TTartisan — это сравнительно молодой китайский производитель оптики для беззеркальных и дальномерных камер. Компания была основана в 2019 году, но на данный момент уже имеет в своём портфолио десятки объективов. Мы решили уделить внимание тестированию продукции этого производителя. Ведь во-первых, объективы TTartisan легкодоступны в России (чего не скажешь о японской технике), а во-вторых, имеют весьма приятную цену.
Серию тестов открывает широкоугольный полнокадровый фикс TTartisan 21mm F1.5 с байонетом Sony E. Похожая модель также выпускается для байонетов:
- Nikon Z;
- Canon RF;
- L Mount;
- Leica M.
Конструкция и особенности
TTartisan 21mm F1.5 имеет классическое конструктивное исполнение. Все детали внешней отделки металлические, включая крышку объектива. Дизайн строг и опрятен. Здесь не нашлось места каким-то украшениям, каждая деталь предельно функциональна. Рельефные шкалы имеют гравировку и прокрашены белым и жёлтым цветом, хорошо читаются в темноте.
Объектив полностью ручной. Электронной связи с камерой нет. В Exif никакой информации от объектива не пишется. Значение диафрагмы и фокусировка устанавливаются при помощи соответствующих колец.
Ход кольца фокусировки плавный и мягкий, с длиной чуть менее 180 градусов. Фокусировка внутренняя, передний линзоблок остаётся неподвижным. Приятно, что в крайнем положении кольца объектив фокусируется на бесконечности, не «перелетая» через неё.
Значение диафрагмы переключается с мягким и приятным щелчком через ½ ступени, что позволяет менять его даже не глядя на шкалу. В то же время для видеосъёмки ступенчатый ход кольца может быть не столь удобен.
Объектив получился очень компактным для своего фокусного расстояния. Его диаметр не превышает габаритов байонета камеры. Вес за счёт применения металла в конструкции составляет 422 грамма.
TTartisan 21mm F1.5 оборудован компактной встроенной блендой, но в комплекте также поставляется более массивная широкая бленда, которая крепится на внешнюю резьбу. Зачем? Дело в том, что она используется для установки светофильтров с диаметром 72 мм. Вместе с блендой в коробке с объективом есть и резьбовая крышка.
Оптическая схема включает в себя 13 элементов в 11 группах. Среди них одна асферическая линза и пять с высоким коэффициентом преломления. Диафрагма 10-лепестковая.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 50 см от плоскости матрицы. То есть рассчитывать на сколько-нибудь крупноплановую съёмку трудно.
Размытие фона проявляется только при фокусировке на малой дистанции. Боке по меркам широкоугольной оптики нейтральное, без ярко выраженных дефектов.
Качество изображения TTartisan 21mm F1.5
TTartisan 21mm F1.5 — это скомпенсированный широкоугольный объектив с углом обзора 92 градуса по диагонали. Именно это и определяет его основное предназначение: пейзажная, интерьерная и творческая съёмка.
Геометрические искажения неплохо исправлены, но на самых сложных сюжетах придирчивый фотограф может разглядеть «пузырь» в центральной части кадра, который не так-то просто выпрямить при обработке.
Если говорить о резкости, то графики MTF с официального сайта нам однозначно указывают на её невысокий уровень при открытой диафрагме. Тесты это подтверждают: на f/1,5 TTartisan 21mm F1.5 работает как творческий объектив с частичным размытием изображения за счёт сферической аберрации. Присутствуют хроматические аберрации, кома, детализация низкая, есть выраженное виньетирование. Если вы рассматривали этот объектив для астрофотографии и съёмки на f/1,5, то придётся поискать что-то другое.
Приемлемая резкость в центральной части кадра появляется на f/2,8. Нельзя не похвалить объектив и за невысокий уровень хроматических аберраций. Найти на снимках их можно, но на f/2,8 в глаза они уже не бросаются. Небольшое виньетирование остаётся и не уходит при дальнейшем диафрагмировании. Но с ним вполне можно мириться.
На f/4 резкость радует уже не только по центру, но по краю и даже в углах. Картинка ещё не звенящая по всей площади, но детализации уже достаточно для печати форматом A3. Закрытие диафрагмы до f/5,6 добавляет снимку ещё немного резкости, делая общий уровень детализации достаточным для крупноформатной печати.
На f/8 резкость по полю кадра ровная и довольно высокая. Но начинают сказываться переотражения от лепестков диафрагмы. Они создают лучики вокруг ярких источников света, которые могут «съесть» важные детали вокруг ярких участков. На f/11 лучи становятся заметнее, и уже выглядят как художественный приём. Диафрагмирование до f/16 снижает детализацию за счёт дифракции и является нежелательным.
Уже на предыдущих тестовых снимках была хорошо заметна слабая бликозащита объектива. TTartisan 21mm F1.5 активно ловит разноцветные блики, которые буквально выстраиваются в ряд на фото, а иногда проявляются в виде засветок в самых неожиданных местах.
Избавиться от них небольшим изменением точки съёмки зачастую не получается. Поэтому покупателям TTartisan 21mm F1.5 придётся воспринять наличие бликов в кадре как данность.
Для художественной фотографии они зачастую не так уж и вредны, а в профессиональных съёмках их придётся убирать на этапе редактирования фото, что является непростой задачей.
Заключение
С оглядкой на цену TTartisan 21mm F1.5 выглядит весьма привлекательным вариантом для покупки при ограниченном бюджете. Найти за эти деньги что-то автофокусное или хотя бы столь же широкоугольное очень трудно. Конечно, не стоит ждать чудес от съёмки на открытой диафрагме: перед нами всё же объектив бюджетного сегмента. Однако начиная с f/2,8 герой теста вполне способен обеспечить приемлемый уровень детализации, хорошо скомпенсированные хроматические аберрации и умеренное виньетирование. То есть на прикрытых диафрагмах он полностью рабочий! А f/1,5 может пригодиться для творческих съёмок с лёгким размытием.
Из существенных недостатков необходимо отметить слабую бликозащиту TTartisan 21mm F1.5. Риск появления бликов и засветок есть на любом значении диафрагмы, если в кадре или даже за его границами находятся яркие источники света. Геометрические искажения выражены не сильно, но их характер таков, что исправить «пузырь» будет не всегда просто — всё зависит от сюжета.
В работе TTartisan 21mm F1.5 оказался простым и неприхотливым. Он не займёт много места в фотосумке. Ручная фокусировка не требует усилий за счёт большой ГРИП. Почти всё время кольцо фокуса стоит в положении ∞. Так что бояться ручного управления TTartisan 21mm F1.5 точно не стоит, с ним справится даже новичок.
Плюсы:
- доступность;
- качественная сборка;
- металлический корпус;
- компактность;
- возможность использовать светофильтры через оригинальный переходник;
- приемлемая резкость с f/2,8;
- хорошо скомпенсированные хроматический аберрации с f/2,8;
- простота ручной фокусировки.
Минусы:
- сильные аберрации на открытой диафрагме;
- слабая бликозащита;
- присутствует виньетирование;
- большая минимальная дистанция фокусировки;
- геометрические искажения не сильные, но трудно исправляемые.