Качество изображения
Объектив получил переработанную оптическую схему, однако количество элементов в ней осталось прежним: 17 элементов в 13 группах. По словам производителя, в новинке лучше скорректированы искажения и аберрации, увеличено разрешение. Это очень важно, ведь объективу предстоит работать в паре с 42-мегапиксельным «монстром» — Sony ILCA-99M2.
В оптической схеме есть два элемента из низкодисперсного (ED) стекла и две асферические линзы. Как и у предшественника, они призваны свести на нет аберрации и повысить резкость.
Резкость и виньетирование
Для проведения теста резкости объектива на базовых фокусных расстояниях в камере были отключены все виды коррекции искажений. Для объективности рекомендую изучать RAW-файлы, так как в JPEG’ах теряется много деталей. Фокусировка на тестовом снимке выполнялась по высотке вдали.
Фокусное расстояние 24 мм
Крайние фокусные расстояния — самое слабое место зум-объектива. Именно на них обычно заметны изъяны в качестве картинки.
На минимальном фокусном расстоянии 24 мм при открытой диафрагме F2.8 объектив даёт вполне рабочую картинку. К резкости в центре кадра нет никаких претензий, но по углам заметно её снижение. Подозреваю, что это связано с кривизной поля изображения (field curvature) — частой проблемой зумов. Есть и виньетирование. Однако Adobe Lightroom и ACR последних версий уже имеют профиль объектива для коррекции искажений в RAW-файлах. А если вы снимаете в JPEG, то аппарат всё поправит сам, главное — включить нужные опции в меню.
Красивое боке можно получить даже на минимальном фокусном расстоянии 24 мм.
Качество картинки на F2.8 более чем приемлемо для тех задач, которые обычно решают, снимая широкоугольником при открытой диафрагме: репортаж, свадебные фотосессии и прочее. Но для съёмки интерьеров или пейзажной фотографии, где нужна резкость по всему полю кадра, лучше диафрагму прикрыть.
Уже на F4 углы становятся заметно резче, а виньетирование снижается. К F5.6 резкость в центре кадра максимальна, а детализация углов практически идеальна. На F8 углы выходят на свой пик резкости, но они по-прежнему не так резки, как центр. Виньетирование почти незаметно. После F14 резкость в центре начинает падать из-за дифракции, а после F16 снижение резкости заметно и по углам. Но даже на F22 уровень детализации приемлемый.
Фокусное расстояние 24 мм. Угла охвата вполне достаточно, чтобы снимать пейзажи и архитектуру.
Пример пейзажа на F2.8. Есть небольшие нюансы в углах, но общая детализация отличная.
Фокусное расстояние 35 мм
Уже на F2.8 резкость великолепная. Подтягиваются и углы. Да, есть небольшое снижение резкости, но оно не столь значительно. Заметно небольшое виньетирование. К F4 картинка выравнивается по резкости, виньетирование снижается, а к F5.6 вовсе перестаёт быть заметным. Пика резкости объектив достигает к F5.6–8, а далее идёт постепенное снижение резкости из-за дифракции. Однако даже F22 — вполне рабочее значение: можно снять пейзаж с большой глубиной резкости.
Фокусное расстояние 50 мм
Фокусное расстояние 50 мм идеально для поясного портрета. Отметим пластичную, объёмную картинку и красивое боке. Не каждый фикс даст такое изображение.
Фокусное расстояние 70 мм
Обычно это фокусное расстояние трудно даётся зумам: часто на нём наблюдается падение резкости. Изучим тестовые снимки с Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 24-70mm F2.8 ZA SSM II.
Действительно, при F2.8 картинка мягковата. Но на открытой диафрагме при длинном фокусном обычно снимают портреты, а им небольшая мягкость не повредит. При F4 происходит настоящий скачок в резкости. При F8 резкость начинает незначительно снижаться. Но даже на F22 изображение достаточно резкое.
70 мм — оптимальное «портретное» фокусное расстояние. Отметим отсутствие перспективных искажений лица и тела модели, красивое боке.
Съёмка при очень слабом свете. Если бы не светосила F2.8, пришлось бы поднимать ISO ещё выше.
Я люблю фокусное расстояние в районе 70 мм. Даже в пейзаже оно помогает подчеркнуть главное: в данном случае — изгибы моста и его конструкцию.
Хроматические аберрации и дисторсия
На тестовых снимках, приведённых выше, видно, что на всех фокусных расстояниях хроматические аберрации скорректированы очень хорошо. Да, они встречаются, но лишь в экстремальных условиях, где будет «хроматить» любой объектив.
Чёрные ветви на фоне заката. В таком сюжете просто обязаны появиться хроматические аберрации. Однако обнаружить их можно лишь на границах кадра.
Ещё один сложный сюжет, на котором объектив должен работать на пределе своих возможностей. На этот раз — 24 мм. Всё осложняется тем, что зона, в которой ожидается появление аберраций (небо, ветви деревьев), находится в небольшом расфокусе, так как фокусировка была произведена на переднем плане. Это типичная ситуация для пейзажной съёмки. Где же аберрации? Их нет.
Дисторсия — другой вид искажений, который влияет на геометрию кадра. Изучим снимки, сделанные на разных фокусных расстояниях, и поищем дисторсии.
Видно, что искажения выражены очень слабо. Кирпичная стена сохранила свои пропорции. В реальных сюжетах вы вряд ли столкнетесь с дисторсией.
Если специально искать сюжеты, в которых дисторсия обязательно должна появиться, то она появится, если снимать на минимальном фокусном расстоянии.
Применим коррекцию искажений в камере или включим профиль объектива при конвертации RAW, и никакой дисторсии уже нет!
«Дыхание» объектива
Эта проблема особенно волнует видеографов. Часто бывает так, что при фокусировке объектив немного меняет угол обзора, а это приводит к увеличению или уменьшению объектов. При полноценной видеозаписи должна быть возможность выполнять фокусировку с близких дистанций на дальние без этого нежелательного явления. У нашего героя в этом плане всё в порядке. Нельзя сказать, что «дыхания» объектива нет совсем, но оно небольшое независимо от дистанции фокусировки. Значит, объектив подойдёт для творческой работы с фокусом.
70мм:
Скачать в оригинальном качестве
50 мм:
Скачать в оригинальном качестве
24 мм:
Скачать в оригинальном качестве
Скачать в оригинальном качестве
Бликозащита
Фирменное покрытие линз Carl Zeiss T* призвано защитить от появления бликов при съёмке в контровом свете. В реальных условиях съёмки объектив ловит блики неохотно. За всё время полевых испытаний я ни разу не получил мало-мальски серьёзного блика, хотя и снимал много, в основном на открытом воздухе.
Съёмка против прямого солнечного света, открытая диафрагма
Съёмка против прямого солнечного света, диафрагма прикрыта до F5.6. Пойман слабовыраженный зеленоватый блик. Падения контраста изображения не произошло.
Из-за непостоянства погоды тест на бликоустойчивость был проведён в студийных условиях.
Фокусное расстояние 24 мм:
Фокусное расстояние 35 мм:
Фокусное расстояние 50 мм:
Фокусное расстояние 70 мм:
Зум-объективы класса 24-70/2.8 подвержены бликам из-за крупного переднего элемента. Как справляется с бликами Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 24-70mm F2.8 ZA SSM II? Видно, что на диафрагмах от F5.6 в сложных условиях контрового освещения появляется некоторое количество контрастных лучей и «зайцев». По всей видимости, часть бликов спровоцирована полупрозрачным зеркалом (я имею в виду голубоватую полоску в правой части кадра). При закрытых диафрагмах источник света обрастает «лучиками», выглядят они симпатично. При работе в контровом свете контраст снижается неохотно.
Боке. Красота размытия фона
Хороший объектив должен красиво размывать фон. Это требование не только к творческой, но и к профессиональной оптике, особенно если вы свадебный фотограф.
Размытие у Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 24-70mm F2.8 ZA SSM II близко к идеальному. Я снял несколько примеров, чтобы оценить боке на разных фокусных расстояниях.
Фокусное расстояние 24 мм
Это короткое фокусное расстояние, и на нём размытие будет выражено слабо. Тем не менее объектив способен показать красивое боке:
Фокусное расстояние 50 мм
Фокусное расстояние 70 мм
Конечно, самое серьёзное размытие получится при максимальном фокусном расстоянии. Если ваша цель — сделать кадр с красиво размытым фоном, то снимать стоит, конечно, при 70 мм.
Благодаря скруглённой девятилепестковой диафрагме, кружочки в расфокусе не теряют своих ровных очертаний даже на прикрытой диафрагме. Боке гладкое и ровное, а значит, не будет перетягивать на себя слишком много внимания. Структура кружков практически полностью гладкая. Небольшая неоднородность — плата за наличие в оптической схеме асферических линз и отсутствие хроматических аберраций. Отметим, что у конкурентов в боке могут быть явные «луковые кольца». Здесь же — одно из лучших боке, которое я видел у объективов 24–70/2.8.
Съёмка против прямого солнечного света, диафрагма прикрыта до F5.6. Пойман слабовыраженный зеленоватый блик. Падения контраста изображения не произошло.