Объектив в работе
Рассказ о том, как объектив SELP18110G показал себя в деле, уместно начать с того, чего вообще стоит ожидать от хорошего видеообъектива. Такое устройство работает исключительно плавно, при зумировании плоскость фокусировки остаётся на месте, светосила и, что важнее, светопропускание не зависят от фокусного расстояния, объектив не меняется в размерах.
Кроме того, фокусировка не должна менять поле зрения, а виньетированию не следует быть слишком резким, слишком сильным и слишком разным в зависимости от фокусного расстояния. При зумировании оптическая ось должна оставаться на месте. Ну и конечно, желательно, чтобы объектив строил высококачественное изображение с красивым боке, держал встречный свет и обладал привычными всем нам характеристиками хорошей оптики.
Почему я поставил качество изображения после всех этих, на первый взгляд неочевидных, требований? Потому что видеосъёмка, в отличие от фотографии, никогда не происходит ради одного кадра. Видеопроизводство всегда подразумевает монтаж, поэтому важнейшая обязанность оператора — обеспечить монтажное единство материала, ведь сколь угодно гениальный кадр из фильма выбросят, если его невозможно будет смонтировать с другими.
Объектив, который меняется в размерах при зумировании, не сможет работать с компендиумом для фильтров и внешними блендами. Если при зумировании оптическая ось «уходит», это доставляет серьёзные неудобства при компоновке кадра с зумированием. Поэтому же важно постоянство плоскости фокусировки: нерезкий кадр неизбежно выбросят как технический брак.
Если светопропускание объектива меняется при изменении фокусного расстояния, то это придётся либо компенсировать изменением диафрагмы (с потерей светосилы), либо автоматически подкручивать усиление сигнала в камере, что тоже влияет на качество изображения.
Даже рисунок объектива должен быть как можно более постоянным не только в пределах диапазона фокусных расстояний, но и в пределах семейства объективов — опять-таки, всё это ради монтажного единства. Сколь угодно хороший объектив, не соответствующий всем этим требованиям, вряд ли пригоден для видеопроизводства. Теперь можно переходить к оценке нашего конкретного Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS (SELP18110G).
Резкость и виньетирование
Фокусное расстояние 18 мм
Объектив в этом положении демонстрирует отличную резкость по всему полю кадра, причём независимо от того, открыта диафрагма полностью или же закрыта до средних значений. Высокая резкость сохраняется практически во всём диапазоне значений относительного отверстия, и только при f/22 она заметно деградирует. По сути, от прикрытия диафрагмы на две ступени в изображении меняется только виньетирование. Отличный результат для шестикратного зума!
Виньетирование на открытой диафрагме заметное, но плавное и картинку не портит. Уменьшается оно уже при диафрагме f/5.6, а при f/8 его возможно найти только в самых уголках кадра, если искать специально. Хроматические аберрации пренебрежимо малы, заметить их на практике не получится.
Фокусное расстояние 110 мм
На открытой диафрагме резкость хорошая. Изображение не «звенит», но видно всё, что должно быть видно. Существенно, что разрешающая способность видеоизображения пока уступает фотографии, поэтому некоторую мягкость картинки вполне нивелирует трёхкратная разница в мегапикселях у фото- и видеокадра.
На средних значениях диафрагмы — от f/5.6 до 11 — резкость отличная по всем меркам: на тестовых кадрах видна буквально каждая иголочка на соснах в углу кадра. На диафрагме f/16 резкость примерно такая же, как на открытой, а с закрытием до f/22 она заметно деградирует. Это тоже вполне естественно, физику не обманешь — дифракция.
Виньетирование заметно на открытой диафрагме. Однако стоит прикрыть её на одну ступень, как затемнение почти сходит на нет и, начиная с f/8, заметить его совершенно невозможно. Хроматические аберрации в этом положении присутствуют, но значительными их не назвать — заметны они только на фотографиях и только в углах кадра, если рассматривать их в крупном масштабе.
Боке
Боке у Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS по-современному нейтральное. Блики совершенно ровные, без каёмок и кольцевых неравномерностей, размытие фона мягкое и практически не закрученное, как это бывает в некоторых светосильных объективах.
Пример боке
Диафрагма и фокусировка
В отличие от фотографических объективов с дискретным ходом диафрагмы, в SELP18110G она изменяется всегда плавно, а при необходимости и бесступенчато, при помощи кольца. Благодаря этому яркость изображения всегда можно подстроить ровно, без неприятных скачков. Эта особенность, вкупе с автоматической подстройкой чувствительности камеры, даёт возможность влиять на глубину резкости прямо в кадре, как в примере ниже.
Пример плавной работы диафрагмы и её влияния на глубину резкости
Механизм фокусировки у видеообъективов тоже отличается от того, как он устроен в объективах для фотографии. Дело в том, что фотографу всё равно, меняется ли поле зрения при смене дистанции фокусировки, и если оно на новой дистанции окажется чуть больше или меньше, никто этого даже не заметит. Совсем другое дело — видео. Там подобный эффект приведёт к неприятному «эффекту дыхания» кадра, поэтому для видеооптики очень важно, чтобы поле зрения не менялось при изменении дистанции фокусировки. В Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS оно не меняется. Посмотрим, как это работает.
Пример фокусировки на разные дистанции
Пример фокусировки на разные дистанции
Бликозащита
Оптическая схема объектива SELP18110G состоит из 18 элементов в 15 группах. Столь сложную конструкцию непросто сделать устойчивой к встречному свету, а это важный параметр — ведь он влияет не только на появление бликов, но и на контраст изображения, а стало быть, и на разрешающую способность объектива. Чтобы проверить, как наш объектив воспринимает встречный свет, я выбрал чрезвычайно сложный в этом отношении сюжет — прибывающий поезд с включённым лобовым прожектором. Сила света этого прожектора примерно 1 млн кандел. Как показывает практика, если объектив адекватно строит изображение с таким прожектором в кадре, то ему и солнце нипочём.
Пример работы объектива в контровом свете
Как видно из этого примера, объектив блестяще справился с контровым светом. В телеположении блик крупный по размерам, почти незаметный по яркости, к тому же слегка размытый. В короткофокусном положении блик виден лучше, поскольку представляет собой маленькое зелёное пятно, но такой результат весьма неплох для объектива столь сложной конструкции. Отметим, что тестовая сцена с электричкой специально снята в сумерках, когда блики лучше видно. На дневных кадрах ничего подобного заметить, скорее всего, не удастся.
Стабилизатор изображения
Стабилизатор в объективе Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS работает не так, как привычно фотографам или владельцам недорогих видеокамер с интенсивной стабилизацией изображения. Здесь работа системы стабилизации на первый взгляд как будто вовсе не видна, но это впечатление обманчиво: вертикальные и горизонтальные вибрации стабилизирующий элемент гасит вполне успешно.
Пример работы оптического стабилизатора
Внимательный зритель справедливо заметит, что стабилизатор не справился с качанием камеры вокруг оптической оси. Это действительно так. Однако ни один оптический стабилизатор не компенсирует вращение вокруг оптической оси. С этим может справиться только стабилизация, основанная на сдвиге сенсора, а таковой в камере ILCE-6300 нет. Но она есть, например, в модели Sony ILCE-6500.
Кроме того, наш тестовый комплект из объектива SELP18110G и камеры ILCE-6300 по удобству удержания при съёмке с рук довольно далёк от идеала эргономики видеокамеры, поэтому подобные колебания изображения неизбежны. Отметим ещё, что от наклонов вокруг оптической оси прекрасно избавляет любой монопод.
Стабилизатор в SELP18110G уверенно определяет, что камера установлена на штативе и в этом случае не обнаруживает себя — несмазанными получаются даже фотографии с длинной выдержкой. Практика съёмки показала, что стабилизатор можно вообще не выключать.