Вверх

Тест объектива Sony E PZ 18-110mm f/4 G OSS (SELP18110G)

Дата публикации: 25.12.2017

Объектив в работе

Рассказ о том, как объектив SELP18110G показал себя в деле, уместно начать с того, чего вообще стоит ожидать от хорошего видеообъектива. Такое устройство работает исключительно плавно, при зумировании плоскость фокусировки остаётся на месте, светосила и, что важнее, светопропускание не зависят от фокусного расстояния, объектив не меняется в размерах.

Кроме того, фокусировка не должна менять поле зрения, а виньетированию не следует быть слишком резким, слишком сильным и слишком разным в зависимости от фокусного расстояния. При зумировании оптическая ось должна оставаться на месте. Ну и конечно, желательно, чтобы объектив строил высококачественное изображение с красивым боке, держал встречный свет и обладал привычными всем нам характеристиками хорошей оптики.

Почему я поставил качество изображения после всех этих, на первый взгляд неочевидных, требований? Потому что видеосъёмка, в отличие от фотографии, никогда не происходит ради одного кадра. Видеопроизводство всегда подразумевает монтаж, поэтому важнейшая обязанность оператора — обеспечить монтажное единство материала, ведь сколь угодно гениальный кадр из фильма выбросят, если его невозможно будет смонтировать с другими.

Объектив, который меняется в размерах при зумировании, не сможет работать с компендиумом для фильтров и внешними блендами. Если при зумировании оптическая ось «уходит», это доставляет серьёзные неудобства при компоновке кадра с зумированием. Поэтому же важно постоянство плоскости фокусировки: нерезкий кадр неизбежно выбросят как технический брак.

Если светопропускание объектива меняется при изменении фокусного расстояния, то это придётся либо компенсировать изменением диафрагмы (с потерей светосилы), либо автоматически подкручивать усиление сигнала в камере, что тоже влияет на качество изображения.

Даже рисунок объектива должен быть как можно более постоянным не только в пределах диапазона фокусных расстояний, но и в пределах семейства объективов — опять-таки, всё это ради монтажного единства. Сколь угодно хороший объектив, не соответствующий всем этим требованиям, вряд ли пригоден для видеопроизводства. Теперь можно переходить к оценке нашего конкретного Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS (SELP18110G).

Резкость и виньетирование

Фокусное расстояние 18 мм

ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/80 с, 27.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/40 с, 27.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/20 с, 27.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/10 с, 27.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/5 с, 27.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/3 с, 27.0 мм экв.

Объектив в этом положении демонстрирует отличную резкость по всему полю кадра, причём независимо от того, открыта диафрагма полностью или же закрыта до средних значений. Высокая резкость сохраняется практически во всём диапазоне значений относительного отверстия, и только при f/22 она заметно деградирует. По сути, от прикрытия диафрагмы на две ступени в изображении меняется только виньетирование. Отличный результат для шестикратного зума!

Виньетирование на открытой диафрагме заметное, но плавное и картинку не портит. Уменьшается оно уже при диафрагме f/5.6, а при f/8 его возможно найти только в самых уголках кадра, если искать специально. Хроматические аберрации пренебрежимо малы, заметить их на практике не получится.

Фокусное расстояние 110 мм

ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/40 с, 165.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/25 с, 165.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/10 с, 165.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/5 с, 165.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/3 с, 165.0 мм экв.
ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1 с, 165.0 мм экв.

На открытой диафрагме резкость хорошая. Изображение не «звенит», но видно всё, что должно быть видно. Существенно, что разрешающая способность видеоизображения пока уступает фотографии, поэтому некоторую мягкость картинки вполне нивелирует трёхкратная разница в мегапикселях у фото- и видеокадра.

На средних значениях диафрагмы — от f/5.6 до 11 — резкость отличная по всем меркам: на тестовых кадрах видна буквально каждая иголочка на соснах в углу кадра. На диафрагме f/16 резкость примерно такая же, как на открытой, а с закрытием до f/22 она заметно деградирует. Это тоже вполне естественно, физику не обманешь — дифракция.

Виньетирование заметно на открытой диафрагме. Однако стоит прикрыть её на одну ступень, как затемнение почти сходит на нет и, начиная с f/8, заметить его совершенно невозможно. Хроматические аберрации в этом положении присутствуют, но значительными их не назвать — заметны они только на фотографиях и только в углах кадра, если рассматривать их в крупном масштабе.

Боке

Боке у Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS по-современному нейтральное. Блики совершенно ровные, без каёмок и кольцевых неравномерностей, размытие фона мягкое и практически не закрученное, как это бывает в некоторых светосильных объективах.

Пример боке

Диафрагма и фокусировка

В отличие от фотографических объективов с дискретным ходом диафрагмы, в SELP18110G она изменяется всегда плавно, а при необходимости и бесступенчато, при помощи кольца. Благодаря этому яркость изображения всегда можно подстроить ровно, без неприятных скачков. Эта особенность, вкупе с автоматической подстройкой чувствительности камеры, даёт возможность влиять на глубину резкости прямо в кадре, как в примере ниже.

Пример плавной работы диафрагмы и её влияния на глубину резкости

Механизм фокусировки у видеообъективов тоже отличается от того, как он устроен в объективах для фотографии. Дело в том, что фотографу всё равно, меняется ли поле зрения при смене дистанции фокусировки, и если оно на новой дистанции окажется чуть больше или меньше, никто этого даже не заметит. Совсем другое дело — видео. Там подобный эффект приведёт к неприятному «эффекту дыхания» кадра, поэтому для видеооптики очень важно, чтобы поле зрения не менялось при изменении дистанции фокусировки. В Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS оно не меняется. Посмотрим, как это работает.

Пример фокусировки на разные дистанции

Пример фокусировки на разные дистанции

Бликозащита

Оптическая схема объектива SELP18110G состоит из 18 элементов в 15 группах. Столь сложную конструкцию непросто сделать устойчивой к встречному свету, а это важный параметр — ведь он влияет не только на появление бликов, но и на контраст изображения, а стало быть, и на разрешающую способность объектива. Чтобы проверить, как наш объектив воспринимает встречный свет, я выбрал чрезвычайно сложный в этом отношении сюжет — прибывающий поезд с включённым лобовым прожектором. Сила света этого прожектора примерно 1 млн кандел. Как показывает практика, если объектив адекватно строит изображение с таким прожектором в кадре, то ему и солнце нипочём.

Пример работы объектива в контровом свете

Как видно из этого примера, объектив блестяще справился с контровым светом. В телеположении блик крупный по размерам, почти незаметный по яркости, к тому же слегка размытый. В короткофокусном положении блик виден лучше, поскольку представляет собой маленькое зелёное пятно, но такой результат весьма неплох для объектива столь сложной конструкции. Отметим, что тестовая сцена с электричкой специально снята в сумерках, когда блики лучше видно. На дневных кадрах ничего подобного заметить, скорее всего, не удастся.

Стабилизатор изображения

Стабилизатор в объективе Sony E PZ 18–110 мм f/4 G OSS работает не так, как привычно фотографам или владельцам недорогих видеокамер с интенсивной стабилизацией изображения. Здесь работа системы стабилизации на первый взгляд как будто вовсе не видна, но это впечатление обманчиво: вертикальные и горизонтальные вибрации стабилизирующий элемент гасит вполне успешно.

Пример работы оптического стабилизатора

Внимательный зритель справедливо заметит, что стабилизатор не справился с качанием камеры вокруг оптической оси. Это действительно так. Однако ни один оптический стабилизатор не компенсирует вращение вокруг оптической оси. С этим может справиться только стабилизация, основанная на сдвиге сенсора, а таковой в камере ILCE-6300 нет. Но она есть, например, в модели Sony ILCE-6500.

Кроме того, наш тестовый комплект из объектива SELP18110G и камеры ILCE-6300 по удобству удержания при съёмке с рук довольно далёк от идеала эргономики видеокамеры, поэтому подобные колебания изображения неизбежны. Отметим ещё, что от наклонов вокруг оптической оси прекрасно избавляет любой монопод.

Стабилизатор в SELP18110G уверенно определяет, что камера установлена на штативе и в этом случае не обнаруживает себя — несмазанными получаются даже фотографии с длинной выдержкой. Практика съёмки показала, что стабилизатор можно вообще не выключать.

ILCE-6300 / E PZ 18-110mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 30 с, 165.0 мм экв.
Дата публикации: 25.12.2017
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы»
Alexander Savochkin, 2018-09-20T21:30:01

Павел! Вот сейчас было обидно — диплом оператора у меня как раз настоящий. :) Если по существу, то пишем мы для широкого круга читателей, поэтому приходится писать так, чтобы даже совсем непосвящённый понимал, в чём прикол конкретного объектива. Поэтому же приходится разворачивать умолчания, упоминать квазиобщеизвестные факты и вообще исходить из того, что в мире нет ничего заведомо очевидного. Как-никак, в основном аудитория этого ресурса представлена фотографами, и им практически неоткуда знать, что является нормой для видеообъектива, и почему видеооптика так отличается от фотографической.

А что касается цифр шкалы расстояний, то они в том числе и для фокусника. Более того, у меня на съёмках этим объективом практически ни разу не было возможности удобно посмотреть на шкалу расстояний: камера Сони а6300 устроена так, что можно или визировать, или фокусироваться по шкале, но всё вместе. А фокусники не только по своему белому диску с метками ориентируются, но и прямо по шкале — на неё тоже ничто не мешает наклеивать метки. Для событийных динамичных съёмок в Сони в кои-то веки придумали автофокус, и он в таком комплекте аппаратуры достаточно эффективен — я пробовал снимать танцы, и в целом получилось.

Вам тоже спасибо за комментарий. И всё же я настаиваю, что этот объектив не для крупноформатных камер — с сенсором 24х36 мм он работает несколько неполноценно. Впрочем, по сравнению с 1/2,84 дюйма и APS-C — вполне себе крупный формат.

Павел, 2018-09-18T12:01:52

Видно, что обзор написал непрофессиональный оператор. Всё, что описано - это норма для видеообъектива. Конечно приятно, что появился такой нормальный для видеосъемки объектив на технику формата APS-C, таких реально не хватает.
А насечки для фокуспуллера у этого объектива только на кольце фокусировки, насечки на остальных кольцах - это не насечки, это для удобства хвата пальцами. Даже название это объясняет: "фкуспуллер" - пулл фокуса.
Цифры шкалы фокусировки не для ассистента фокуса (фокусника), у него своя шкала - такой белый диск, на котором можно рисовать метки. Эти цифры для оператора: опытный оператор может по цифрам достаточно точно поспасть в фокус, или для самоконтроля - на то ли расстояние навёл фокус, это бывает полезно для событийных динамичных съемок и сцен где много деталей (листья и т.п.), когда из-за этих деталей пикинг засвечивает всё изображение камеры, а менять его режим нет времени.
Но в целом за отзыв большое спасибо! Теперь понятно, что это нормальный неплохой видеообъектив для крупноформатных камер.

Shlomo Levi, 2018-01-29T14:09:56

ok. thanx

Alexander Savochkin, 2018-01-29T13:56:12

Фотографу плевать на две трети того, без чего оператору жить очень трудно. Поэтому если уж фотографа припрёт потратить 353 тысячи рублей или 6200 долларов на оптику, он наверняка выберет другие объективы, и правильно сделает.

Shlomo Levi, 2018-01-29T13:37:00

тут я не против, но в моей голове видеочип отсуствует напрочь, только фото. и вопрос с точки зрения оператора понятен , но не для меня. а вот с точки зрения фотографии?
п.с спасибо за быстрый ответ

Alexander Savochkin, 2018-01-29T07:27:28

Процитирую начало второй части этой статьи: «[кинообъектив] работает исключительно плавно, при зумировании плоскость фокусировки остаётся на месте, светосила и, что важнее, светопропускание не зависят
от фокусного расстояния, объектив не меняется в размерах

Кроме того, фокусировка не должна менять поле зрения, а виньетированию не следует быть слишком резким, слишком сильным и слишком разным в зависимости от фокусного расстояния. При зумировании оптическая ось должна оставаться на месте. Ну и конечно, желательно,
чтобы объектив строил высококачественное изображение с красивым боке, держал встречный свет и обладал привычными всем нам характеристиками хорошей оптики.»

Расхожее заблуждение — сравнивать системы по какому-нибудь одному параметру. Типа объектив за 100$ рисует не хуже, чем объектив за 10 000$. Отлично! Но каково ими фокусироваться? А что если фокус дышит? А если диафрагма не закрывается плавно? А если это зум и у него виньетирование сильно меняется и само по себе резкое? А если светопропускание по диапазону фокусных расстояний разное? А если оно просто разное у разных объективов? На монтаже все это превратится в проблему. Поэтому, покупая кинооптику, платят не за общее качество картинки, и даже не за рисунок, а за всё сразу. За ровное виньетирование, за нормированное светопропускание, за плавность, за соответствие стандартным размерам под обвес. На экране ничего этого не будет видно, но для трудозатрат и стоимости производства все эти нюансы имеют значение.

Shlomo Levi, 2018-01-29T02:15:26

sorry, что почти офтоп, но не нашёл как спросить напрямую, а просто интересно и главный вопрос https://www.youtube.com/wat... просто не у кого спросить. вот тут(для не знающих английский включите титры на русском) люди говорят собаку на видео съели .так вот они сняли тоже смое на дешёвые совсем линзы в раёне 100ки баксов, на дорогие Л от тогоже кэнона zeiss etc до $5к и на супердорогие кинолинзы в районе $15к и потом показали это двум оперторам и одному артисту (котрый в линзах ни бум бум ) и оказалось никто не видит разницу, операторы угадывали на уровне артиста. можно поподробнее разъяснить ?

Alexander Savochkin, 2018-01-17T15:00:07

Видео у меня нет, но, наверное, оно гуглится. Вот наводка: https://www.facebook.com/ph...

Александр, 2018-01-17T13:48:23

можете ссылку скинуть, про лампочку Ильича, если конечно есть такое видео

Shlomo Levi, 2018-01-01T03:10:26

есть более тонкие механизмы регуляции отношений))) если говорить о свадьбах то либо одна халтура либо серия работ на годы если тем более коммунити ИМХО

Alexander Savochkin, 2017-12-31T18:56:24

Свобода договора подразумевает, что обе стороны итоговая договорённость устраивает в равной мере. Предмет договора при этом может быть каким угодно в пределах закона.

Shlomo Levi, 2017-12-31T18:14:00

в пункте о еде меня не устраивает абсолютно всё. во первых жлобство и это при заказe на $5K во вторых это реальное опускание проффессии ниже плинтуса, в 3х дядьке пришедшему в смокинге с его тётенькой в брилиантах как то не улыбается сидеть с фотографом в рабочей одежде. и потом всегда!!! был стол для музыкантов и прочей обслугi, а той даме зачем с гостями сидеть? много ещё чего

Shlomo Levi, 2017-12-31T18:00:50

алаверды!

Alexander Savochkin, 2017-12-31T17:52:48

Без переходов на личности у вас что-то совсем никак не получается, ну да ладно. С Новым годом!

Shlomo Levi, 2017-12-31T15:00:53

вы сознательно прикидываетесь математиком. равы заказчикам потому что они заказали и не хотят чтоб их фото было у когото ещё, равы чтоб когда они захотели чтото допечатать не надо было платить в 3м размере.и негоже прислуге с барями (?? забыл как баре склоняются) сидеть. ой какой же вы нудный. как видимо близким с вами трудно

Alexander Savochkin, 2017-12-31T06:53:26

Зачем заказчикам равы? :) Что вас не устраивает в свободе договора, и, соответственно, пункте о еде? Да и потом, какое это имеет отношение к видеооптике? :)

Shlomo Levi, 2017-12-30T23:31:20

вы опять вкручиваетесь . ну может в вашей лиге попозже наступит и что. как та дама на канале свадебной фотографии призывающая никогда не отдавать клиенту равы (это то при заказе на $5к))) потомучто клиенты не знают как открыть))https://www.youtube.com/wat... совместно с видео что в контракте фотографа обязателен пункт что фотографа обязаны кормить, причём с тарелки))) https://www.youtube.com/wat...

Alexander Savochkin, 2017-12-30T06:02:56

Формат очень даже при чём: браузеры не понимают форматы трёхмерных редакторов, стало быть, нужен рендер (что затратно во всех смыслах), либо нужен формат, который понимают браузеры (а с этим совсем беда). Не, может, конечно, когда-то договорятся и победят, но пока даже кроссбраузерной совместимости сайтов не наблюдается. Так что универсального и общепопулярного решения пока нет, и не факт, что появится.

А про ретушь со мной можно говорить хоть потому, что я играю не в той лиге, где играют компьютеры, а, скажем, слегка в более высокой.

Shlomo Levi, 2017-12-29T15:21:58

скоро заменят, сайты вон уже за секунды создаётся. а чтос вами про ретушь говорить если у вас там написано в профиле)))) и формат не причём. я про деньги)))

Alexander Savochkin, 2017-12-29T08:14:43

Я как раз деталями очень интересуюсь. ;) Вон и про формат спросил (а вы не ответили), и про ретушь (тоже не ответили). Странно, что вебдизайнера автомат не заменяет. :)

42efc48b 55a3 4115 954e 2e47a2c0694b