Качество изображения
Цвет и моделирование плёнки
Качество изображения и цвет — две веских причины, по которым многие фотографы выбирают именно камеры Fujifilm. Компания имеет более чем 80-летний опыт работы с цветом, она являлась и остаётся одним из основных производителей фотоплёнки и других фотоматериалов. Именно этот опыт был поставлен во главу угла при создании цифровых фотоаппаратов. Когда большинство других производителей используют некие абстрактные цветовые профили в качестве предустановок цвета в своих фотоаппаратах, Fujifilm применяет моделирование цветопередачи реальных фотоплёнок. Это не просто фильтры, а удобный способ получать эффектные кадры ещё быстрее и не прибегая к масштабной постобработке на компьютере. Каждый из режимов настраивает на определённый стиль съёмки, имеет своё настроение.
Provia / Стандартный
Например, для съёмки природы идеально подходит яркий профиль Velvia. Он склонен чуть повышать контраст, поэтому в настройках фотоаппарата я иногда дополнительно настраивал тоновую кривую — такая возможность предусмотрена.
Ещё одной полезной особенностью работы с X-T4 стало применение сразу трёх настроек автоматического баланса белого: обычной, с приоритетом белого и с приоритетом среды.
Баланс белого с приоритетом среды
В X-T4 появился новый профиль плёнки — ETERNA Bleach Bypass, который воссоздаёт эффект использования традиционной техники обработки плёнки. С его помощью можно получить уникальные изображения с низкой насыщенностью и высокой контрастностью цветов.
Профиль подойдёт не для каждого сюжета, но иногда, что называется, выстреливает просто отлично, особенно в тех сюжетах, где нет смысла ставить акцент на полутонах и тонкой цветопередаче, а уместнее обыграть графичность линий и форм.
Функцию «ЦВЕТ ХРОМ FX СИНИЙ» мы ранее уже видели в FUJIFILM X100V. Это тоже мощный творческий инструмент цифровой обработки, позволяющий сделать голубой цвет неба более глубоким, придать выразительности сюжету.
Эффект чем-то схож с применением поляризационного фильтра к голубому небу.
Есть и другие инструменты тонкой настройки внутрикамерного JPEG, например, эффект плёночного зерна.
Все вышеперечисленные настройки можно применять как до, так и после съёмки к RAW-файлам прямо в камере или в программе X-Raw Studio, использующей процессор фотоаппарата для обработки.
Шумы на высоких ISO
FUJIFILM X-T4 использует 26,1-Мп матрицу с обратной засветкой, по характеристикам повторяющую ту, что мы видели в X-T3, X-T30 и X100V. Примечательно, что у других производителей подобные матрицы не встречались. В дополнение к уникальности самого кристалла Fujifilm применяют уникальный массив светофильтров X-Trans, позволяющий минимизировать муар в условиях отсутствия низкочастотного оптического фильтра. Расположение цветных пикселей имеет менее регулярную по сравнению с байеровской матрицей структуру. Повторяется массив пикселей 6×6, а не 2×2. Отсутствие противомуарного фильтра позволяет повысить детализацию снимков. Такие кадры можно печатать очень крупным форматом.
Уже по опыту работы с прошлыми камерами мы знаем, что ситуация с шумами на высоких ISO у данной матрицы весьма позитивная. Но всё же проверим FUJIFILM X-T4 в рамках нашего стандартного теста: ставим камеру на штатив, фокусируемся вручную, отключаем стабилизацию, чтобы исключить все возможные ошибки.
Самым нижним значением светочувствительности здесь является ISO 80. Оно программно расширяемое. За возможность снимать с пониженной чувствительностью фотограф заплатит несколько более узким динамическим диапазоном в светах. Детализация снимка на высоте, отлично переданы мелкие текстуры, такие как шершавый камень или трава. Тени хорошо читаются, шума не видно.
Первое «основное» значение чувствительности — ISO 160 — отличается меньшим количеством пересветов. Изображение идеальное.
Таким оно остаётся до ISO 800 включительно. Шум не появляется, цвета остаются естественными, тени контрастными и информативными.
Лишь на ISO 1600 шум (точнее, следы его подавления) становятся заметны в зоне боке. Чуть-чуть теряется гладкость картинки. На итоговом качестве это пока не сказывается. Многие камеры недалёкого прошлого так снимали на ISO 100. ISO 3200 чуть снижает контраст теней из-за действий системы шумоподавления, однако самого шума по-прежнему не видно. Незначительно страдает детализация. Но переломный момент наступает лишь при ISO 6400. Шум всё ещё не виден, однако снижение контраста и небольшая деградация цвета в тенях выдают использование высокого ISO. Снимки всё ещё пригодны для печати форматом крупнее A3, но могут потребовать дополнительной обработки.
ISO 12800 добавляет в картинку щепотку акварельной мягкости в исполнении системы шумоподавления. Хорошо освещённая мелкая текстура камня передана на удивление точно и детально. Сложности есть преимущественно с тенями: мелкие предметы теряют цвет и текстуру (посмотрите на траву под фонарём). Это ISO мы назовём условно рабочим. Оно точно подойдёт для фиксации момента, его можно применять в репортаже и в художественных съёмках сюжетов, где нет глубоких теней и мелких текстур. ISO 25600 является расширяемым и закономерно демонстрирует резкое снижение качества. Выражается это в появлении крупных сгустков монохромного шума, общем снижении детализации. Оставьте это значение для крайних случаев, когда нужно получить результат, но можно пожертвовать качеством. ISO 51200 из-за ещё большего ухудшения детализации подойдёт лишь для публикации в сети уменьшенных снимков.
RAW
FUJIFILM X-T4 стала первой фотокамерой бренда, которая предлагает фотографу на выбор три варианта сохранения RAW: без сжатия, сжатие без потерь и сжатие с потерями. Для нашего теста мы выбрали сжатие без потерь, чтобы эффективно экономить место на картах памяти. Например, несжатый RAW может «весить» 55,8 МБ, сжатый без потерь — около 23 МБ, сжатый с потерями ненамного меньше — около 22 МБ. Для сжатых RAW объём сильно зависит от сюжета, количества цветов и деталей. Все три типа RAW обеспечивают 14-битный цвет.
Динамический диапазон
Динамический диапазон матрицы FUJIFILM X-T4 позволяет гибко обрабатывать RAW, обеспечивая почти симметричный запас в светах и тенях, но всё же из теней можно вытянуть больше деталей. На нижних и средних значениях ISO повышать экспозицию в конвертере можно смело на две ступени, осторожно на 2,5 ступени (начинает проявляться шум), в отдельных случаях на 3 ступени.
Что касается светов, то RAW уверенно отдаёт новые детали и цвет при понижении экспозиции на ступень–две.