Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

TTartisan 21mm F1.5: тест объектива

Дата публикации: 24.10.2022

TTartisan — это сравнительно молодой китайский производитель оптики для беззеркальных и дальномерных камер. Компания была основана в 2019 году, но на данный момент уже имеет в своём портфолио десятки объективов. Мы решили уделить внимание тестированию продукции этого производителя. Ведь во-первых, объективы TTartisan легкодоступны в России (чего не скажешь о японской технике), а во-вторых, имеют весьма приятную цену.

TTartisan 21mm F1.5: тест объектива

Серию тестов открывает широкоугольный полнокадровый фикс TTartisan 21mm F1.5 с байонетом Sony E. Похожая модель также выпускается для байонетов:

  • Nikon Z;
  • Canon RF;
  • L Mount;
  • Leica M.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5,6, 1/1250 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Конструкция и особенности

TTartisan 21mm F1.5 имеет классическое конструктивное исполнение. Все детали внешней отделки металлические, включая крышку объектива. Дизайн строг и опрятен. Здесь не нашлось места каким-то украшениям, каждая деталь предельно функциональна. Рельефные шкалы имеют гравировку и прокрашены белым и жёлтым цветом, хорошо читаются в темноте.

Объектив полностью ручной. Электронной связи с камерой нет. В Exif никакой информации от объектива не пишется. Значение диафрагмы и фокусировка устанавливаются при помощи соответствующих колец.

Ход кольца фокусировки плавный и мягкий, с длиной чуть менее 180 градусов. Фокусировка внутренняя, передний линзоблок остаётся неподвижным. Приятно, что в крайнем положении кольца объектив фокусируется на бесконечности, не «перелетая» через неё.

Значение диафрагмы переключается с мягким и приятным щелчком через ½ ступени, что позволяет менять его даже не глядя на шкалу. В то же время для видеосъёмки ступенчатый ход кольца может быть не столь удобен.

Объектив получился очень компактным для своего фокусного расстояния. Его диаметр не превышает габаритов байонета камеры. Вес за счёт применения металла в конструкции составляет 422 грамма.

TTartisan 21mm F1.5 оборудован компактной встроенной блендой, но в комплекте также поставляется более массивная широкая бленда, которая крепится на внешнюю резьбу. Зачем? Дело в том, что она используется для установки светофильтров с диаметром 72 мм. Вместе с блендой в коробке с объективом есть и резьбовая крышка.

Оптическая схема включает в себя 13 элементов в 11 группах. Среди них одна асферическая линза и пять с высоким коэффициентом преломления. Диафрагма 10-лепестковая.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 50 см от плоскости матрицы. То есть рассчитывать на сколько-нибудь крупноплановую съёмку трудно.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2,8, 1/50 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Размытие фона проявляется только при фокусировке на малой дистанции. Боке по меркам широкоугольной оптики нейтральное, без ярко выраженных дефектов.

Качество изображения TTartisan 21mm F1.5

TTartisan 21mm F1.5 — это скомпенсированный широкоугольный объектив с углом обзора 92 градуса по диагонали. Именно это и определяет его основное предназначение: пейзажная, интерьерная и творческая съёмка.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 500, F2,8, 1/60 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Геометрические искажения неплохо исправлены, но на самых сложных сюжетах придирчивый фотограф может разглядеть «пузырь» в центральной части кадра, который не так-то просто выпрямить при обработке.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2,8, 1/4 с, Unknown экв.Cкачать RAW
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 250, F8, 1/60 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Если говорить о резкости, то графики MTF с официального сайта нам однозначно указывают на её невысокий уровень при открытой диафрагме. Тесты это подтверждают: на f/1,5 TTartisan 21mm F1.5 работает как творческий объектив с частичным размытием изображения за счёт сферической аберрации. Присутствуют хроматические аберрации, кома, детализация низкая, есть выраженное виньетирование. Если вы рассматривали этот объектив для астрофотографии и съёмки на f/1,5, то придётся поискать что-то другое.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1,5, 1/5 с, Unknown экв.Cкачать RAW
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/3 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Приемлемая резкость в центральной части кадра появляется на f/2,8. Нельзя не похвалить объектив и за невысокий уровень хроматических аберраций. Найти на снимках их можно, но на f/2,8 в глаза они уже не бросаются. Небольшое виньетирование остаётся и не уходит при дальнейшем диафрагмировании. Но с ним вполне можно мириться.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2,8, 1/2 с, Unknown экв.Cкачать RAW

На f/4 резкость радует уже не только по центру, но по краю и даже в углах. Картинка ещё не звенящая по всей площади, но детализации уже достаточно для печати форматом A3. Закрытие диафрагмы до f/5,6 добавляет снимку ещё немного резкости, делая общий уровень детализации достаточным для крупноформатной печати.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 0.8 с, Unknown экв.Cкачать RAW
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5,6, 2 с, Unknown экв.Cкачать RAW

На f/8 резкость по полю кадра ровная и довольно высокая. Но начинают сказываться переотражения от лепестков диафрагмы. Они создают лучики вокруг ярких источников света, которые могут «съесть» важные детали вокруг ярких участков. На f/11 лучи становятся заметнее, и уже выглядят как художественный приём. Диафрагмирование до f/16 снижает детализацию за счёт дифракции и является нежелательным.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 4 с, Unknown экв.Cкачать RAW
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 8 с, Unknown экв.Cкачать RAW
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 13 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Уже на предыдущих тестовых снимках была хорошо заметна слабая бликозащита объектива. TTartisan 21mm F1.5 активно ловит разноцветные блики, которые буквально выстраиваются в ряд на фото, а иногда проявляются в виде засветок в самых неожиданных местах.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1,5, 1/4 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 0.4 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2,8, 0.8 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1.3 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5,6, 2.5 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 5 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 8 с, Unknown экв.
ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 15 с, Unknown экв.

Избавиться от них небольшим изменением точки съёмки зачастую не получается. Поэтому покупателям TTartisan 21mm F1.5 придётся воспринять наличие бликов в кадре как данность.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3200 с, Unknown экв.

Для художественной фотографии они зачастую не так уж и вредны, а в профессиональных съёмках их придётся убирать на этапе редактирования фото, что является непростой задачей.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/1600 с, Unknown экв.

Заключение

С оглядкой на цену TTartisan 21mm F1.5 выглядит весьма привлекательным вариантом для покупки при ограниченном бюджете. Найти за эти деньги что-то автофокусное или хотя бы столь же широкоугольное очень трудно. Конечно, не стоит ждать чудес от съёмки на открытой диафрагме: перед нами всё же объектив бюджетного сегмента. Однако начиная с f/2,8 герой теста вполне способен обеспечить приемлемый уровень детализации, хорошо скомпенсированные хроматические аберрации и умеренное виньетирование. То есть на прикрытых диафрагмах он полностью рабочий! А f/1,5 может пригодиться для творческих съёмок с лёгким размытием.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/400 с, Unknown экв.

Из существенных недостатков необходимо отметить слабую бликозащиту TTartisan 21mm F1.5. Риск появления бликов и засветок есть на любом значении диафрагмы, если в кадре или даже за его границами находятся яркие источники света. Геометрические искажения выражены не сильно, но их характер таков, что исправить «пузырь» будет не всегда просто — всё зависит от сюжета.

ILCE-7M2 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2, 1/15 с, Unknown экв.

В работе TTartisan 21mm F1.5 оказался простым и неприхотливым. Он не займёт много места в фотосумке. Ручная фокусировка не требует усилий за счёт большой ГРИП. Почти всё время кольцо фокуса стоит в положении ∞. Так что бояться ручного управления TTartisan 21mm F1.5 точно не стоит, с ним справится даже новичок.

Плюсы:

  • доступность;
  • качественная сборка;
  • металлический корпус;
  • компактность;
  • возможность использовать светофильтры через оригинальный переходник;
  • приемлемая резкость с f/2,8;
  • хорошо скомпенсированные хроматический аберрации с f/2,8;
  • простота ручной фокусировки.

Минусы:

  • сильные аберрации на открытой диафрагме;
  • слабая бликозащита;
  • присутствует виньетирование;
  • большая минимальная дистанция фокусировки;
  • геометрические искажения не сильные, но трудно исправляемые.

Рейтинг Prophotos

Оценка редакции
7.3
Возможности
6
Удобство
7
Оправданность цены
9
Дата публикации: 24.10.2022
Комментировать
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

comments powered by Disqus