Обзор особенностей SEL50F12GM
Сверхсветосильные «полтинники» для полного кадра — штука не новая. Они были довольно распространены ещё в доавтофокусную эру. Затем на какое-то время часть производителей потеряла к ним интерес. Причина, скорее всего, была чисто практическая: технологии не всегда позволяли сделать доступный по цене и достаточно контрастный для работы автофокуса объектив.
Переход на беззеркальный байонет с коротким рабочим отрезком буквально развязал руки оптикам. Тройка лидеров рынка уже обзавелась объективами 50/1,2. Сегодня тестируем один из них, самый светосильный в линейке G Master — Sony FE 50mm F1.2 GM, он же SEL50F12GM.
Конструкция и управление
Это лишь на первый взгляд кажется, что SEL50F12GM большой и тяжёлый. По меркам современной светосильной полнокадровой оптики он — стройняшка из фитнес-клуба. Вес в 778 граммов является минимальным в классе. Ближайший конкурент на 200 граммов тяжелее, а другой оппонент и вовсе переваливает за килограмм. Диаметр светофильтра 72 мм, максимальная длина 108 мм. С крупными профессиональными камерами объектив ощущается весьма сбалансированным, им комфортно снимать даже одной рукой.
Во внешней отделке применяются как пластиковые, так и металлические детали. Например, кольцо установки диафрагмы — металлическое. Оно имеет ход с щелчком через каждую треть ступени. При помощи специального селектора щелчки можно отключить, и тогда диафрагма будет закрываться плавно и бесступенчато.
Кольцо ручной фокусировки обрезиненное. Оно имеет очень лёгкий и плавный линейный ход. Это удачный компромисс, одинаково удобный и для фото-, и для видеосъёмки. Также на корпусе находится выключатель автофокуса и пара кнопок блокировки фокуса, функцию которых можно переназначить в меню камеры. Одним словом, набор органов управления традиционен для профессиональной линейки G Master.
Объектив комплектуется сравнительно крупной пластиковой блендой. Использовать её или нет — дело вкуса. Но объектив неплохо держит боковые засветки, а вогнутая передняя линза не подвержена царапинам и загрязнениям.
Фтористое покрытие защищает от разводов, пятен, помогает удалять пыль даже без чистящего карандаша. Кроме того, перевёрнутая в обратную сторону (транспортировочное положение) бленда блокирует доступ к кольцу фокусировки и выключателю автофокуса.
Естественно, конструкция Sony FE 50mm F1.2 GM является пыле- и влагозащищённой. Во время фокусировки фронтальный линзоблок остаётся неподвижным, никакие внешние элементы конструкции не двигаются. Фокусировка внутренняя.
За наведение на резкость отвечают сразу четыре линейных мотора, потому что фокусировочных элементов два. К скорости претензий нет. Ощущение, что в руках не сверхсветосильный полтинник, а какой-то умеренный широкоугольник с большой глубиной резкости. Фокусировка происходит не мгновенно, но занимает малые доли секунды. Звук работы четырёх приводов можно расслышать, только если приложить ухо к объективу.
Минимальная дистанция фокусировки стандартна для полтинников и составляет 40 см, а максимальный масштаб съёмки — 0,17х. Нашему герою по плечу лишь средне-крупные планы, без малейшей претензии на макро. Не его это профиль…
Внутри оптическая схема из 14 элементов в 10 группах, что немало для фикса. В неё входит сразу три XA-элемента. Напомним, что речь идёт об асферических элементах с точностью обработки до сотых долей микрона. Если раньше такое количество асферики являлось поводом усомниться в красоте рисунка объектива, то в случае с XA-элементами волноваться не стоит. В ряде объективов серии G Master такие линзы себя уже отлично зарекомендовали. Впрочем, к характеру размытия мы вернёмся на следующей странице и скрупулёзно изучим этот вопрос.
Ещё один элемент, влияющий на боке — это диафрагма. Здесь она состоит из 11 лепестков для обеспечения круглой формы отверстия даже на малых значениях. При светосиле f/1,2 это важно.