Переходим к ручным настройкам. Съемка днем
Как бы хорошо фотоаппарат ни снимал в авторежиме, покупать зеркалку лишь для подобных съёмок не стоит. Современный зеркальный фотоаппарат явно способен на большее! В этой части теста мы поговорим о том, какие преимущества дают ручные настройки камеры.
Но начнём мы всё же с уже известного нам творческого автоматического режима. Именно в нём можно обнаружить хорошо замаскированные дополнительные фотоэффекты — художественные фильтры.
Их выбор не слишком широк, но самые популярные эффекты присутствуют: высококонтрастный чёрно-белый режим (визуально он действительно сильно отличается от обычного монохромного режима, напоминая съёмку на чёрно-белую зернистую фотоплёнку), эффект миниатюры, эффект игрушечной камеры и некоторые другие.
Не стоит списывать со счетов и сюжетные программы SCN. Даже опытный фотограф в их списке найдёт кое-что полезное. Например, именно там «спрятан» режим HDR. В этом режиме камера делает подряд несколько снимков с разной экспозицией, а затем объединяет их в один кадр с расширенным динамическим диапазоном. HDR — идеальное решение для съёмки контрастных сюжетов, например, в контровом свете. Даже штатив вам не понадобится: снимать можно с рук, камера сама выровняет кадры друг относительно друга.
Среди сюжетных программ можно найти режим съемки HDR. Очень полезная настройка для съемки контрастных сюжетов!
Обычный кадр
Но всё же основными режимами съёмки для обладателя зеркального фотоаппарата должны являться полуавтоматические (P, Av, Tv) и ручной (M). Именно в них фотограф приобретает полную свободу творчества.
Например, даже если я не уделяю внимание настройке экспопараметров в том или ином сюжете, то с цветом я работаю почти в каждом кадре. Если речь идёт о пейзажных кадрах или просто городских фотозарисовках, я меняю настройку стиля изображения, отдавая приоритет стилю «Пейзаж». Это позволяет сделать цвета в кадре более яркими, насыщенными. В отдельных сюжетах я также вручную устанавливаю баланс белого.
В этом кадре я умышленно поставил баланс белого для облачной погоды, чтобы добавить теплого оттенка заходящему солнцу
Например, в этом кадре, несмотря на обилие солнечного света, я установил баланс белого для облачной погоды, чтобы усилить тёплые оттенки закатного солнца. Автоматическая же установка баланса белого старается в любой ситуации сделать цвета правильными, точными. Нужно сказать, ей это удаётся. Но творчество подразумевает нарушение правил.
Если снимать с визированием по дисплею, то установку баланса белого можно оценить на экране ещё до съёмки — очень удобно! Жаль только, что среди возможных способов установки баланса белого отсутствует указание цветовой температуры в Кельвинах. Впрочем, таким образом камера напоминает о своей принадлежности к любительскому классу.
В этом кадре пришлось ввести небольшую отрицательную экспокоррекцию, так как на снимке преобладали темные тона
При съёмке днём я почти не трогаю экспокоррекцию. Если вы снимаете в полуавтоматическом режиме, камера очень точно определяет экспозицию. Возможно, причиной тому является обновлённый датчик экспозамера. Здесь применяется RGB + инфракрасный датчик замера экспозиции с разрешением 7560 пикселей. Сбить модуль экспозамера с толку может только кадр с преобладающими тёмными участками. А вот с контровым светом никаких проблем не возникает.
Даже в контровом свете экспоавтоматика работает стабильно и предсказуемо
Ещё более важной настройкой фотоаппарата является диафрагма. Я бы сказал, что это вообще один из основных творческих инструментов фотографа. Например, мне в этой съёмке помогал совершенно новый объектив Canon EF 50 f/1.8 STM. Это переизданная версия, пожалуй, самого популярного объектива Canon — доступного полтинника со светосилой F1.8.
Боке Canon EF 50mm F1.8 STM отличается от многих современных объективов более жесткой формой блика в зоне нерезкости, что делает его узнаваемым
Теперь он оборудован бесшумным STM-мотором, обеспечивающим плавную фокусировку при видеосъёмке. Число лепестков диафрагмы было увеличено, что положительно сказалось на боке: даже при закрытии диафрагмы блики в зоне нерезкости остаются круглыми. Объектив получил новое просветление. Также, по субъективным оценкам, уровень хроматических аберраций стал существенно ниже. Но главное свойство этой модели — возможность съёмки с сильно размытым задним планом — сохранилось.
Многие кадры я снимаю именно на открытой или чуть прикрытой диафрагме. Это позволяет добавить в кадр немного объёма, разделить планы на снимке, а иногда и вовсе избавиться от мешающих деталей, размыв их. Здесь мне помогает и быстрая фокусировка в режиме Live View (часть снимков я делаю с уровня земли, а часть — подняв камеру над головой) и большое число точек фокусировки в видоискателе (всегда можно выбрать наиболее подходящую точку и сделать снимок без перекадрирования).
Работая с открытой диафрагмой, не стоит забывать, что в руках у нас 24-мегапиксельная камера. Далеко не каждый объектив способен обеспечить такую высокую резкость, чтобы раскрыть весь потенциал матрицы. Например, «китовый» Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM с этой задачей справляется не слишком уверенно. Лучше использовать оптику более высокого класса, например, Canon EF-S 17-55 f/2.8 IS USM.
Лучше закрывать диафрагму объектива примерно до F8 для обеспечения максимального уровня детализации. Это же требование отчасти относится и к более светосильной и высококлассной оптике: для получения идеальной детализации снимка диафрагму лучше чуть прикрывать, и тогда резкость снимков вас приятно удивит! Впрочем, о качестве фотографий более подробно мы поговорим в следующей части теста.
Для раскрытия потенциала 24-мегапиксельной матрицы лучше немного закрывать диафрагму объектива. Это поможет получить более высокую детализацию в кадре