Качество изображения
Качество изображения — бесспорный плюс среднего формата. Но всё же, что именно получит фотограф, переходя с кропа или полного кадра на матрицу 44×33 мм? Первое — это, конечно, разрешение. Речь здесь идёт не об абстрактных мегапикселях, а о получаемой на практике детализации. Ведь те же 50 мегапикселей мы видели ранее и в классе полного кадра…
Большая матрица (её площадь на 68% больше полного кадра) позволяет реализовать меньшую плотность пикселей и больший размер светочувствительного элемента. Такой сенсор не только собирает физически больше света, но и предъявляет более мягкие требования к разрешающей способности оптики.
Итоговая детализация снимков завораживает. На пейзажных кадрах видна каждая снежинка, каждый кристалл инея. Теоретически топовые полнокадровые фотоаппараты способны выдать сравнимую детализацию. Но там, где для полного кадра проходит верхняя граница качества, у среднего формата всё только начинается.
Обратите внимание, что высокая детализация получается по всей площади кадра, даже в углах. Это заслуга оптики. Кстати, она не слишком светосильная (ГРИП за счет большого размера сенсора даже при такой светосиле получается очень маленькой). В системе нет объективов «светлее» f/2, основные значения диафрагмы — f/2,8 и f/4. Возможно, в этом кроется одно из слагаемых качества картинки: ведь чем светосильнее объектив, тем сложнее добиться от него низкого уровня искажений.
Оптика в системе GFX вообще творит чудеса. Даже на открытой диафрагме она практически лишена хроматических аберраций, геометрических искажений и виньетирования. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне хочется добавить виньетирование на этапе постобработки, чтобы усилить акцент на центральной части кадра.
Из-за большего размера сенсора и, как следствие, большого фокусного расстояния объективов глубина резкости при съёмке на FUJIFILM GFX 50R всё равно получается очень малой не только на f/2, но и на f/2,8, и на f/4. Безусловно, работа с малой ГРИП усложняет жизнь фотографа: приходится сильнее закрывать диафрагму в пейзаже, точнее выбирать, на чём именно поставить акцент фокусом. Чаще приходится использовать штатив и повышать ISO.
Однако есть у малой глубины резкости и оборотная сторона — в кадре появляется пластика, объём, разделение планов. Откройте снимок на 100%.
За счёт малой глубины резкости он воспринимается живее и интереснее. Конечно, на превью в интернете это трудно оценить, снимки с такой камеры нужно печатать (лучше большим форматом).
Отдельно мне хочется отметить цвет: густой, насыщенный и точный. Очень многие кадры в этом обзоре не подвергались редактированию. Цвет «из камеры» фирменный, как и в других беззеркалках Fujifilm.
А если вы желаете чуть приукрасить действительность, то можно использовать профили Classic Chrome или Velvia (как у большинства кадров на этой странице) прямо в камере. Впрочем, мы не просто так прилагаем ко всем снимкам сырые RAW-файлы: можно скачать любой из них и поэкспериментировать с обработкой.
Здесь применяется матрица с байеровским массивом пикселей, а не фирменный X-Trans от Fujifilm. Мы не будем давать оценку этому факту, лишь отметим результат: матрица способна дать очень высокое разрешение при съёмке. Вероятнее всего, противомуарного фильтра нет или он очень слабый (мы не нашли этой информации в официальных спецификациях), на отдельных тестовых сюжетах нам удавалось получить муар.
Кадр сконвертирован из RAW в Adobe Lightroom. На подкладке рюкзака отчетливо виден муар. В JPEG из камеры он также присутствует, но менее заметен.
За почти месяц использования камеры таких кадров набралось не более двух-трёх, но всё же стоит проявлять осторожность при съёмке сюжетов с очень мелкими периодическими текстурами.
Тест ISO
Минимальной чувствительностью для FUJIFILM GFX 50R является ISO 100, но есть «расширяемое» значение ISO 50. На нём можно смело снимать, но запас в светах будет у́же, чем при ISO 100. А вот детализация одинаково высокая!
Когда открываешь на мониторе увеличенный до 100% снимок, он смотрится таким же резким, как и без увеличения. Например, отчётливо различимы тросы крана на расстоянии полукилометра от точки съёмки, читается название и номер теплохода, видны все дорожные знаки на сотни метров вперёд. Это 50 мегапикселей во всей своей красе. Картинка гладкая и чистая, лишена цифрового шума. Цветопередача и в тенях, и в светах точная.
Дальнейшее повышение ISO плавно шаг за шагом повышает и цифровой шум. На ISO 200 ещё не различимы его отдельные крупинки, но по сравнению с ISO 100 гладкость чуть теряется (конечно же, при увеличении кадра). На ISO 400 монохромный попиксельный шум становится заметен при 100% увеличении, но не оказывает решающего влияния на качество картинки, а также легко подавляется без существенных последствий для детализации. При ISO 800 шум чуть снижает контраст в тенях, становится заметнее. Однако отметим: уровень шума сопоставим с тем, что дают некоторые полнокадровые и APS-C камеры последних лет на минимальном ISO. Он легко убирается программно, но и этого чаще всего не требуется из-за очень малого размера шумового зерна.
Заметная деградация картинки начинается с ISO 1600. В тенях происходит некоторая потеря детализации, а в средних тонах страдают тональные переходы, ухудшается цветопередача. Для коммерческой съёмки это значение применимо с ограничениями, хоть уровень шума и низок.
ISO 3200 усугубляет наметившуюся тенденцию. Итоговая детализация снимка всё ещё высока, а уровень шума сравнительно низкий, но в тенях вместо деталей появляется «каша», деградирует цветопередача. Такое ISO можно использовать только для сюжетов, где нет глубоких теней с обилием деталей. При ISO 6400 увеличивается размер шумового зерна, падает итоговая детализация. Для коммерческой съёмки такие кадры уже не подойдут. Конечно, если технические требования сравнительно невысоки, их всё ещё можно использовать, но преимущества среднего формата и высокого разрешения на этом ISO уже не столь очевидны.
ISO 12800 из-за деградации полутонов в тенях и средних тонах пригодно только в крайнем случае. Более высокие значения чувствительности являются расширяемыми, то есть «вытягиваются» программно, и деградация картинки на них очень сильная.
Динамический диапазон
Для оценки динамического диапазона мы использовали программные продукты от Adobe. Выводы делались на основании работы с множеством снимков, но мы покажем лишь самые говорящие примеры.
Результат коррекции RAW
В светах запас составит без малого две ступени экспозиции. Если использовать инструменты нелинейной коррекции (например, ползунок Highlights), то с успехом можно спасать довольно сильные пересветы: восстанавливается и текстура, и цвет.
Тени из RAW тянутся неплохо, но не рекордно: фотограф может позволить себе поднять экспозицию на пару ступеней. Можно и больше, но к появлению новых деталей на снимках это не приведёт, лишь дополнительно осветлятся уже имеющиеся, которых изначально было много. Если судить по гистограмме, в RAW камера практически не допускает провалов в тенях, сохраняя изначально все детали на снимках.
На практике мы не столкнулись с сюжетами, где динамического диапазона нам бы не хватило. В этом плане FUJIFILM GFX 50R обеспечивает необходимую для профессиональной работы гибкость.
Результат конвертации RAW. Shadows +100%