Вверх
Fa231706 7989 40b1 a935 5091c906fd17

FUJIFILM X-T4: неделя с экспертом

Дата публикации: 15.05.2020

Качество изображения

Цвет и моделирование плёнки

Качество изображения и цвет — две веских причины, по которым многие фотографы выбирают именно камеры Fujifilm. Компания имеет более чем 80-летний опыт работы с цветом, она являлась и остаётся одним из основных производителей фотоплёнки и других фотоматериалов. Именно этот опыт был поставлен во главу угла при создании цифровых фотоаппаратов. Когда большинство других производителей используют некие абстрактные цветовые профили в качестве предустановок цвета в своих фотоаппаратах, Fujifilm применяет моделирование цветопередачи реальных фотоплёнок. Это не просто фильтры, а удобный способ получать эффектные кадры ещё быстрее и не прибегая к масштабной постобработке на компьютере. Каждый из режимов настраивает на определённый стиль съёмки, имеет своё настроение.

Provia / Стандартный

Provia / Стандартный

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/60 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW
Velvia / Яркий

Velvia / Яркий

Astia / Слабая

Astia / Слабая

Classic Chrome

Classic Chrome

PRO Neg. Hi

PRO Neg. Hi

PRO Neg. Std

PRO Neg. Std

Классический негатив

Классический негатив

Eterna / Кино

Eterna / Кино

Eterna Bleach Bypass

Eterna Bleach Bypass

Acros

Acros

Например, для съёмки природы идеально подходит яркий профиль Velvia. Он склонен чуть повышать контраст, поэтому в настройках фотоаппарата я иногда дополнительно настраивал тоновую кривую — такая возможность предусмотрена.

Ещё одной полезной особенностью работы с X-T4 стало применение сразу трёх настроек автоматического баланса белого: обычной, с приоритетом белого и с приоритетом среды.

Баланс белого с приоритетом среды

Баланс белого с приоритетом среды

X-T4 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/38 с, 83.0 мм экв.Cкачать RAW

В X-T4 появился новый профиль плёнки — ETERNA Bleach Bypass, который воссоздаёт эффект использования традиционной техники обработки плёнки. С его помощью можно получить уникальные изображения с низкой насыщенностью и высокой контрастностью цветов.

Профиль подойдёт не для каждого сюжета, но иногда, что называется, выстреливает просто отлично, особенно в тех сюжетах, где нет смысла ставить акцент на полутонах и тонкой цветопередаче, а уместнее обыграть графичность линий и форм.

X-T4 / XF8-16mmF2.8 R LM WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/480 с, 12.0 мм экв.Cкачать RAW

Функцию «ЦВЕТ ХРОМ FX СИНИЙ» мы ранее уже видели в FUJIFILM X100V. Это тоже мощный творческий инструмент цифровой обработки, позволяющий сделать голубой цвет неба более глубоким, придать выразительности сюжету.

Эффект чем-то схож с применением поляризационного фильтра к голубому небу.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/850 с, 84.0 мм экв.
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/900 с, 84.0 мм экв.
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/900 с, 84.0 мм экв.

Есть и другие инструменты тонкой настройки внутрикамерного JPEG, например, эффект плёночного зерна.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.2, 1/950 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Все вышеперечисленные настройки можно применять как до, так и после съёмки к RAW-файлам прямо в камере или в программе X-Raw Studio, использующей процессор фотоаппарата для обработки.

Шумы на высоких ISO

FUJIFILM X-T4 использует 26,1-Мп матрицу с обратной засветкой, по характеристикам повторяющую ту, что мы видели в X-T3, X-T30 и X100V. Примечательно, что у других производителей подобные матрицы не встречались. В дополнение к уникальности самого кристалла Fujifilm применяют уникальный массив светофильтров X-Trans, позволяющий минимизировать муар в условиях отсутствия низкочастотного оптического фильтра. Расположение цветных пикселей имеет менее регулярную по сравнению с байеровской матрицей структуру. Повторяется массив пикселей 6×6, а не 2×2. Отсутствие противомуарного фильтра позволяет повысить детализацию снимков. Такие кадры можно печатать очень крупным форматом.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F2, 1/5800 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Уже по опыту работы с прошлыми камерами мы знаем, что ситуация с шумами на высоких ISO у данной матрицы весьма позитивная. Но всё же проверим FUJIFILM X-T4 в рамках нашего стандартного теста: ставим камеру на штатив, фокусируемся вручную, отключаем стабилизацию, чтобы исключить все возможные ошибки.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 80, F4.5, 30 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Самым нижним значением светочувствительности здесь является ISO 80. Оно программно расширяемое. За возможность снимать с пониженной чувствительностью фотограф заплатит несколько более узким динамическим диапазоном в светах. Детализация снимка на высоте, отлично переданы мелкие текстуры, такие как шершавый камень или трава. Тени хорошо читаются, шума не видно.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 160, F4.5, 17 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Первое «основное» значение чувствительности — ISO 160 — отличается меньшим количеством пересветов. Изображение идеальное.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 14 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 7 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 800, F4.5, 3 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Таким оно остаётся до ISO 800 включительно. Шум не появляется, цвета остаются естественными, тени контрастными и информативными.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.5, 2 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4.5, 1 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4.5, 1/2 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

Лишь на ISO 1600 шум (точнее, следы его подавления) становятся заметны в зоне боке. Чуть-чуть теряется гладкость картинки. На итоговом качестве это пока не сказывается. Многие камеры недалёкого прошлого так снимали на ISO 100. ISO 3200 чуть снижает контраст теней из-за действий системы шумоподавления, однако самого шума по-прежнему не видно. Незначительно страдает детализация. Но переломный момент наступает лишь при ISO 6400. Шум всё ещё не виден, однако снижение контраста и небольшая деградация цвета в тенях выдают использование высокого ISO. Снимки всё ещё пригодны для печати форматом крупнее A3, но могут потребовать дополнительной обработки.

X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 12800, F4.5, 1/5 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4.5, 1/9 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T4 / XF56mmF1.2 R УСТАНОВКИ: ISO 51200, F4.5, 1/17 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW

ISO 12800 добавляет в картинку щепотку акварельной мягкости в исполнении системы шумоподавления. Хорошо освещённая мелкая текстура камня передана на удивление точно и детально. Сложности есть преимущественно с тенями: мелкие предметы теряют цвет и текстуру (посмотрите на траву под фонарём). Это ISO мы назовём условно рабочим. Оно точно подойдёт для фиксации момента, его можно применять в репортаже и в художественных съёмках сюжетов, где нет глубоких теней и мелких текстур. ISO 25600 является расширяемым и закономерно демонстрирует резкое снижение качества. Выражается это в появлении крупных сгустков монохромного шума, общем снижении детализации. Оставьте это значение для крайних случаев, когда нужно получить результат, но можно пожертвовать качеством. ISO 51200 из-за ещё большего ухудшения детализации подойдёт лишь для публикации в сети уменьшенных снимков.

RAW

FUJIFILM X-T4 стала первой фотокамерой бренда, которая предлагает фотографу на выбор три варианта сохранения RAW: без сжатия, сжатие без потерь и сжатие с потерями. Для нашего теста мы выбрали сжатие без потерь, чтобы эффективно экономить место на картах памяти. Например, несжатый RAW может «весить» 55,8 МБ, сжатый без потерь — около 23 МБ, сжатый с потерями ненамного меньше — около 22 МБ. Для сжатых RAW объём сильно зависит от сюжета, количества цветов и деталей. Все три типа RAW обеспечивают 14-битный цвет.

Динамический диапазон

Динамический диапазон матрицы FUJIFILM X-T4 позволяет гибко обрабатывать RAW, обеспечивая почти симметричный запас в светах и тенях, но всё же из теней можно вытянуть больше деталей. На нижних и средних значениях ISO повышать экспозицию в конвертере можно смело на две ступени, осторожно на 2,5 ступени (начинает проявляться шум), в отдельных случаях на 3 ступени.

Скачать RAW

Что касается светов, то RAW уверенно отдаёт новые детали и цвет при понижении экспозиции на ступень–две.

Скачать RAW

Дата публикации: 15.05.2020
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Фотосъёмка на FUJIFILM X-T4: стабилизация, автофокус и скорость»
Федор, 2020-08-28T09:08:24

Вы меня, батентька, удивляетьте. A7SII и A7III, какой размер пикселей, 12 Мпк на полный кадр!! Я же не слепой и МОНИК соответствует. Не глумите меня!! A7SII, видит то что даже кошка не видит.

Георгий Полицарнов, 2020-08-28T07:40:21

За видео в темноте — это к Sony A7 III. Там пиксель в несколько раз больше. Что касается разницы между 4:2:0 и 4:2:2, то вы ее увидите после цветокоррекции. В исходном ролике — нет. Если снимаете без верьёзной цветокоррекции, то Вам и не нужны эти настройки субдискретизации.

Федор, 2020-08-28T05:38:04

Уважаемый Георгий Мой сценарий - школа, квартира и природа... Когда я достаю A7SII с 28-135/4, народ падает в "обморок". Я не зря задал вопрос, Сони или Фуджик. Я много просмотрел видео 8-10 и даже 12 бит, 4-2-0, 4-2-2, и на не мыслимом 4-4-2. Увы, колосальной разницы не увидел.на откалиброрванном, 4К мониторе 32" Гнус А вот снмать в видео " темноте", не способна ни одна камера. Как Фуджик снимает в этих условиях???.

Георгий Полицарнов, 2020-08-27T13:04:27

Федор, на мой взгляд, это технические решения разного уровня. Всё зависит от Ваших сценариев использования и ожиданий.

Федор, 2020-08-27T12:52:58

Уважаемый Георгий. Имея ДВА высококачественных стекла G мастер, жду A7SIII. Уверен дорого. Есть ли смысл перейти на Фуджик, оптика вроде не хуже, качество картинки, сопоставимое, главное и в видео тоже. Да и деньгах не теряю ни чего, если продать A7SII с 28-135/4 и 20-35/2,8. Ваше мнение???

Юрий, 2020-08-18T10:17:55

Понял, спасибо!

Георгий Полицарнов, 2020-08-18T08:54:16

Юрий, к сожалению, я не тестировал EOS 90D. Поэтому сравнивать их не могу. по качеству изображения Fujifilm X-T4 точно один из лидеров APS-C сегмента.

Юрий, 2020-08-18T07:41:19

Здравствуйте, Георгий. Скажите, пожалуйста , если выбирать между кенон 90 д и фуджи хт- 4 какая камера предпочтительнее? главный параметр выбора: качество и резкость изображения .

Михаил Степанов, 2020-08-12T11:00:09

Что? Какие таксофоны, причем тут предпочтения? Какая связь вообще с тем, о чем я писал?

Георгий Полицарнов, 2020-08-12T09:02:55

У вас в комплекте поставки сетевой адаптер с USB-C и кабель USB-C. Подключаете камеру кабелем к адаптеру и начинаете снимать. В выключенном состоянии заряжается батарея, во включенном — камера питается от USB-C. Адаптер поддерживает PD, ему хватает мощности для пистания. Но 2 часа снимать мы, конечно, не пробовали. Да и сама камера перегреется раньше.

Serik Zadorozhy, 2020-08-12T09:00:03

Справшиваю, т.к. для меня важно, 2-часа непрерывной видео-сьемки (+ сама камера то включается раньше нежели начинается запись).
Из опыта... как это может быть реализовано с usb-кабелем?

Георгий Полицарнов, 2020-08-12T08:54:52

На данный момент не удалось такого аксессуара найти. Но идущий в комплекте USB-кабель и адаптер питают камеру во время работы. Так что вряд ли описываемый Вами аксессуар появится.

Serik Zadorozhy, 2020-08-12T08:51:11

Если ты предпочитаешь "таксофон" обычному фотику - постишь наверное только инстаграм. Там и старая нокия сойдет.
Дальше ты никуда не пойдешь со своим "таксофоном"

Serik Zadorozhy, 2020-08-12T08:46:39

Существуют ли батарейки-адаптеры, как для других камер... питание прямо от розетки?

serg savelev, 2020-06-22T09:28:46

Х-Т4 прекрасная камера, но для меня цена высоковата, увы(
Хорошо, присмотрюсь тогда к Х-Т2. Сейчас прикинул - подержанный вполне можно собрать за 50-55 тысяч, что лишь немного превышает бюджет.

Огромное спасибо за уделенное время, ушел перечитывать статью по Х-Т2.

Георгий Полицарнов, 2020-06-22T09:20:36

Стабилизатор при съёмке пейзажей, особенно в режимное время (до восхода-после заката), вещь важная и полезная. Позволит закрыть диафрагму и получить приемлемую для пейзажа глубину резкости. Не обязательно в самой камере, стабилизированным может быть и объектив.

Упомянутую в тесте X-T4 точно могу рекомендовать. Если цена устраивает, для Ваших целей вариант хороший. Но я скажу так: X-T2 с поставленной задачей тоже хорошо справится! Удачная камера, которая для пейзажа очень хороша. Оптику компактную легко подберете.

serg savelev, 2020-06-22T09:14:30

Георгий здравствуйте, спасибо за ответ. Однако у меня не совсем походы - геолог на полевых работах. И у нас с собой генератор для оборудования, и поэтому можно зарядить либо сам фотоаппарат, либо пауэрбанк.

Основная же проблема больше в том, что в маршрутах (а именно там вся красота) несешь на себе постоянно рюкзак с 15-20 кг веса, поверх которого часто молоток и ружье.
Потому зеркалка не вариант - хочется что то полегче или хотя бы поменьше, чтоб не натирало шею, и можно было оперативно достать из рюкзака или сумки - времени обычно тоже мало. Но и красивых фотографий с пейзажами мест, на которых бывает десяток человек раз в десять лет привезти тоже хочется.

С влагозащитой - что это не панацея - учту, просто предыдущий (куллпикс) очень глупо залило, и теперь легкая напряженность внутри.

Насколько важна стабилизация в самом фотоаппарате для съемки пейзажей с рук?

Георгий Полицарнов, 2020-06-22T05:45:34

Сергей, а где и как заряжать в походе — уже решили? Ведь беззеркалки только-только начали выходить на умеренный запас автономности (X-T4 тому подтверждение). Начните решать проблему с этого конца. От чего заряжать? Солнечные батареи? Пауэрбанки? И камера тогда должна поддерживать зарядку от USB.

Если же вам доступна розетка, то стоит пренебречь требованиями по влагозащите. Лучше использовать надежный кофр. Потому что под сильным дождем промокают все камеры: одни раньше, другие позже.

serg savelev, 2020-06-20T19:29:09

Георгий, добрый день.
понимаю, что избитый вопрос - не поможете с советом по выбору камеры?)
Суть в том, что нужна камера для любительской съемки (в первую очередь фото), для путешествий и долгих походов (потому смотрю на б/з). Основные фото - репортажные и пейзажи.
Бюджет - 50000, край 60.
Нормально отношусь к БУ, но плохо понимаю как выбирать, на что смотреть.
прочитал вагон гайдов и подборок, перечитал половину статей и комментариев на этом сайте, запутался в конец.
Больше всего смотрел на а6000, но смущает отсутствие стаба и влагозащиты. а6500 или а7 II конечно крутые аппараты, но цена кусается.
Это из сони. Вроде фуджи хт2 или ет 4 неплохие, но тоже тяжело выбрать.
Если поможете советом буду благодарен)

Денис Перепелкин, 2020-06-06T13:04:44

Уважаемый Bob! Вы прям туповатый какой-то, чесслово:) (извините ради бога, сорвалось)