Качество изображения
Резкость и виньетирование
Для тестирования Sony FE 50mm F1.2 GM мы использовали сразу несколько камер. В тесте резкости участвовал 50-мегапиксельный флагман Sony A1. Отчасти это решение было вынужденным. Для съёмки на f/1,2 очень пригодился электронный затвор этого фотоаппарата с выдержками до 1/32 000 с.
На открытой диафрагме Sony FE 50mm F1.2 GM сразу громко заявляет о себе. Резкость в центре кадра близка к идеальной, и это на 50-мегапиксельной матрице! Сферической и хроматических аберраций не видно (здесь мы приводим сконвертированный RAW с отключённым профилем). Детализация на краях кадра немного снижается, но остаётся приемлемой для крупноформатной печати. Одним словом, открытая диафрагма оказывается полностью рабочей, без всяких оговорок. Субъективно кажется, что контраст картинки чуть-чуть ниже, чем мы привыкли видеть в современной оптике. Эту особенность пусть каждый оценит сам по представленным снимкам. Виньетирование присутствует, но выражено очень слабо.
Начинаем медленно, по одному щелчку закрывать диафрагму. Один щелчок до f/1,4 поднимает детализацию в центре кадра и делает её очень высокой. Каждая треть ступени также уменьшает виньетирование, которое буквально тает на глазах.
При f/2 от виньетирования не остаётся и следа, углы и края чуть добирают резкости. Высокая детализация периферии кадра появляется на f/2,8, а на f/4 она становится очень высокой. На элементах моста в правой части кадра даже появляется муар.
Дальше до f/8 в характере изображения ничего принципиально не меняется. Картинка резкая, лишённая аберраций. При f/11 намечается снижение детализации из-за дифракции, а на f/16 оно уже хорошо видно. Вполне логично, что разработчики не стали реализовывать диафрагму f/22 в этом объективе.
Боке
Сильное и красивое размытие — вот зачем покупают сверхсветосильную оптику. Выше мы показали, что снимать на f/1,2 на SEL50F12GM можно и нужно, резкости хватит даже для очень крупного формата печати.
С силой размытия тоже проблем нет. На открытой диафрагме ростовой портрет получается идеально отделённым от фона, что уж говорить о более крупных планах.
Даже на городских сюжетах открытая диафрагма способна обеспечить разделение планов, добавить объёма и воздуха.
По характеру размытия фона Sony FE 50mm F1.2 GM — это чистокровный портретник. Зона нерезкости не просто мягкая, а очень мягкая, без намёка на двоение линий. Каждый одиночный блик имеет равномерное заполнение без луковых колец и смягчённый край.
Последнее обстоятельство как раз и объясняет мягкость рисунка. Эффекта чешуи нет даже на откровенно провокационных сюжетах. Блики накладываются друг на друга, но их края смягчены.
При фокусировке на малых дистанциях расположенные по краю кадра блики немного деформируются, что является обычным делом. Но какого-то утрированного эффекта закручивания не получается. Боке выглядит спокойным и нейтральным.
При закрытии диафрагмы форма блика остаётся круглой. Даже на f/2,8 в боке не появляется ни капли угловатости. Одиннадцать лепестков здесь именно для этого.
Правильность рисунка зоны размытия — вот, пожалуй, главная особенность этого объектива. Он даёт красивую, ровную, стабильную, «коммерческую» картинку без сюрпризов. Ждать от боке Sony FE 50mm F1.2 GM уникальности, как от сверхсветосильных полтинников прошлого, не стоит. Это профессиональный инструмент с соответствующей ценой, а не объектив для творческих экспериментов.
Хроматические аберрации
В отдельных очень редких случаях заметить их можно, но это будут совсем экстремальные сюжеты. Дело в том, что даже на открытой диафрагме на средних и умеренно-сложных сюжетах объектив не склонен к хроматическим аберрациям.
Например, они не возникают на границах солнечных бликов на металле или в воде ни в зоне резкости, ни в зоне нерезкости.
Эффект дыхания
Эффект дыхания — изменение фокусного расстояния при перефокусировке — у Sony FE 50mm F1.2 GM присутствует, но выражен очень слабо. Если не прогонять кольцо фокусировки от бесконечности до минимальной дистанции, то при переводах фокуса на видео данный эффект заметен не будет.
Бликозащита
Если в кадре появляется очень яркий источник света, небольшая локальная засветка и локальные блики вокруг источника не исключены. Однако россыпи солнечных зайчиков по полю кадра не образуется. SEL50F12GM не теряет контраст. Он уверенно держит контровый свет, как и положено современному объективу.
Аналогично обстоят дела и с косыми лучами, падающими на переднюю линзу. От небольшого падения контраста в этом случае объектив не застрахован, но возникает оно лишь в самых экстремальных случаях, позволяя проводить большинство съёмок без использования бленды.
Геометрические искажения
Конечно, Sony FE 50mm F1.2 GM — это не технический объектив. И всё же проверим его на дисторсии.
У SEL50F12GM есть слабая подушкообразная дисторсия. Она распределена неравномерно по плоскости кадра, наиболее активно начинает проявляться в углах. Если на снимке нет прямых линий, проходящих по краям, то заметить её довольно трудно.