Объектив в работе, качество изображения
Panasonic Vario-Elmarit 50-200mm f/2.8-4.0 DG ASPH. O.I.S. — это один из немногих объективов, который просто работает, не оставляя никаких негативных ощущений или даже воспоминаний о каких-либо «особенностях». Он лёгкий, бесшумный, удобный и быстрый. От него остаются положительные тактильные ощущения. Объектив не утомляет долгой фокусировкой, сразу наводясь на резкость.
И всё же один момент я бы хотел подметить. Это оптический стабилизатор, который может работать совместно со стабилизатором в камере. Стоит нажать кнопку спуска и подождать полсекунды, картинка в видоискателе замирает, будто камера стоит на штативе. А ведь это фокусное расстояние 400 мм (экв.)! Зная о такой возможности, я позволял себе удлинять выдержку при съёмке с рук до 1/25 с. А это выигрыш в 4 ступени относительно критического значения.
Интересно и то, что стабилизатор сам «понимает» и съёмку со штатива, и съёмку с проводкой. Если вы фотографируете движущийся объект, то он не старается «задержать» картинку на месте, а подстраивается под скорость панорамирования.
Объектив имеет защиту от пыли и влаги, заявлена работоспособность при отрицательных температурах. К счастью, в сентябре морозов в Москве не было, а вот помокнуть под дождём с Vario-Elmarit 50-200mm f/2.8-4.0 DG ASPH. O.I.S. мне пришлось: объектив это пережил спокойно.
Качество изображения
При фокусном расстоянии 50 мм уже на открытой диафрагме f/2,8 объектив даёт очень высокую детализацию в центре кадра и лишь немного теряет резкость ближе к периферии. Есть небольшое виньетирование по углам.
Но стоит закрыть диафрагму на ступень, как резкость периферии увеличивается, а виньетирование уходит. При f/5,6 ситуация незначительно улучшается, но кардинальных изменений уже не происходит: при f/4 был практически достигнут максимум. Понижающая детализацию дифракция начинает сказываться начиная с f/11.
Мы также спешим отметить, что детализация краёв кадра не сравнивается с центром даже на прикрытых диафрагмах, хоть и является достаточно высокой. Возможно, это объясняется неотключаемой автоматической коррекцией геометрических искажений: она есть и в JPEG, и в RAW, если открыть его в «обычном» RAW-конвертере (например, Adobe Camera RAW). Мы использовали Raw Photo Processor, чтобы сконвертировать RAW без коррекции дисторсий. В этом случае становится видна подушкообразная дисторсия, которая, впрочем, не столь уж сильна.
В телеположении ситуация аналогичная. На открытой диафрагме объектив идеально резок по центру, но детализация снижается по краям до оценки «хорошо», заметно лёгкое виньетирование. Диафрагмирование до f/5,6 поднимает детализацию краёв и убирает виньетирование.
Однако даже при сильном диафрагмировании края не догоняют центр по резкости, хоть и обеспечивают достаточную для крупноформатной печати детализацию.
Возможно, причиной является всё то же программное исправление дисторсий. Несильная подушкообразная дисторсия есть и при 200 мм.
Объектив очень уверенно держит контровый свет, не теряет контраст и не образует засветок.
Одиночные яркие источники света на дают бликов, даже если светят в угол кадра.
Хроматических аберраций мы не обнаружили на самых контрастных и провокационных сюжетах.
Обладая высокой светосилой и большим фокусным расстоянием, Panasonic Vario-Elmarit 50-200mm f/2.8-4.0 DG ASPH. O.I.S. способен очень сильно размывать фон. Часто задний план размывается полностью, не образуя как такового рисунка боке.
Если же в зоне нерезкости образуются одиночные блики, то они выглядят смягчёнными, не очень контрастными, с относительно ровным заполнением.
Такое боке смотрится нейтрально, не перетягивает на себя внимание, но и не является самодостаточным художественным инструментом.