Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Гелиос 40-2: тест объектива

Дата публикации: 31.10.2018

Особенности рисунка Гелиос 40-2

Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.

Гелиос 40-2: тест объектива

В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/4000 с

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 50, f/1,5, 1/400 с

Это он позже будет представлен под именем Гелиос 40-2 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.

Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.

Фото: Влад Шутов

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 320, f/2, 1/2500 с

Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/640 с
А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/640 с

Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.

Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/30 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/25 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2,8, 1/15 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/4, 1/8 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/5,6, 1/4 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/8, 1/2 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/11, 1 с

Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 400, f/1,5, 1/160 с

Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/400 с

Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/640 с

Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/1,5, 1/6400 с

Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/3200 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/2500 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2,8, 1/1250 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/4, 1/800 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/5,6, 1/400 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/8, 1/200 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/11, 1/100 с

Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/250 с

А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/1250 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2, 1/1000 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/2,8, 1/640 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/4, 1/320 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/5,6, 1/160 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/8, 1/80 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/11, 1/40 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/16, 1/20 с
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/22, 1/10 с

Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке!!! Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/500 с

Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/5,6, 1/125 с

Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.

Фото: Павел Молчанов

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, f/1,5, 1/400 с
Дата публикации: 31.10.2018
Комментировать
Главы:123
Далее «Особенности конструкции Гелиос 40-2»
C8065963 95b6 48a9 9ddc 726aa25e6729 square 100
Георгий Полицарнов и Павел Молчанов