительные навороты вроде стабилизатора или суперскоростной съёмки, а цвет всегда можно скорректировать пресетами.

Дата публикации: 12.03.2019
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Эргономика и управление FUJIFILM GFX 50R»
Георгий Полицарнов, 2019-10-03T18:02:47

Рисунок оптики — штука очень субъективная. Тут я Вас хорошо понимаю. Это действительно дело вкуса.

shimonov_evgeny@*******, 2019-10-01T18:46:09

Да, именно к Pentax 645D я серьёзно присматривался несколько лет назад, а образцы фото качал именно с https://prophotos.ru. Сейчас ещё раз пересмотрел их. Но после оптики Leica и Zeiss снимки с Pentax кажутся уж очень плоскими. И никак не могу к этому привыкнуть. У оптики Pentax другой оптический рисунок и совсем другая передача пространственной перспективы, а это для меня самое ощущаемое в фотографии!

Георгий Полицарнов, 2019-09-30T16:02:47

Ну тогда могу лишь посоветовать посмотреть на Pentax 645D. Вот там была прекрасная CCD-матрица! Тест есть у нас на сайте.

shimonov_evgeny@*******, 2019-09-30T11:35:06

Да, я в курсе про Kodak. Только вечный идеалист может мечтать о прежних матрицах Kodak, да ещё и неимоверного на сегодняшний день размера 6х9 см. Я и по сей день снимаю на малую CCD-ма́трицу, и это лучшая живая цветопередача картинки и объёма пространства.

Георгий Полицарнов, 2019-09-30T07:01:57

Не хочу Вас расстраивать, но того Kodak уже нет: бренд и часть патентов ушли с молотка.

Евгений Шимонов, 2019-09-29T00:09:53

А я мечтаю о ПЗС-матрице 6х9 см от Kodak, установленной на фотокамеру Leica! Никакая КМОП-матрица Sony не может передать такого абсолютного качества объёма и цвета, которое даёт, например, ПЗС-матрица Kodak в фотокамере Leica M9. Азиаты в силу своего природного восприятия цвета и объёма никогда не сделают матрицу, соответствующую природному восприятию европейца. Широкоформатная CCD-ма́трица Kodak - это вершина передачи естественного цвета лица, четкости и объёма.

Александр Семёнов, 2019-08-18T16:45:15

Покрутил равы туда-сюда, туда-сюда. Детализация и резкость впечатляют, но совершенно не понравился цвет кожи. Типичная тётя Соня, от которой одно спасение: перевести всё в ч/б.

Георгий Полицарнов, 2019-06-06T14:23:59

Роман, спасибо, полностью согласен с Вами.

Роман Юрьев, 2019-06-06T14:20:35

Очень качественный обзор. Прочитав коментарии просто изумляюсь что сравнивая эту камеру (матрицу) с FF и тем более APS... НИКТО не говорит о самом главном. Ведь не в мегапикселях дело! Дело в том что крупная физически (а не по разрешению) матрица позволяет получать совсем другую картинку в плане соотношения частей и целого, компоновки переднего и заднего планов. Все забывают что, например штатник на 6*7 - это 100мм! объектив. а для 24*36 - это 50мм. Отсюда глубина, "воздух" на крупных матрицах (или пленках) совсем другие. И никакими постобработками вы их не получите и не исправите! Можно на кропе получить прекрасный цвет, разрешение и тд... но не возможно достичь тот же объем и глубину картинки. Многие фотографы (и я в том числе) были бы рады получить матрицу пусть 12мп но размером 6*7. Нет таких, и не будет... Поэтому пусть 44*33, но это другой уровень изображения. Остальное - абсолютно вторично.

Jungle, 2019-05-27T09:27:23

Фото классные, но волосы то мыло.

Георгий Полицарнов, 2019-03-25T06:45:00

Я в тесте специально написал: объективы в системе настолько тяжелые и громоздкие, что двуручный хват неизбежен. Левая рука всё равно будет поддерживать объектив. А при этом наплыв под правую руку не столь уж важен.

Pimen Tot, 2019-03-23T17:45:45

объективы нелегкие, с учетом и веса самой камеры...хват необходим чтобы удержать камеру с объективом при подобном дисбалансе. Если объектив небольшой то нормально, если же ставить зум то хотелось бы и нормальный хват

Ив Монтан, 2019-03-23T13:43:29

Согласен, не только в студиях но и с коптеров, вот тут ваш хват не нужен, там чем компактнее тем лучше

Mikhail Malyugin, 2019-03-22T10:07:37

C ретушью конечно полный провал, особенно на мужских портретах =)
Уж очень отвлекают все эти "заплатки" ))

А камера интересная, это да.

alexey umidoff, 2019-03-20T10:43:50

Смысл моего комментария в том, что для подавляющего большинства, включая и профессионалов, не будет никакой разницы, кроме разрешения. И это нормально. Потому что даже чтобы увидеть эту разницу нужно вложиться хотя бы в про-монитор в треть цены этой камеры, который покажет все эти тонкие цветовые переходы.
В камеру стоит вкладывать в последнюю очередь.
.
А те, кто чётко видит разницу между изображениями СФ и ФФ (к коим себя я, например, не отношу), полагаю, уже его, этот СФ, имеют.
.
Обратите внимание, кстати, на фото Бентли, особенно последнее - насколько плохо совмещены исходные фотографии. А вы говорите о цветовых переходах =)

Жорж, 2019-03-20T09:25:54

Титьки-это вообще самое серьезное, что есть фотографии! Какой-нть Рашап с радостью это подтвердит))

Жорж, 2019-03-20T09:20:55

Конкретно на этих фотографиях проблема еще и с постобработкой(как будто тупым топором).
А разница между кропом и СФ все-таки будет не только в разрешении. Точнее цветопередача, больше оттенков и цветовых градиентов и т.п.

alexey umidoff, 2019-03-17T13:53:19

Продакшн - свет, локация, объект, эффекты, последующая обработка - всегда были важнее камеры. Эти фотографии можно было снять и на кроп десятилетней давности, и общий вид фото не поменялся бы никак - разница была бы только в разрешении, по сути.
Тут вопрос именно в том, нужны ли конкретно вам эти 50 мегапикселей или нет.
Одно фото снято на Canon 600d на китовый объектив 18-55, другое - на Canon 1100d, объектив - пластик-фантастик 50 1.8 II
Фото не мои, одной девушки из Воронежа, здесь для иллюстрации.

https://uploads.disquscdn.c...
https://uploads.disquscdn.c...

Владимир, 2019-03-16T08:14:33

Если кому реально интересно как работает GFX системы от Fuji смотрим тут

https://www.prophotonut.com/

Павел, 2019-03-16T05:07:05

Коллега не надо быть столь безапелляционным. Тестировать камеру и работать ею - разные вещи.
Я никогда не держал руках цифровой средний формат, но очень хорошо представляю себе работу с ним, т.к в плёночную эпоху больше 10 лет работал на плёночном же среднем формате. Не вдаваясь в подробности работы скажу, что по сравнению с узкой плёнкой (современный цифровой фулфрейм) средний формат - другая мотивация, другие задачи съёмки и, если угодно, другая философия.
Так что большая матрица себя полностью оправдывает. Ну а расход, батареи, размер файлов, та же цена - неизбежная плата за размер матрицы и энергопотребление. Хотя цена, конечно, зависит и от производителя: на одном полюсе - пафосные понтовые Хассель и Альпа, на другом - "народные" Фуджи и Пентакс))

8bbbac88 4bfb 49ec ac72 ee68072f65bc