Качество изображения
При разработке объектива его создателям нужно увязать взаимоисключающие параметры так, чтобы объектив не только давал изображение с заданными характеристиками, но и соответствовал возможностям производства и кошельку покупателя. Кроме того, разработчики стараются спроектировать объектив так, чтобы изображение подходило задачам съёмки и эстетическому вкусу пользователей. Чем выше светосила, тем сложнее исправлять аберрации. Поэтому в сверхсветосильной оптике они зачастую исправлены не полностью. Это не так уж и плохо: именно аберрации формируют индивидуальный рисунок объектива, делают его запоминающимся. То, что у инженеров называется комой, сферической аберрацией пятого порядка или астигматизмом, фотографы называют мягкостью или кручёным боке.
Рисунок на полностью открытой диафрагме у Mitakon 25mm f/0.95 мягкий. Так и должно быть: сверхсветосильная оптика всегда была результатом компромисса между микроконтрастом изображения и размытием фона. Блики в боке имеют ровное заполнение без контрастных краев, не образуют «эффекта чешуи». Линии в боке не двоятся.
Назвать детализацию низкой нельзя. Ее достаточно даже для крупномасштабной печати. И вообще Mitakon 25mm f/0.95 производит впечатление самого резкого из всего семейства Speedmaster (напомним, в него также входит Mitakon Speedmaster 50mm f/0.95 и Mitakon Speedmaster 35mm f/0.95 Mark II).
По мере закрытия диафрагмы мягкость сходит на нет. Сферическая аберрация значительно снижается уже при f/1,4. Детализация становится высокой по центру и несколько занижена по краям кадра. Диафрагмирование до f/2 и вовсе заставляет центр кадра «звенеть» от резкости.
При f/2,8 края добирают недостающую резкость и начиная с f/4 объектив рисует резко по всему полю кадра.
На диафрагмах f/11 и f/16 детализация снижается из-за дифракции, но глубина резкости становится настолько значительной, что можно фокусироваться по шкале расстояний и ни разу не ошибиться.
Хроматические аберрации на диафрагмах от f/0.95 до f/4 заметны, но их несложно компенсировать постобработкой. В целом их уровень для сверхсветосильного объектива можно назвать на удивление низким.
Уже при f/2 уровень хроматических аберраций становится очень низким. Они видны лишь по углам кадра на самых контрастных сюжетах.
Объектив охотно ловит блики от солнца. Чтобы их не было, достаточно прикрыть солнце рукой. Бленды в комплекте нет.
Вокруг источников света в кадре и ярких бликов Mitakon 25mm f/0.95 образует мягкие ореолы. Выглядят они органично, картинку не портят. Такие ореолы вызваны сферической аберрацией, что характерно для всей сверхсветосильной оптики — и многие покупают её именно ради такого эффекта.
Виньетирование оказалось слабым, оно заметно на диафрагмах от f/0.95 до f/2. С f/2.8 им можно пренебречь. Чтобы полностью убрать его в Lightroom или Adobe Camera Raw, нужно вручную выставить коррекцию виньетирования так: Amount = 68, Midpoint = 63. Хроматические аберрации движок Adobe Camera Raw убирает автоматически.