Объектив в работе
Устанавливаем объектив на фотоаппарат Olympus OM-D E0M5 Mark II и отправляемся на съемку! Камеры с электронным видоискателем очень удобны для объективов с ручной фокусировкой: есть и увеличение, и фокус-пикинг. Сразу же я обнаружил две особенности: кольцо диафрагмы не фиксируется, а камера об установленном значении ничего не знает. Это удобно для видеосъёмки — при резкой смене освещённости в кадре можно плавно скорректировать экспозицию. Фотографу же нужно быть внимательным, ведь точное значение диафрагмы не выставить на ощупь и легко сбить. Однако я не назвал бы это неудобством: при съёмке важнее знать выдержку, чтобы не допустить смаза. А её видно в видоискателе.
Поскольку значения диафрагмы не сохраняются в EXIF, отследить точные настройки съемки при просмотре кадров крайне затруднительно. Более того, бесступенчатый ход кольца вообще не позволяет установить диафрагму с большой точностью. Например, разница между f/5,6 и f/8 равна паре миллиметров хода кольца. А промежуточные значения между f/0,95 и f/1,4 и вовсе не проградуированы. В подписи к фото мы указываем примерные значения используемой диафрагмы.
Диафрагма f/4. Объектив обеспечивает просто звенящую резкость по всему полю кадра.
После автофокусных камер снимать с ручной фокусировкой поначалу оказалось нелегко, особенно на полностью открытой диафрагме. Объект съёмки так и норовит выскочить из зоны резкости. Проблему нивелирует закрытая до f/2–2.8 диафрагма. А снимать статичные сцены вроде портрета — одно удовольствие: с включённой экранной лупой в видоискателе резкость наводится быстро и очень точно. Через день-другой таких съемок проблем с фокусировкой не возникает даже при работе с f/0,95.
Все, кто снимал автофокусной камерой, помнят, каково наводить резкость по глазам: даже если совместить точку фокусировки с глазом, нет никакой гарантии, что резкость будет там, где нужно, особенно если модель в очках. С электронным видоискателем и ручной фокусировкой достаточно навести на глаз область увеличения и сфокусироваться. Быстро, точно и ровно по нужному месту.
Глубина резкости на крупном плане сопоставима с длиной ресниц, и по этому параметру в своём классе Mitakon Speedmaster 25/0.95 вне конкуренции: у камер формата Micro 4/3 из-за малого размера сенсора глубина резкости даже светосильной оптики сравнительно больше. Для предметной фотографии или пейзажа это даже полезно, но часто в портрете глубина резкости нужна именно минимальная. На камерах формата Micro 4/3 только сверхсветосильные объективы — например, Mitakon Speedmaster 25/0.95 — позволяют достичь такой же малой глубины резкости, как у портретной оптики на камерах с большими сенсорами.
И нужно отдать должное разработчика из Поднебесной: она наделили объектив способностью не просто сильно размывать фон, а делать это по-своему изящно. Пластика, разделение планов на фото, безусловно, присутствуют. А для системы со сравнительно небольшим размером сенсора это дорогого стоит.
Несмотря на малое для портретной фотографии фокусное расстояние Mitakon 25mm f/0.95 проявил себя отличным портретником: изображения резкие, но не звенят. Мягкий рисунок здесь только кстати. Для съёмки крупным планом фокусное расстояние маловато, но и хедшоты нужны не всем. Даже на среднем плане глубина резкости достаточно мала: если и не размывать фон, можно приглушить его контраст.
Решив не ограничиваться только портретом, я проверил, как Mitakon 25mm f/0.95 проявит себя в пейзажной съёмке. Классика этого жанра, да и моё личное предпочтение — звенящая резкость от ножек штатива до бесконечности. Первое время я был изрядно озадачен тем, насколько привычный подход к съёмке пейзажа не годится для работы с мягким объективом с исчезающе малой глубиной резкости.
Малая глубина резкости помогает выделить главное в кадре так, чтобы ненужные детали не пестрили. А высокая светосила вместе со стабилизированным сенсором в камере позволила отказаться от тяжёлого штатива и снимать всё с рук. Всё это было очень непривычно, но интересно.
После пейзажа захотелось попробовать стрит, жанр и вообще динамичные сюжеты. Да, ручная фокусировка несколько усложнила процесс съёмки, но снова всё решилось сменой подхода. Автофокус не умеет предугадывать развитие событий перед камерой, поэтому конструкторы делают всё возможное, чтобы сделать его быстрее.
Ручная фокусировка медленнее, но опытный фотограф умеет предугадывать развитие сцены и заранее фокусироваться там, где необходимо. С привычкой к автофокусу это требует некоторого переучивания, но преимущества подобной фокусировки того стоят.
Минимальная дистанция фокусировки у Mitakon 25mm f/0.95 равна 25 см, что навело на мысль о макросъёмке. На полноценный макрообъектив это, конечно, не тянет, но снять что-то вблизи с красивым боке Mitakon 25mm f/0.95 вполне позволяет. Макрообъективу и автофокус ни к чему. Вполне хватает фокус-пикинга и экранной лупы — в макросъёмке они работают устойчиво. Мягкий рисунок, как оказалось, тоже не помеха. Например, на снимке моего монитора отчётливо видны пылинки, которые глазом заметить не так-то просто.
Фокусироваться проще всего оказалось всей камерой, двигая её вперёд-назад до тех пор, пока зона резкости, выделенная фокус-пикингом, не окажется там, где нужно. Особенно удобно сначала скомпоновать кадр, а потом включить сразу фокус-пикинг и лупу. У Mitakon 25mm f/0.95 на открытой диафрагме из-за сферической аберрации момент точной фокусировки несколько размыт, и фокус-пикинг помогает не пропустить его.
Благодаря плавному кольцу диафрагмы без фиксаторов Mitakon 25mm f/0.95 удобен для видеосъёмки. По шкале расстояний и меткам фокус-пикинга удобно фокусироваться на ходу и перебрасывать фокус с плана на план. Основным инструментом оказался именно фокус-пикинг, поскольку на шкалу расстояний во время съёмки смотреть неудобно. Кольцо фокусировки вращается плавно, фокусом легко попасть куда нужно. На диафрагме f/0.95 снимать сложно, на f/2–2.8 даются даже динамичные сцены.