Как вы стали свадебным фотографом?

Фотографией я увлекалась ещё со старших классов. Когда уже училась на журфаке, был предмет «фотодело». Затем я попробовала себя на фотофакультете при Доме журналиста на репортажного фотографа, окончила курс по студийной фотографии «Психологический портрет» при «ФотоДепартаменте». А свадьбы я начала снимать в 2007 году. Тогда это можно было сделать только через какую-нибудь студию, то есть если кто-то уже занимался, мог взять под крыло. Я попала в студию к ведущему свадебному фотографу Питера. Он расширялся, и ему нужен был второй фотограф. Я съездила на тестовую съёмку, после чего сразу начала работать. К тому времени я уже успела поснимать внештатно для журнала «Собака.ru». Сейчас мне кажется, что это судьба: мне хотелось фотографировать, и прежде всего — людей. Мне всегда нравились и репортаж, и постановка, а свадебная фотография подразумевает и то и другое. Плюс - я получила возможность профессионально развиваться, да и с аппаратурой было не все так просто как сейчас, а работая в студии, я могла пользоваться современной фототехникой.

Вы помните вашу первую свадьбу?

Я помню одну из первых свадеб, на которой я поняла, из чего должна состоять съёмка в данном жанре. Каждая свадьба запоминается какими-то моментами, деталями, предысторией. Прошло почти 10 лет, а я до сих пор помню, что невеста Настя до последнего момента была без туфель — их мама купила ей буквально накануне события. А то самое платье нашлось на итальянском сайте, и оказалось, что друг Насти и Кирилла как раз был в это время в Италии и смог привезти его в Питер — без примерки! Всё сложилось как надо: пара, настроение, места, погода. Мы сняли подготовку в отеле, потом красивую прогулку. Получилось всё целостно, и меня это зацепило. В тот день я поняла главное — свадьбу нужно снимать серией, чтобы одна картинка переходила в другую, независимо, начинается это с постановки или нет. Во время обработки я сделала чёрно-белую серию со стилизацией под фотоплёнку. После этой свадьбы я стремилась как минимум к подобному результату.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Это очень сложный вопрос. Потому что я люблю снимать и подготовку, и прогулку. Важно, чтобы всё было хорошо организовано, не приходилось менять маршрут, а ребята получали кайф от процесса. Люблю выездную регистрацию, а ЗАГС не очень, потому что это всегда несколько шаблонно. Мне очень нравится снимать репортаж, на свадьбе это преимущественно банкет. Нельзя выделить определённый момент — всё зависит от пары.

Самая запомнившаяся свадьба?

У меня была свадьба, которую я всегда привожу в пример. Съёмка длилась 17 часов. На банкете мы с оператором Димой Кривошеенко буквально падали от усталости, но это одна из лучших моих свадеб за 10 лет. Свадьба была интернациональная: жених, невеста, гости — все из разных стран. Съёмки проходили в Праге, где живёт пара, а этот город — одна большая киносъёмочная площадка. Там можно снимать на каждом углу, что мы и делали. Свадьбу ребята организовали в цвете Tiffany, все детали оформления сделали своими руками, вплоть до того, что деревянные подсвечники, которые стояли на столах, жених выпилил и покрасил сам. На этой свадьбе был офигенный драйв, веселье, позитивный заряд. И очень продуманная программа дня. В середине прогулки мы зашли в ресторан отдохнуть и попить пива. Прага — это сплошь брусчатка, так что к этому времени многие уже были «без ног». К слову, гости весь день ходили за нами, но этот перерыв позволил Глебу с Оксаной и их друзьям выдохнуть и двигаться дальше. Невеста не снимала каблуки с подготовки до танцев, но она не пожаловалась за день ни разу! Вечером, когда корсет снимали, у неё на спине синяки были от него! Но до последней минуты на свадьбе царил позитивный настрой, который передавался всем окружающим. Картинки создавались буквально из воздуха. Во время прогулки в Пражском граде на Замковой площади подружки невесты уговорили водителя дать бесплатно старинную машину для съёмки, загрузились в неё — и получились очень яркие кадры на фоне Королевского дворца. С полседьмого утра до ночи мы с Димой работали непрерывно — это был тот случай, когда снимаешь, не помня себя, потому что останавливаться жалко.

Cамое необычное в вашей практике место бракосочетания?

Это датский остров Борнхольм. Он небольшой, но очень живописный. Море вокруг, высокие утёсы, сохранился полуразрушенный замок, чувствуется атмосфера Дании. Ребята сами из разных стран — Германии и России, а на тот момент жили в Иране. Они решили, что свадьба на Борнхольме — это красиво и романтично. Регистрация в Европе отличается от российской: свадьбу в администрации регистрирует сам мэр, процедура при этом неформальная, все сидят, разговаривают, смеются… И уже с этого момента все ощущают себя по-другому. Был сентябрь, в тот день стояла чисто датская погода — очень солнечно и очень ветрено, настолько, что трава стелилась, а у Насти платье и волосы летали параллельно земле. Всех во время съёмки буквально сдувало с острова, поэтому всё происходило быстро: пока снимаешь одного, второго укутывают. Экстремально вышло, но очень душевно и атмосферно.

В Санкт-Петербурге у вас есть любимые места для съемки?

Я люблю центр. Район Казанского, Невский, канал Грибоедова, набережные Фонтанки, Мойки. Какие-то очень заезженные места, типа Васильевского и Заячьего острова, мне не очень нравятся. Там, где всё уже снято, я люблю искать какие-то новые ракурсы, подходы. Например, я фотографирую в парадных Петроградки, Центрального района, потому что это очень по-петербургски. Специально ищу, где лестницы винтовые или окна интересные. Я коллекционирую необычные и красивые места, у меня всё разложено по папкам. Благодаря этому прогулка получается разнообразной, но не выходит за рамки города, на любую фотографию посмотри — это будет Петербург.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Во-первых, сарафанное радио. Все идут, так сказать, на проверенного фотографа. Во-вторых, это портфолио. Если вы смотрите работы и понимаете — это ваше, значит, надо знакомиться с автором. И в-третьих, сама встреча. Если вы общаетесь и понимаете — мой человек; находите общий язык — бронируйте дату.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Мне очень нравится съёмка, когда пара остаётся живой, такой, какая она есть. Но при этом я стараюсь не отходить от правил фотографии. Если я ловлю момент, ребята в кадре должны быть с руками, ногами, головами, не порезанные, не моргающие, всё должно быть красиво и эстетично. Я не хирург, я фотограф. По поводу названия — сегодня много изобретено колёс, для свадебной съёмки существует термин «постановочный репортаж», по сути это съёмка под влиянием lifestyle, жанровой фотографии. Когда фотограф придумывает идею, выбирает фон, задаёт тон, правила, но при этом не ограничивает ребят. Для меня это симбиоз между репортажной и постановочной фотографией: небрежно, эмоционально, правдиво. Но эта небрежность — нарочитая и точно выверенная. Я снимаю так, чтобы человек, который смотрит фотографии, почувствовал энергетику того дня, у него должно появиться ощущение, что он был там. Чтобы создать такую историю, нужна контактная фотография, когда ты действительно близко снимаешь. Ты почти все время должен находиться буквально на расстоянии руки. И при этом, в итоге, все должно быть очень разнопланово, разноракусно и серия должна остаться документальной. Это очень сложно. Сложно выдержать ритм и успевать снять разные планы. Мне помогает то, что я работала на телевидении. Я знаю, как снимать видеоряд, чтобы получился сюжет. Что нужно снять, в каком количестве, как это расположить, чтобы потом, когда вы смотрите кадр за кадром, было ощущение, что вы смотрите кино.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Я же в Питере живу. У нас всегда для свадьбы разрабатываются два маршрута — один «сухой», второй «мокрый». Если идёт дождь, мы знаем, куда поехать: начиная от галерей типа Гостиного двора или колонн Казанского собора, заканчивая помещениями — фотостудии, подъезды, вокзалы, музеи, кафе, рестораны. Всегда есть зонт в багажнике, а если прогнозируется плохая погода, я рекомендую невесте взять резиновые сапоги. Можно не только спастись от непогоды, но и сделать классные кадры. В общем, дождь для меня — это не форс-мажор. Для меня экстрим — снимать пару, стоя по пояс в океане.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Я снимаю на беззеркалку Sony a7 II. Потому что это реально удобно и современно. Свадебные фотографы если переходят c зеркалок, то в основном на Sony, потому что это полнокадровая камера, при этом лёгкая и маленькая. Для меня именно это было аргументом, когда снимаешь или носишь рюкзак с аппаратурой в поездках целый день, вес камеры — это очень важно. А потом я просто влюбилась в неё. У a7 отличный контрастный видоискатель, пикинг для съёмки мануальными линзами, поворотный экран, через переходник ставятся объективы любой системы, закачиваются программы для мультиэкспозиции и timelapse — можно долго перечислять. Я бы с удовольствием стала амбассадором Sony, так как после моих воркшопов фотографы переходят на a7. Я шучу, что если бы продавала «семёрки», уже заработала бы кучу денег. Если говорить про объективы, то сегодня musthave для данной камеры — Voigtlander Nokton, сделанные для Leica: лёгкие, светосильные, с красивым рисунком. 40 мм — моё самое любимое фокусное расстояние, так как можно снимать разнопланово, не меняя линзу. Я люблю работать фиксами, они заставляют думать и выстраивать кадр.

День до свадьбы - советы жениху и невесте.

Во-первых, выспаться. Один раз я снимала свадьбу, на которой жених и невеста были настолько уставшие и замученные, что к банкету совсем сдулись, грустнее праздника я не видела. Даже топовый ведущий никак не мог их расшевелить. Была невеста, которая во время съёмки на лодке стала засыпать, её укачало, и часовой ночной сон просто вырубил её посреди прогулки. Хорошо отдохнуть накануне дня X не менее важно, чем повеселиться непосредственно на свадьбе. Какая пара — так и день пройдёт. И второй очень важный момент — нужен тот, кто отвечает за организационные вопросы, начиная с прихода стилистов на подготовку и заканчивая выносом торта. Жених не должен контролировать, когда подать автобус, как расставить столы, а невеста беспокоиться, где визажист и те ли цветы привезли на оформление банкета. Пусть этим занимается распорядитель или организатор. Пара в этот день должна удовольствие получать, а не работать.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снять традиционную индийскую свадьбу, классическую, в несколько дней, со всеми церемониями. Во-первых, другие традиции, страна, а всё новое меня вдохновляет. Во-вторых, это очень красиво: костюмы, украшения, ритуалы. Ведь в Индии это действительно главный день в жизни, всё, что происходит на свадьбе, наполнено смыслом, историей.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

У меня есть кадр с историей, ему уже больше пяти лет, и это в каком-то смысле моя визитная карточка — он у меня в портфолио. Яша и Маша поженились в Индии. Когда вернулись в Питер, решили сделать свадебную съёмку, но не стандартную. Я предложила ребятам сняться на двуспальном матрасе на воде. Выбрали пруд на Елагином острове, день, но не обошлось без приключений: Яша забыл автонасос для матраса, пока искали другой, мы ждали в парке. В итоге загрузили ребят на воду, а я залезла в пруд почти по пояс. Было начало сентября, как сейчас помню, вода оказалась неожиданно ледяной. Но не зря же всё придумали и организовали! И вот когда уже всё, что можно было снять, снято, я вылезаю на берег, а там рядом с прудом был мостик, захожу на этот мостик… и делаю один из самых своих любимых кадров. Жму на кнопку и уже знаю, что вот оно — ради чего всё. В воде отражались деревья, и когда я перевернула кадр, появилось ощущение, что матрас с ребятами плывёт по небу. И я кричу им: «Класс! Надо было лезть в воду и мёрзнуть, чтобы сделать тот самый кадр!».

Читайте также

Интервью
Олег Самойлов
Казань
Интервью
Елена Горина
Москва
Интервью
Никита Хнюнин
Новосибирск
Интервью
Павел Лепешев
Красноярск

Фотографы в городах и странах