Вверх

FUJIFILM X-T4: неделя с экспертом

Дата публикации: 15.05.2020

Качество изображения

Цвет и моделирование плёнки

Качество изображения и цвет — две веских причины, по которым многие фотографы выбирают именно камеры Fujifilm. Компания имеет более чем 80-летний опыт работы с цветом, она являлась и остаётся одним из основных производителей фотоплёнки и других фотоматериалов. Именно этот опыт был поставлен во главу угла при создании цифровых фотоаппаратов. Когда большинство других производителей используют некие абстрактные цветовые профили в качестве предустановок цвета в своих фотоаппаратах, Fujifilm применяет моделирование цветопередачи реальных фотоплёнок. Это не просто фильтры, а удобный способ получать эффектные кадры ещё быстрее и не прибегая к масштабной постобработке на компьютере. Каждый из режимов настраивает на определённый стиль съёмки, имеет своё настроение.

Provia / Стандартный

Provia / Стандартный

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/60 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
Velvia / Яркий

Velvia / Яркий

Astia / Слабая

Astia / Слабая

Classic Chrome

Classic Chrome

PRO Neg. Hi

PRO Neg. Hi

PRO Neg. Std

PRO Neg. Std

Классический негатив

Классический негатив

Eterna / Кино

Eterna / Кино

Eterna Bleach Bypass

Eterna Bleach Bypass

Acros

Acros

Например, для съёмки природы идеально подходит яркий профиль Velvia. Он склонен чуть повышать контраст, поэтому в настройках фотоаппарата я иногда дополнительно настраивал тоновую кривую — такая возможность предусмотрена.

Ещё одной полезной особенностью работы с X-T4 стало применение сразу трёх настроек автоматического баланса белого: обычной, с приоритетом белого и с приоритетом среды.

Баланс белого с приоритетом среды

Баланс белого с приоритетом среды

X-T4 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/38 с, 83.0 мм экв.Cкачать RAW

В X-T4 появился новый профиль плёнки — ETERNA Bleach Bypass, который воссоздаёт эффект использования традиционной техники обработки плёнки. С его помощью можно получить уникальные изображения с низкой насыщенностью и высокой контрастностью цветов.

Профиль подойдёт не для каждого сюжета, но иногда, что называется, выстреливает просто отлично, особенно в тех сюжетах, где нет смысла ставить акцент на полутонах и тонкой цветопередаче, а уместнее обыграть графичность линий и форм.

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/480 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Функцию «ЦВЕТ ХРОМ FX СИНИЙ» мы ранее уже видели в FUJIFILM X100V. Это тоже мощный творческий инструмент цифровой обработки, позволяющий сделать голубой цвет неба более глубоким, придать выразительности сюжету.

Эффект чем-то схож с применением поляризационного фильтра к голубому небу.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/850 с, 84.0 мм экв.
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/900 с, 84.0 мм экв.
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/900 с, 84.0 мм экв.

Есть и другие инструменты тонкой настройки внутрикамерного JPEG, например, эффект плёночного зерна.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.2, 1/950 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Все вышеперечисленные настройки можно применять как до, так и после съёмки к RAW-файлам прямо в камере или в программе X-Raw Studio, использующей процессор фотоаппарата для обработки.

Шумы на высоких ISO

FUJIFILM X-T4 использует 26,1-Мп матрицу с обратной засветкой, по характеристикам повторяющую ту, что мы видели в X-T3, X-T30 и X100V. Примечательно, что у других производителей подобные матрицы не встречались. В дополнение к уникальности самого кристалла Fujifilm применяют уникальный массив светофильтров X-Trans, позволяющий минимизировать муар в условиях отсутствия низкочастотного оптического фильтра. Расположение цветных пикселей имеет менее регулярную по сравнению с байеровской матрицей структуру. Повторяется массив пикселей 6×6, а не 2×2. Отсутствие противомуарного фильтра позволяет повысить детализацию снимков. Такие кадры можно печатать очень крупным форматом.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/5800 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Уже по опыту работы с прошлыми камерами мы знаем, что ситуация с шумами на высоких ISO у данной матрицы весьма позитивная. Но всё же проверим FUJIFILM X-T4 в рамках нашего стандартного теста: ставим камеру на штатив, фокусируемся вручную, отключаем стабилизацию, чтобы исключить все возможные ошибки.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 80, F4.5, 30 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Самым нижним значением светочувствительности здесь является ISO 80. Оно программно расширяемое. За возможность снимать с пониженной чувствительностью фотограф заплатит несколько более узким динамическим диапазоном в светах. Детализация снимка на высоте, отлично переданы мелкие текстуры, такие как шершавый камень или трава. Тени хорошо читаются, шума не видно.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F4.5, 17 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Первое «основное» значение чувствительности — ISO 160 — отличается меньшим количеством пересветов. Изображение идеальное.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 14 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 7 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.5, 3 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Таким оно остаётся до ISO 800 включительно. Шум не появляется, цвета остаются естественными, тени контрастными и информативными.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.5, 2 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4.5, 1 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4.5, 1/2 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Лишь на ISO 1600 шум (точнее, следы его подавления) становятся заметны в зоне боке. Чуть-чуть теряется гладкость картинки. На итоговом качестве это пока не сказывается. Многие камеры недалёкого прошлого так снимали на ISO 100. ISO 3200 чуть снижает контраст теней из-за действий системы шумоподавления, однако самого шума по-прежнему не видно. Незначительно страдает детализация. Но переломный момент наступает лишь при ISO 6400. Шум всё ещё не виден, однако снижение контраста и небольшая деградация цвета в тенях выдают использование высокого ISO. Снимки всё ещё пригодны для печати форматом крупнее A3, но могут потребовать дополнительной обработки.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4.5, 1/5 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4.5, 1/9 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 51200, F4.5, 1/17 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

ISO 12800 добавляет в картинку щепотку акварельной мягкости в исполнении системы шумоподавления. Хорошо освещённая мелкая текстура камня передана на удивление точно и детально. Сложности есть преимущественно с тенями: мелкие предметы теряют цвет и текстуру (посмотрите на траву под фонарём). Это ISO мы назовём условно рабочим. Оно точно подойдёт для фиксации момента, его можно применять в репортаже и в художественных съёмках сюжетов, где нет глубоких теней и мелких текстур. ISO 25600 является расширяемым и закономерно демонстрирует резкое снижение качества. Выражается это в появлении крупных сгустков монохромного шума, общем снижении детализации. Оставьте это значение для крайних случаев, когда нужно получить результат, но можно пожертвовать качеством. ISO 51200 из-за ещё большего ухудшения детализации подойдёт лишь для публикации в сети уменьшенных снимков.

RAW

FUJIFILM X-T4 стала первой фотокамерой бренда, которая предлагает фотографу на выбор три варианта сохранения RAW: без сжатия, сжатие без потерь и сжатие с потерями. Для нашего теста мы выбрали сжатие без потерь, чтобы эффективно экономить место на картах памяти. Например, несжатый RAW может «весить» 55,8 МБ, сжатый без потерь — около 23 МБ, сжатый с потерями ненамного меньше — около 22 МБ. Для сжатых RAW объём сильно зависит от сюжета, количества цветов и деталей. Все три типа RAW обеспечивают 14-битный цвет.

Динамический диапазон

Динамический диапазон матрицы FUJIFILM X-T4 позволяет гибко обрабатывать RAW, обеспечивая почти симметричный запас в светах и тенях, но всё же из теней можно вытянуть больше деталей. На нижних и средних значениях ISO повышать экспозицию в конвертере можно смело на две ступени, осторожно на 2,5 ступени (начинает проявляться шум), в отдельных случаях на 3 ступени.

Скачать RAW

Что касается светов, то RAW уверенно отдаёт новые детали и цвет при понижении экспозиции на ступень–две.

Скачать RAW

Дата публикации: 15.05.2020
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Фотосъёмка на FUJIFILM X-T4: стабилизация, автофокус и скорость»
Bob Bolden, 2020-05-18T23:08:54

Георгий, ну зачем же приписывать мне ваши домыслы? где я говорил что пропятка - это образец цветопередачи??? возможно, это ваше мнение, но никак не мое :)
ок, по крайней мере мы прояснили, что в камере имеет место фирменный цвет Х-транс и не имеет место цвет ни фуджа пропятки (самой известной по цвету из фуджей) ни цвет пленки фуджи. спасибо за прояснение.

2. должен вас разочаровать - цветовые профили в камерах как раз имеют прямое отношение к получаемому результату. вы не можете построить красивую архитектуру из кривых балок и кирпичей, точнее можно, но результат... поэтому никон д750 с итоговым профилем имеющий отклонения в 25% по основным цветам, не блещет популярностью именно у профи, а камеры с отклонениями в 3-5% - заслуженно популярны. просто потому что в результате вы получаете то, что видите - зеленый это зеленый, синий- синий, а белый- белый. Если же камера выдает вместо синего- пурпурный, вместо десяти оттенков красного - один и щедро заливает все это мажентой - то причем здесь искусство? это просто кривая лопата :) странно, что вы это не понимаете и прикрываетесь громкими фразами про искусство :) фотокамера - это просто инструмент для решения конкретных задач не более, и для цветной камеры - одна из главных задач выдавать реальный и точный цвет, нет? )))

3. как я уже говорил, ваши выдумки про фанатичную преданность пропятке - это не более чем ваши выдумки. просто фудж стал популярным именно после выпуска этой камеры. и увы, камера в статье очевидно выдает цвет намного хуже, что назвать прогрессом ну никак нельзя. если важен цвет :)))

4. никаких претензий к снимкам. вполне хорошие снимки. их можно снять на 99% камер на рынке, и даже на хороший смартфон. хорошая техника, в фокусе. просто никакой цвет...

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T15:12:10

1. Вся система Fujifilm X имеет схожую цветопердачу, достигнутую при помощи профилей моделирования плёнки. Об этом говорится в статье. Про S5 Pro как образец цветопередачи — это Ваше мнение.

2. Я согласен, что цвет можно измерить. И никогда этого не буду делать в отношении фотоаппаратов, потому что фотография — это искусство. Точнейшая в лабораторных условиях цветопередача не имеет ничего общего с реальной съёмкой и тем более с цветовыми профилями, реализованными в камерах.

3. Я искренне удивлён Вашей фанатичной преданности S5 Pro! Действительно, удачная камера была когда-то. Но дальше-то что? После неё фотография умерла? Никто не в состоянии снимать, не имея на руках этой идеальной камеры? Оставьте стереотипы.

4. У Вас есть претензии к качеству снимков в статье? У меня нет. В своей практике я смело готов использовать подобные кадры. Более того, я не собираюсь вступать с Вами в дискуссию насчет теоретических величин черного ящика, к которому доступа мы не имеем.

Bob Bolden, 2020-05-18T14:14:00

Георгий, не надо смешивать в кучу понятия и заниматься их подменой. :)
Первый вопрос- что в ВАШЕЙ статье есть фирменная цветопередача Фуджа? это цвет пропятки, пленки или серии Х-транс на матрицах Сони? Потому что вся линейка фуджа на матрицах Сони выдает цвет не имеющий ничего общего с пленкой Фуджа или с пропяткой. Проясните что в вашем понятии фирменный цвет фуджа :)
Второй вопрос - цвет - вещь крайне объективная, измеряется разными способами, один из наиболее известных - это иматест. Измеряется цветовое покрытие sRGB или Adobe RGB, измеряется дельта отклонения по основным цветам и т.д.
Например, пядвак на КМОС имеет цветопередачу одну из лучших в принципе с дельтами около 3%. И этот древний пядвак на КМОП (КМОС) выдает цвет лучше пропятки и в разы лучше камеры в статье. Простой вывод - не имеет значение ПЗС или КМОС, имеет значение как она сделана и как сделаны профили в камере. Причем тут флейм ПЗС vs КМОС?

Третий вопрос - высокие ИСО - причем здесь они? Давайте скажем прямо, что любые КМОП матрицы делаются примерно одинаково, хваленный BSI дает не более 1/2 стопа, АДП на матрице уже вроде у всех. Поэтому единственный способ улучшить высокие ИСО - это включить неотключаемый шумодав с тэгами в РАВ (привет пластиковой коже! хотите увидеть реальные шумы Фуджа на матрице Сони - открывайте в проявщике который не поддерживает тэги, например, в равдигере - очень удивитесь уровню шума!), это придумать собственную шкалу ИСО ( ИСО 400 Фуджа это ИСО 800 у Кенона, Никона и прочих) и сделать тонкие цветовые фильтры с последующим добавлением насыщенности в РАВ (привет футбольной команде - убиваются полутона!).
Апофеоз - ФАФ на сенсоре, дополнительно режет цвет (читайте интервью инженера панасоника).
В сухом остатке - камера с полным фаршем и с никаким цветом.
Соглашусь с вами - хотите красивый цвет - берите с полки пядвак, пропятку и наслаждайтесь роскошным цветом!

Михаил Степанов, 2020-05-18T08:53:31

Не, алгоритмы доработают и тогда и тушки без видеоискателя смогут делать ночные с рук. Вопрос объединения информации, мне кажется

Владимир, 2020-05-18T07:16:38

У меня FUJI X30, долго искал по вторичке, купил практическу новую, камера супер тех.шедевр и практически ничем неуступает камерам серии "Т"( разе что ПРО2 оптическим видоискателем)

Ночной режим реализован в режиме SR,камера в практичеки полной темноте,подсветка АФ, автоматом делает три кадра и практически мгновенно сама объеденяет их в один, получаются отличные кадры с ЭВИ никакой шевелёнки т.к камера прижала к лицу, при этом не урезая ни в качестве ни физическое разрешение кадра,а смартофны режут это ВСЁ, чтобы как-то имитировать как бы хорошую ночную съёмку,получется..полная ерунда,и такие смартфоны называют топовыми и стоят как три или даже четыре Х30 ,а через пару лет дешеле Х30и на свалку

Вот когда в смартфоны будут дель видоискатели вот тогда и ночная чуть чуть прибавит качества

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T07:01:36

Цветопередача — вещь крайне субъективная.

И давайте на чистоту. Я прекрасно помню свой опыт работы с Fujifilm FinePix S5 Pro. Действительно, по цвету она была хороша. На тот момент просто чудесна! Однако в ней применялась ПЗС-матрица, которая сводила на нет любые попытки поднять ISO. Ни для кого не секрет, что ПЗС-матрицы на том этапе развития техники давали лучшие результаты, чем КМОП. Но только в идеальных условиях! Сейчас КМОП победил. Окончательно. Бесповоротно. Даже в среднем формате. Вам это может нравиться или не нравиться, но снимать будете на КМОП:)

Любовь к ретро никто не отменял. Вы можете купить б/у камеру четырнадцатилетней давности и наслаждаться ее цветом. Я сам периодически расчехляю что-то из своей коллекции и делаю несколько снимков, ностальгирую. Современные камеры с КМОП-матрицами снимают по-другому, и я не готов сказать, что хуже или лучше.

Георгий Полицарнов, 2020-05-18T06:50:41

Спасибо! В условиях самоизоляции снимать тесты не так просто...

alexey umidoff, 2020-05-17T21:38:04

Кадры с качелями - прекрасны.

Bob Bolden, 2020-05-17T15:02:12

все в камере прекрасно, только где цвет? на примерах собственно, красивого цвета и нет. древний пядвак рисует в разы интереснее при цене 500 баксов. камеру нафаршировали всем кроме самого главного.
фирменная цветопередача фуджи - это цветопередача пленок фуджи или пропятки фуджи? если да, то эта камера по цвету не имеет ничего общего ни с пленкой фуджи ни со знаменитой пропяткой на супер ссд. увы...

Георгий Полицарнов, 2020-05-17T08:31:53

Ну если компания в состоянии выпустить более совершенную камеру, почему бы не выпустить?

Георгий Полицарнов, 2020-05-17T08:31:16

Да, согласен, в меню есть проблемы с переводом ряда пунктов. Есть еще тип плёнки Astia/сдабая. Будем надеяться, исправят.

В тесте мы дважды указываем на эту особенность: в выводах и в разделе, посвященном интерфейсу.

Nickolay Smirnov, 2020-05-16T19:49:12

"Настройка кронштейна" была ещё в Т1 и Т10, и перевод до сих пор не исправили :(

https://uploads.disquscdn.c...

Михаил Степанов, 2020-05-16T11:44:15

Но я в любом случае рад, что смартфонные технологии стали пихать в камеры. Фокус по глазам, геолокация, HDR на ходу, все это было сделано для улучшения камер смартфонов, но в тушках это все прямо расцветает. Я очень жду, когда реализуют ночную съемку с рук и вот в этом фуджике уже появилась и такая возможность. Моему a6400 новому всего год, а он уже не может столько всего. Предыдущий Mark III показался мне устаревшим только год 3-4 назад.

Владимир, 2020-05-16T11:34:36

... вот поэтому простой потребитель и выбрал плохое качество фотографий с китайских смартофнов,они же стоят в разы и разы дешевле,год макс два пользования и меняют и довольны.Уверен, если были классические компакты ( которые были лет 7-8 назад) никогда смартфоны не выиграли бы этот вечный марафон общества потребления)),люди покупали бы их..!!факт.

Владимир, 2020-05-16T11:07:27

Капитализм..Акционерам ненужны фотоаппараты,а только девиденты

Всей техничкой мощи и практически абсолютном совершенстве Т4 даже годик выпускать не будут..,а цена сузит покупателей до уровня единичный богатых фанатов.А сколько шикарных камеры было у фуджей лет за пять. А уж про прошлые года и говорить нечего лучшие зумм-компакты или только один Х30 шедевр и др. Даёшь плановую экономику))

Михаил Степанов, 2020-05-16T09:39:37

Да что от них отбиваться, они уже давно победили)

existtolive, 2020-05-16T09:18:32

Стараются не потерять еще больше позиций на рынке, отбиваются от смартфонов как могут)

Михаил Степанов, 2020-05-15T22:56:32

Как-то тушки в последнее время стали очень уж быстро обновляться. Раньше за 10 лет глобально ничего могло не поменяться, а теперь уже каждые года два вносят такие изменения, что сразу хочется обновиться.

79e7b2b2 016d 449d ac0f 8c66be93c01f