Особенности рисунка Гелиос 40-2
Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.
В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.
В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.
Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».
Это он позже будет представлен под именем Гелиос 40-2 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.
Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.
Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.
Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.
Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:
Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.
Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.
Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.
Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.
Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.
Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.
А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.
Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке!!! Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!
Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.
Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.
это не брак, это особенность.
Какие модели у вас страшные...
Стало интересно, можно ли поставить на 35мм олимпус, посмотрел на концентрические искажения и сразу перехотелось. Спасибо, хорошая статья.
Цейссы прекрасно себя безо всякого пикинга ведут на зеркале.
Мануальные, да, очень хороши. Carl Zeiss 100mm f/2 Makro Sonnar очень даже хорош.
Ненене! Вы бы еще на пента-клуб человека послали =)
OMG
Каждому своё. Одним орехи колоть. Другим получать интересные кадры. ;)
Да. Именно так. )))
В данный момент у меня снова "белый", но уже за №653463 (1965) и без "П", хотя видно, что просветление в наличии и в идеале. Очень хороший экземпляр, в отличии от объектива на снимке. Что характерно, бывший хозяин "перепилил" его на "Зенит" М42, причём довольно качественно, с помощью наращивания хвостовика токарем... ))) Всем интересных кадров!!!
"Сейчас объективы выдают,особенно на кропе, такую резкость,что даже в глазах рябит.А кому она нужна..."
Тут, конечно, вы "загнули".
Пикториальная фотография требует не только разглядывания, но и осмысления, а зачастую и некоего бэкграунда в виде насмотренности. Это сегодня немодно. Сегодня лучше «заходят» снимки, которые потребляются за 2-3 секунды.
https://vk.com/albums-85028060
http://www.photosight.ru/my...
Добрый день.Что то современные фотографы,что бы обсудить объектив вначале ужасаются его стоимости (ни нравится не бери).У этого объектива надо смотреть,как он рисует,а такого рисунка нет ни у одного современного объектива.Сейчас объективы выдают,особенно на кропе, такую резкость,что даже в глазах рябит.А кому она нужна??? У меня в наличии Гелиос-40/1,5 ещё с резьбой М39,через колечко ставлю.И снимаю на аппараты Sony 7. И стабилизация и пикинг есть.Это когда снимали на плёнку пытались вытащить резкость,а теперь фотографы пытаются спрятать резкость.Кому нужен портрет,где все "хотимчики" на лице,как бельмо повылазили. В основном использую для съёмки портретов.Правильно сказано,на вкус цвет товарищей нет.Портреты снимаю на 2,8 ,а просто-на 1,5. Есть ещё объектив такой же, без диафрагмы,"Циклоп" называется.И им прекрасно снимают. Пикториальную фотографию почему то сейчас совсем не видно,а как она была приятна глазу...Мне этот объектив (мой) очень нравится,хоть и как кирпич по весу.
Конкретно этот — современный Гелиос 40-2 — не нужно. Есть версия сразу с байонетом F.
На фото один из самых ранних образцов — серийник еще с нулей начинается. Работал с таким.
Можете поделиться здесь своими кадрами? Заранее спасибо!
Нужно ли этот объектив допиливать чтоб установить на Никон? Добавлять кольца?
Использую Гелиос 40-2 N уже несколько лет, как основной портретный объектив, он снимает на много лучше чем представлены здесь фотографии. Гелиос 40-2 раскрывается только тогда, когда его используешь постоянно, используешь, как основной объектив, привыкаешь к его специфики, характеру, этот объектив для энтузиастов и не подходит тем, кто привык к автофокусным, которые не требуют сноровки, навыков и умений.
Привет всем! Многие пишут полную ерунду, даже не парясь и не вникая, какой экземпляр, зеркальный или M39, а главное на какой именно тушке мы хотим получить отличный результат. Так уж получилось, что по роду моего хобби, через мои руки прошёл не один такой объектив, и M39 и M42, в том числе "новодел" ещё старого дизайна, которым в отличии от нынешнего можно орехи колоть. Использовал их с чипованным адаптером на 40D, 650D, 7D, 5DM3, а затем так же OM-D E-M5 Mark II, а теперь и на A7M2 с помощью пикинга. Так вот, ВСЕ экземпляры были абсолютно резкими настолько, насколько можно этого хотеть, вплоть до "звона", но естественно в центральной части кадра, и об этом не писал только ленивый. Хотя чтобы решить эту проблему (а это проблема?) надо иметь взгляд художника и не ждать того, чего в принципе не может быть. По поводу боке, которое называют браком, хочется добавить, что огромная масса и советской, и зарубежной оптики, делает ровно то же, а при желании его можно избежать, стоит только правильно выбрать фон, падающий свет и диафрагму. Объектив отличный, хоть и увесистый, да и не на каждый день, а для души. Вывод: порой кажется,что среди нынешних фотографов брака в разы больше, чем чем среди экземпляров обсуждаемой фототехники. Автору "танкового прицела" - респект, давно так не веселили! ))) https://uploads.disquscdn.c...
Ну историю этого объектива мы кратко изложили. Это всё же объектив, причем с конкретным предшественником.