Вверх

FUJIFILM X-T4: неделя с экспертом

Дата публикации: 15.05.2020

Фотосъёмка на FUJIFILM X-T4: стабилизация, автофокус и скорость

Стабилизатор изображения

Первой камерой линейки Fujifilm X-T со встроенным стабилизатором стала X-T4. По сравнению с X-H1 — первой моделью Fujifilm со встроенным стабилизатором — была улучшена компоновка амортизирующей структуры затвора. Чувствительность гироскопических датчиков увеличена в 8 раз.

Стабилизация на основе сдвига матрицы обеспечивает компенсацию смещений по пяти осям. Её эффективность заявлена на уровне 6,5 ступени, но с оговоркой: лишь для наклонных колебаний вверх-вниз и вправо-влево. Наши тесты показывают, что при съёмке с малых дистанций, когда существенными становятся линейные смещения, эффективность системы несколько снижается.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2, 1 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

При использовании объектива FUJINON XF 56mm F1.2 R в ходе теста нам удавалось получать идеально резкие кадры с рук при выдержках до 1,2 секунды, что в целом соответствует заявленной эффективности стабилизатора. Этого достаточно, чтобы снимать звёздное небо без штатива со светосильной оптикой! Выдержки до полусекунды с тем же объективом отрабатываются просто отлично. И этот объектив не имеет стабилизатора, так что здесь заслуга исключительно внутрикамерной системы стабилизации.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/3 с, 84.0 мм экв.Скачать оригинал

Информация с гироскопических датчиков также используется для работы цифровой системы стабилизации, которая увеличивает эффективность оптической при съёмке видео. Но об этом мы отдельно расскажем далее.

Парк оптики

Появление встроенного стабилизатора изображения оказало мощное влияние на всю систему Fujifilm X. Напомним, что в ней на данный момент присутствуют три десятка объективов, лишь часть из которых имеет стабилизатор. Традиционно светосильная и сверхсветосильная оптика изготавливается без стабилизатора. Например, к выпуску запланирован XF 50mm F1.0R WR. Этот объектив, как и многие другие, на новой камере позволит снимать с рук с более длинными выдержками, а при видеосъёмке обходиться без дополнительных внешних стабилизаторов. Новые возможности откроются для работы с кинообъективами MKX18-55mm T2.9 и MKX50-135mm T2.9.

Автофокус

Гибридная система автофокусировки FUJIFILM X-T4 оставила очень приятные ощущения от работы с ней. В её основе — 425 точек фазовой детекции, покрывающие практически всю площадь матрицы. Точку автофокуса можно «задвинуть» почти в самый угол снимка, чего не позволяют, например, зеркалки при съёмке через видоискатель. Выбирать точку автофокуса можно как касаниями экрана, так и при помощи джойстика — это важно для динамичных съёмок!

Выбор точки автофокуса

Выбор точки автофокуса

Скорость также не вызывает вопросов. Мы не пытались подтвердить или опровергнуть тестами заявленное в спецификациях время фокусировки за 0,02 секунды. Если вы включите функцию предварительной фокусировки, то камера будет уверенно наводиться за время не слишком резкого нажатия кнопки спуска. То есть о времени фокусировки можно будет забыть. Как работает покадровый автофокус без предварительной фокусировки, вы можете посмотреть в нашем ролике ниже.

Нужно сказать и о чувствительности системы. У нас была возможность поснимать ночью с рук — спасибо за это эффективному стабилизатору! В очень скудных световых условиях всё же можно рассчитывать на автофокус. Он работает даже тогда, когда по увеличенному фрагменту изображения вручную навестись становится трудно.

Относительно прошлой модели были улучшены алгоритмы следящего автофокуса и автофокуса по лицам. Реализация следящего автофокуса проста и привычна: нужно выбрать касанием или наведением рамки объект, за которым камера будет следить. Далее половинное нажатие кнопки спуска активирует слежение. В целом удержание объекта в фокусе очень уверенное, камера не сбивается на фон.

Как и положено профессиональной камере, алгоритмы работы непрерывного фокуса тут можно тонко настроить под конкретную задачу. Есть и настройка сохранения точек автофокуса для вертикальной и горизонтальной ориентации камеры.

Что касается распознавания лиц и глаз, то тут работа автоматики заслуживает очень высокой оценки. В портретной съёмке комбинация из непрерывной автофокусировки и распознавания глаз даёт близкий к 100% результат попадания в резкость.

Но мы пошли дальше и попробовали максимально усложнить камере работу. Частично перекрытое объектами переднего плана лицо и контрастные тени на лице не мешают автоматике работать.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.2, 1/8000 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Иногда кажется, что автоматика излишне старается: она может находить лица и глаза в тех сюжетах, где с точки зрения простого человека на них нет даже намёка. Поэтому стоит отключать функцию распознавания лиц и глаз в тех сюжетах, где точно не будет съёмки людей. Кстати, эту функцию я вывел себе в «Моё меню» и держу всегда под рукой.

Скорость работы

Включается камера не моментально, но очень быстро по меркам беззеркалок: меньше секунды до возможности сделать кадр. Каких-то подвисаний и замедлений работы замечено не было. Автоматическое переключение между видоискателем и экраном также происходит очень быстро — многие конкуренты делают это медленнее.

Интересной особенностью камер Fujifilm является возможность выбора из нескольких режимов производительности. Например, для неспешных съёмок можно выбрать «нормальный» или «экономичный» режим. При повседневной съёмке разницы с другими режимами большинство фотографов даже и не заметит, зато расход аккумулятора снизится. Для съёмки со слабым освещением в камере появился отдельный режим, при котором уменьшается частота кадров видоискателя, но работать ночью в этом режиме действительно комфортно!

Есть режим приоритета разрешения видоискателя/экрана. С ним изображение становится более детализированным, легче контролировать глубину резкости. Для динамичных съёмок предусмотрен приоритет частоты кадров. Задержка отображения картинки глазом не фиксируется, эффекта мерцания тоже нет.

Скорость съёмки

FUJIFILM X-T4 стала первой APS-C камерой, разогнавшейся до съёмки 15 кадров/с с механическим затвором. Профессиональные фотографы предпочитают вести ответственные съёмки именно с механическим затвором, ведь в случае динамичных сюжетов электронный затвор может приводить к искажениям из-за эффекта роллинг-шаттера.

Новый затвор что при серийной съёмке, что при покадровой работает очень тихо. Его звук — это не щелчок, а скорее громкий шелест. Минимальная выдержка механического затвора 1/8000 с, электронный затвор может отсекать выдержки до 1/32000 с, позволяя снимать на открытой диафрагме в любых условиях.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.2, 1/15000 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Для измерения объёма буфера мы использовали самую быструю из доступных нам на момент теста флешек с заявленной скоростью записи до 299 МБ/с. До снижения скорострельности в буфер уместился 41 RAW-файл со сжатием без потерь (в спецификациях указана цифра 38 кадров). Это немногим более 2,6 секунды съёмки и более гигабайта данных. Запись серии на карту памяти заняла менее 10 секунд с момента начала съёмки.

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F3.6, 1/5000 с, 12.0 мм экв.

Также камера способна снимать до 20 полноразмерных кадров в секунду с электронным затвором, а при кропе x1,25 — до 30 кадров/с.

Безусловно, для столь скоростного фотоаппарата хотелось бы иметь буфер большего объёма. Пока же фотографу остаётся либо снимать с меньшей скоростью (число кадров в секунду можно понизить до 10, 8, 7, 5 или 3), либо точно рассчитывать момент спуска, чтобы гарантировано уложить съёмку сюжета в двухсекундный интервал заполнения буфера, либо использовать JPEG и сжатый RAW.

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/3500 с, 12.0 мм экв.

При работе с электронным затвором есть интересная функция пре-съёмки. Когда кнопка спуска нажата наполовину, камера пишет в буфер кадры один за другим, сохраняя на карту лишь несколько снимков, сделанных непосредственно до спуска затвора.

Дата публикации: 15.05.2020
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Видеосъёмка на Fujifilm X-T4»
Bob Bolden, 2020-05-18T23:08:54

Георгий, ну зачем же приписывать мне ваши домыслы? где я говорил что пропятка - это образец цветопередачи??? возможно, это ваше мнение, но никак не мое :)
ок, по крайней мере мы прояснили, что в камере имеет место фирменный цвет Х-транс и не имеет место цвет ни фуджа пропятки (самой известной по цвету из фуджей) ни цвет пленки фуджи. спасибо за прояснение.

2. должен вас разочаровать - цветовые профили в камерах как раз имеют прямое отношение к получаемому результату. вы не можете построить красивую архитектуру из кривых балок и кирпичей, точнее можно, но результат... поэтому никон д750 с итоговым профилем имеющий отклонения в 25% по основным цветам, не блещет популярностью именно у профи, а камеры с отклонениями в 3-5% - заслуженно популярны. просто потому что в результате вы получаете то, что видите - зеленый это зеленый, синий- синий, а белый- белый. Если же камера выдает вместо синего- пурпурный, вместо десяти оттенков красного - один и щедро заливает все это мажентой - то причем здесь искусство? это просто кривая лопата :) странно, что вы это не понимаете и прикрываетесь громкими фразами про искусство :) фотокамера - это просто инструмент для решения конкретных задач не более, и для цветной камеры - одна из главных задач выдавать реальный и точный цвет, нет? )))

3. как я уже говорил, ваши выдумки про фанатичную преданность пропятке - это не более чем ваши выдумки. просто фудж стал популярным именно после выпуска этой камеры. и увы, камера в статье очевидно выдает цвет намного хуже, что назвать прогрессом ну никак нельзя. если важен цвет :)))

4. никаких претензий к снимкам. вполне хорошие снимки. их можно снять на 99% камер на рынке, и даже на хороший смартфон. хорошая техника, в фокусе. просто никакой цвет...

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T15:12:10

1. Вся система Fujifilm X имеет схожую цветопердачу, достигнутую при помощи профилей моделирования плёнки. Об этом говорится в статье. Про S5 Pro как образец цветопередачи — это Ваше мнение.

2. Я согласен, что цвет можно измерить. И никогда этого не буду делать в отношении фотоаппаратов, потому что фотография — это искусство. Точнейшая в лабораторных условиях цветопередача не имеет ничего общего с реальной съёмкой и тем более с цветовыми профилями, реализованными в камерах.

3. Я искренне удивлён Вашей фанатичной преданности S5 Pro! Действительно, удачная камера была когда-то. Но дальше-то что? После неё фотография умерла? Никто не в состоянии снимать, не имея на руках этой идеальной камеры? Оставьте стереотипы.

4. У Вас есть претензии к качеству снимков в статье? У меня нет. В своей практике я смело готов использовать подобные кадры. Более того, я не собираюсь вступать с Вами в дискуссию насчет теоретических величин черного ящика, к которому доступа мы не имеем.

Bob Bolden, 2020-05-18T14:14:00

Георгий, не надо смешивать в кучу понятия и заниматься их подменой. :)
Первый вопрос- что в ВАШЕЙ статье есть фирменная цветопередача Фуджа? это цвет пропятки, пленки или серии Х-транс на матрицах Сони? Потому что вся линейка фуджа на матрицах Сони выдает цвет не имеющий ничего общего с пленкой Фуджа или с пропяткой. Проясните что в вашем понятии фирменный цвет фуджа :)
Второй вопрос - цвет - вещь крайне объективная, измеряется разными способами, один из наиболее известных - это иматест. Измеряется цветовое покрытие sRGB или Adobe RGB, измеряется дельта отклонения по основным цветам и т.д.
Например, пядвак на КМОС имеет цветопередачу одну из лучших в принципе с дельтами около 3%. И этот древний пядвак на КМОП (КМОС) выдает цвет лучше пропятки и в разы лучше камеры в статье. Простой вывод - не имеет значение ПЗС или КМОС, имеет значение как она сделана и как сделаны профили в камере. Причем тут флейм ПЗС vs КМОС?

Третий вопрос - высокие ИСО - причем здесь они? Давайте скажем прямо, что любые КМОП матрицы делаются примерно одинаково, хваленный BSI дает не более 1/2 стопа, АДП на матрице уже вроде у всех. Поэтому единственный способ улучшить высокие ИСО - это включить неотключаемый шумодав с тэгами в РАВ (привет пластиковой коже! хотите увидеть реальные шумы Фуджа на матрице Сони - открывайте в проявщике который не поддерживает тэги, например, в равдигере - очень удивитесь уровню шума!), это придумать собственную шкалу ИСО ( ИСО 400 Фуджа это ИСО 800 у Кенона, Никона и прочих) и сделать тонкие цветовые фильтры с последующим добавлением насыщенности в РАВ (привет футбольной команде - убиваются полутона!).
Апофеоз - ФАФ на сенсоре, дополнительно режет цвет (читайте интервью инженера панасоника).
В сухом остатке - камера с полным фаршем и с никаким цветом.
Соглашусь с вами - хотите красивый цвет - берите с полки пядвак, пропятку и наслаждайтесь роскошным цветом!

Михаил Степанов, 2020-05-18T08:53:31

Не, алгоритмы доработают и тогда и тушки без видеоискателя смогут делать ночные с рук. Вопрос объединения информации, мне кажется

Владимир, 2020-05-18T07:16:38

У меня FUJI X30, долго искал по вторичке, купил практическу новую, камера супер тех.шедевр и практически ничем неуступает камерам серии "Т"( разе что ПРО2 оптическим видоискателем)

Ночной режим реализован в режиме SR,камера в практичеки полной темноте,подсветка АФ, автоматом делает три кадра и практически мгновенно сама объеденяет их в один, получаются отличные кадры с ЭВИ никакой шевелёнки т.к камера прижала к лицу, при этом не урезая ни в качестве ни физическое разрешение кадра,а смартофны режут это ВСЁ, чтобы как-то имитировать как бы хорошую ночную съёмку,получется..полная ерунда,и такие смартфоны называют топовыми и стоят как три или даже четыре Х30 ,а через пару лет дешеле Х30и на свалку

Вот когда в смартфоны будут дель видоискатели вот тогда и ночная чуть чуть прибавит качества

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T07:01:36

Цветопередача — вещь крайне субъективная.

И давайте на чистоту. Я прекрасно помню свой опыт работы с Fujifilm FinePix S5 Pro. Действительно, по цвету она была хороша. На тот момент просто чудесна! Однако в ней применялась ПЗС-матрица, которая сводила на нет любые попытки поднять ISO. Ни для кого не секрет, что ПЗС-матрицы на том этапе развития техники давали лучшие результаты, чем КМОП. Но только в идеальных условиях! Сейчас КМОП победил. Окончательно. Бесповоротно. Даже в среднем формате. Вам это может нравиться или не нравиться, но снимать будете на КМОП:)

Любовь к ретро никто не отменял. Вы можете купить б/у камеру четырнадцатилетней давности и наслаждаться ее цветом. Я сам периодически расчехляю что-то из своей коллекции и делаю несколько снимков, ностальгирую. Современные камеры с КМОП-матрицами снимают по-другому, и я не готов сказать, что хуже или лучше.

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T06:50:41

Спасибо! В условиях самоизоляции снимать тесты не так просто...

alexey umidoff, 2020-05-17T21:38:04

Кадры с качелями - прекрасны.

Bob Bolden, 2020-05-17T15:02:12

все в камере прекрасно, только где цвет? на примерах собственно, красивого цвета и нет. древний пядвак рисует в разы интереснее при цене 500 баксов. камеру нафаршировали всем кроме самого главного.
фирменная цветопередача фуджи - это цветопередача пленок фуджи или пропятки фуджи? если да, то эта камера по цвету не имеет ничего общего ни с пленкой фуджи ни со знаменитой пропяткой на супер ссд. увы...

Георгий Полицарнов, 2020-05-17T08:31:53

Ну если компания в состоянии выпустить более совершенную камеру, почему бы не выпустить?

Георгий Полицарнов, 2020-05-17T08:31:16

Да, согласен, в меню есть проблемы с переводом ряда пунктов. Есть еще тип плёнки Astia/сдабая. Будем надеяться, исправят.

В тесте мы дважды указываем на эту особенность: в выводах и в разделе, посвященном интерфейсу.

Nickolay Smirnov, 2020-05-16T19:49:12

"Настройка кронштейна" была ещё в Т1 и Т10, и перевод до сих пор не исправили :(

https://uploads.disquscdn.c...

Михаил Степанов, 2020-05-16T11:44:15

Но я в любом случае рад, что смартфонные технологии стали пихать в камеры. Фокус по глазам, геолокация, HDR на ходу, все это было сделано для улучшения камер смартфонов, но в тушках это все прямо расцветает. Я очень жду, когда реализуют ночную съемку с рук и вот в этом фуджике уже появилась и такая возможность. Моему a6400 новому всего год, а он уже не может столько всего. Предыдущий Mark III показался мне устаревшим только год 3-4 назад.

Владимир, 2020-05-16T11:34:36

... вот поэтому простой потребитель и выбрал плохое качество фотографий с китайских смартофнов,они же стоят в разы и разы дешевле,год макс два пользования и меняют и довольны.Уверен, если были классические компакты ( которые были лет 7-8 назад) никогда смартфоны не выиграли бы этот вечный марафон общества потребления)),люди покупали бы их..!!факт.

Владимир, 2020-05-16T11:07:27

Капитализм..Акционерам ненужны фотоаппараты,а только девиденты

Всей техничкой мощи и практически абсолютном совершенстве Т4 даже годик выпускать не будут..,а цена сузит покупателей до уровня единичный богатых фанатов.А сколько шикарных камеры было у фуджей лет за пять. А уж про прошлые года и говорить нечего лучшие зумм-компакты или только один Х30 шедевр и др. Даёшь плановую экономику))

Михаил Степанов, 2020-05-16T09:39:37

Да что от них отбиваться, они уже давно победили)

existtolive, 2020-05-16T09:18:32

Стараются не потерять еще больше позиций на рынке, отбиваются от смартфонов как могут)

Михаил Степанов, 2020-05-15T22:56:32

Как-то тушки в последнее время стали очень уж быстро обновляться. Раньше за 10 лет глобально ничего могло не поменяться, а теперь уже каждые года два вносят такие изменения, что сразу хочется обновиться.

79e7b2b2 016d 449d ac0f 8c66be93c01f