Как снимать самолёты на авиашоу: советы Артёма Каширина
Все представленные выше советы хороши, если Вы будете на официальном споттинге в аэропорту или за его пределами. Но скоро стартует авиасалон МАКС-2017 (18–23 июля), и хотелось бы дать пару советов из личного опыта применительно именно для авиашоу.
1. Начнём с «орудия» для «ловли» самолётов. Важно выбрать правильное техническое оснащение. Пусть это будут фотоаппарат Canon EOS 77D с объективами Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM для ближней «фотоохоты» и Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 L IS USM для дальней и бинокль Canon 12х36 IS III. Варианты возможны, но широкоугольник и телевик вам точно понадобятся, без бинокля наблюдать авиашоу просто неинтересно, а зеркальная камера среднего уровня — идеальный выбор для таких случаев.
2. Перейдём непосредственно к действию. Вы попали на авиасалон, и перед вами — статическая композиция из множества красивых самолётов. Советую снимать каждый из них крупным планом, ведь когда самолёт занимает весь кадр, он смотрится гораздо эффектнее. И от второстепенных и мешающих объектов вы, таким образом, избавитесь. Главным оружием для таких фото должен служить объектив с умеренно широким углом обзора. Снимок получится крупным, резким и качественным.
Если перед вами военный самолёт, продемонстрируйте на фото его основные достоинства: винты, двигатели, ливрею. Или сфотографируйте его целиком, ведь в обычном гражданском аэропорту он вряд ли вам встретится. Постарайтесь сохранить этот уникальный момент с помощью своего фотоаппарата и объектива Canon.
3. После того, как вы обошли всю статическую композицию, выпили кофе и нашли место для наблюдения за лётной программой с помощью бинокля и фотоаппарата Canon, смените свой объектив на телевик и будьте готовы в любую минуту начать съёмку. Как только самолёт начал движение, задержите дыхание, проводите его взлёт, упершись ногами в землю, не двигаясь, а лишь поворачивая туловище, повторяя траекторию движения самолета. Не скупитесь на кадры, снимайте серией. Например, EOS 77D позволяет непрерывно сделать до 27 кадров в RAW.
4. На авиашоу самолёт, или даже несколько, в небе — явление частое. Тут надо твёрдо стоять на ногах, менять фокусное расстояние, то отдаляя, то приближая объекты в небе — однозначного рецепта нет. Иногда мелкий план оказывается более выигрышным; я же не просто так посоветовал вам телезум.
Следите за каждым движением самолёта, фотографируйте сериями и крепко прижимайте локти к телу, чтобы не допустить смаза. Главное — поймать уникальный момент. Запасной аккумулятор и пара-тройка быстрых флешек — вот ваши надёжные союзники.
Двигатели истребителя при форсаже оставляют за собой красивый тепловой след, а сам двигатель выглядит раскалённо-красным. Режим форсажа — идеальный момент для съёмки. Вы его не только увидите, но и, скорее всего, услышите. Постарайтесь перекрыть рёв двигателя щелчками затвора, и эффектные кадры вам гарантированы.
Форсаж — режим работы некоторых реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости.
5. После того, как гражданский или военный самолёт исполнил свою программу на авиасалоне МАКС-2017, он будет готовится к посадке. Попробуйте запечатлеть этот прекрасный момент соприкосновения шасси самолёта с землёй. Возможно, при касании шасси появится белый дым. По-моему, это самый яркий момент окончания полёта. Будьте готовы и к тому, что военный самолёт может выпустить парашют после посадки. Я не просто так рекомендую камеру уровня EOS 77D. Она позволяет снимать с частотой до 6 кадров/с длинными сериями, почти по три десятка кадров в RAW. Не упускайте уникальные моменты и не забывайте смотреть в небо!