Вверх

Fujifilm X-E3: неделя с экспертом

Дата публикации: 29.12.2017

Снимаем движение

X-E3 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 с, 83.0 мм экв.

Съёмку динамичных сцен очень сложно выполнять без автоматической автофокусировки. Можно даже сказать, что это главная функция, обеспечивающая получение хорошего результата. Впрочем, когда важно поймать все фазы движения, не менее значимыми становятся показатели скорости серийной съёмки и ёмкости буфера памяти.

Автофокусировка

Быстрый фокус нужен не только при съёмке чего-то динамичного. Например, при съёмке портретов очень важно, чтобы камера успевала сфокусироваться и снять момент с наиболее выгодным поворотом головы или мимолётную эмоцию, которую хочется запечатлеть. С такой задачей Fujifilm X-E3 успешно справляется.

X-E3 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/52 с, 83.0 мм экв.
X-E3 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/60 с, 49.0 мм экв.

Как и многие другие важные настройки параметров съёмки, тип фокусировки в Fujifilm X-E3 выбирается механическим способом — при помощи переключателя типа фокусировки с тремя позициями: покадровая автофокусировка (AF-S), следящая автофокусировка (AF-C) и ручная фокусировка (M).

Гибридная автофокусировка в камерах Fujifilm

В беззеркалках Fujifilm с сенсорами X-Trans применяется гибридная автофокусировка, использующая фазовый и контрастный методы. В условиях слабого освещения и при съёмке малоконтрастных объектов эффективную фокусировку обеспечивают фазовые датчики, которые расположены на фотоматрице в пикселях под фильтрами зелёного цвета и регистрируют разность фаз отражённого от объекта света. При съёмке контрастных деталей точность обеспечивают контрастные датчики.

Возможности автофокусировки X-E3

В плане автофокусировки модель X-E3 оснащена гораздо лучше, чем её предшественница: в ней используется до 325 точек фокусировки (169 фазовых в центре и ещё 156 контрастных по краям) против 77 у X-E2S (15 фазовых в центре и остальные — контрастные по краям).

Надо отметить, что всех режимах съёмки в X-E3 доступна фокусировка по 91 точке/зоне (49 фазовых в центре + 42 контрастных по краям). Этот вариант становится единственно доступным, когда выбирается фокусировка по области из нескольких точек или широкий трекинг.

Фокусировка в режиме широкого трекинга. Точки выбирает автоматика.

Фокусировка в режиме широкого трекинга. Точки выбирает автоматика.

Три доступных размера зоны АФ при фокусировке по области. В центре — более крупные фазовые датчики (7х7).

В вариантах автофокусировки по одной зоне становится возможным задействовать одну или несколько из 325 точек, в варианте ALL — все 325, которые покрывают почти всю область кадра. В центре размещены массивом 13х13 фазовые датчики, а по краям — контрастные.

Всего при автофокусировке по одной точке/зоне доступны шесть настроек размера. При этом зону можно перемещать почти по всей площади кадра с помощью касаний сенсорного экрана или джойстиком.

Важно, что доступна функция прямого выбора джойстиком зоны АФ, хотя в настройках можно назначить и вариант, требующий предварительной разблокировки джойстика по его нажатию.

Наименьший размер зоны фокусировки в режиме «одной точки»

Наименьший размер зоны фокусировки в режиме «одной точки»

Наибольший размер зоны фокусировки в режиме «одной точки»

Наибольший размер зоны фокусировки в режиме «одной точки»

Отметим, что камера обладает профессиональной особенностью: она способна отдельно запоминать положение точки/зоны фокусировки для горизонтальной и вертикальной ориентации, а также вместе с этой информацией запоминать и режим АФ (для этого в меню есть отдельная настройка). Это заметно сокращает время подготовки, когда попеременно снимаются пейзажи и портреты.

Есть в настройках и отдельный пункт для активации и настройки функции определения лиц и глаз. Причём фокусировка по глазам осуществляется автоматически по ближайшему либо по указанному глазу (левому или правому).

Автоматическая фокусировка по глазам

Автоматическая фокусировка по глазам

X-E3 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/56 с, 83.0 мм экв.
Фокусировка по правому глазу

Фокусировка по правому глазу

X-E3 / XF18-55mmF2.8-4 R LM OIS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/38 с, 83.0 мм экв.
На передней панели посередине размещена лампочка подсветки при автофокусировке.

На передней панели посередине размещена лампочка подсветки при автофокусировке.

И несколько слов о режиме ручной фокусировки. В нём есть стандартная возможность фокусироваться по увеличенной части изображения (позиция задаётся), которая может активироваться либо при повороте кольца фокусировки, либо по нажатию на заднее управляющее колесо — это зависит от активности пункта «Проверка фокуса».

В паре с этой функцией работает MF Assist (функция помощника при ручной фокусировке), предлагаемая в двух вариантах — фокус-пикинга (выделение контуров деталей, находящихся в резкости) и Digital Split Image (разделённое изображение, аналог клиньев Додена).

Серийная съёмка

Рассказ про серийную съёмку стоит начать с упоминания важной функции в модели X-E3 — наличия электронного затвора. Он обеспечивает не только съёмку с очень короткими выдержками (вплоть до 1/32000 секунды), но и повышенную скорость серийной съёмки — до 14 кадров/с, в то время как при использовании механического затвора этот показатель равен 8 кадров/с.

Практика показала, что скорости 8 кадров/с уже достаточно для фиксации фаз движения, например, не очень быстро крутящейся девушки. Чёткость картинки тут будет зависеть и от установленной выдержки — её стоит выбирать исходя из световых условий и художественной задумки, ведь смаз некоторых деталей зачастую очень хорошо подчёркивает движение.

Применять электронный затвор для съёмки быстрого движения не рекомендую — может возникнуть эффект роллинг-шаттера. Одно из преимуществ электронного затвора — сверхкороткие выдержки — проявится при съёмке на ярком солнце (даст возможность не закрывать сильно диафрагму и получить малую ГРИП), а второе — полная бесшумность — очень пригодится, например, при съёмке в театре.

Для разных типов быстрого движения, которое обычно снимается серией, камера предлагает пять предустановок (наборов) следящей автофокусировки (AF-C), практически покрывающих все возможные ситуации. Здесь мы снова видим аналог функций, которые ранее встречались только в профессиональных зеркалках!

Воспользовавшись первым набором и функцией автоопределения лиц, я снял две серии с идущей девушкой, которая двигалась сначала почти на одном расстоянии от камеры, а затем — по диагонали, постепенно приближаясь к ней.

К сожалению, световые условия не позволили выставить достаточно короткую выдержку, чтобы отдельные кадры не смазывались из-за вертикального смещения лица девушки при ходьбе, а также достаточно низкое ISO, чтобы получить мелкую детализацию. Тем не менее обе серии отчётливо демонстрируют, что, если камера распознала лицо и «зацепилась» за него, то держит его в фокусе уверенно.

Объём буфера памяти

Как уже сказано, успех серийной съёмки определяется не только её скоростью, но и объёмом буфера памяти, который не должен переполниться и затормозить съёмку в самый неподходящий момент.

Проведённые эксперименты при использовании карты памяти SDXC UHS I Class 3 со скоростью записи до 80 МБ/с (карты UHS II не поддерживаются) и съёмке с механическим затвором со скоростью 8 кадров/с выдали следующие результаты:

  • При записи снимков в формате JPG (Fine) камера снимала около 26 секунд без снижения скорости, потом съёмка была остановлена. Всего получилось 293 кадра.
  • При записи снимков в формате RAW (несжатый) камера сделала с высокой скоростью 26 кадров, а затем продолжила снимать со скоростью 1 кадр/с.
  • При одновременной записи снимков в форматах RAW и JPG (Fine), камера сняла и записала 25 пар снимков с заданной скоростью, а затем перешла на скорость 1 кадр/с.

После съёмки трёх серий с механическим затвором я переключился на электронный и выставил скорость съёмки на 14 кадров/с и формат записи в JPG (Fine). С заданной скоростью удалось снять 41 кадр, после чего она снизилась до 8 кадров/с и сохранялась в течение 10 секунд, а потом снизилась до 7 кадров/с и так снимала ещё 6 секунд, затем съёмка была остановлена. Всего вышло 165 кадров без серьёзного замедления скорости.

Как видим, при записи в формате JPG серийную съёмку можно считать практически бесконечной, а при использовании «сырого» формата записи будет обеспечена примерно трёхсекундная съёмка динамичного события. Так что репортажную съёмку с длинными сериями лучше вести в хороших условиях освещения, где JPG-формат обеспечит требуемое качество без последующего редактирования.

Дата публикации: 29.12.2017
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Сменные объективы»
Alexandr Knyazev, 2018-08-28T18:33:56

А Равов больше нет, только с мостом? А то столько фоток замечательных и не одного рава к ним нет. Может добавите? :)

blacklight, 2018-07-28T03:44:27

"посредсвенная оптика", шыто??? у фуджа исторически одни из лучших стекол на рынке в принципе, окститесь! Они и для хасселя делали ее и кино опику фуджинон знает каждая собака и под Хмаунт она очень солидная. Как раз оптикой эта система и сильна

Alexander Savochkin, 2018-07-26T14:43:25

Отнюдь. Логика подсказывает, что либо ответ на такой вопрос есть в инструкции, либо — если его там действительно нет — с большой вероятностью так сделать нельзя.

Arnold, 2018-07-25T16:17:56

Всё что угодно кроме ответа на поставленный вопрос ;-(

Alexander Savochkin, 2018-07-25T11:51:08

А что по этому поводу говорит инструкция?

Arnold, 2018-07-25T09:06:46

Уважаемые Fuji-воды, подскажите пожалуйста как в этой камере назначить на кнопку Fn один из фильтров?
Частенько использую "миниатюра" для фото и потому очень неудобно всякий раз лазить в меню для переключения фильтра ;-(

sharapov, 2018-03-15T09:47:09

Мы стараемся давать полную информацию по каждой камере именно в её обзоре и по минимуму отсылать к другим статьям. Согласитесь, удобнее прочитать всё в одной статье, чем собирать информацию по частям из нескольких. А внешний вид и тактильные ощущения для очень многих фотографов во все времена имели важное значение. Ведь многие получают удовольствие и от самого процесса съёмки, а не только результатов. Поэтому производители и создают камеры на разные вкусы. И не каждый может снимать с удовольствием, не отвлекаясь, любой камерой, оказавшейся в руках.

sharapov, 2018-03-15T09:33:30

Я ведь не случайно поставил в кавычки слово «одноклассники». Они таковыми являются только по диапазону фокусных расстояний и тому факту, что идут в комплекте.

Shlomo Levi, 2018-01-22T20:24:03

на татарском сайте пару лет сравновали камеры смартфонов с Х20 и знаете что? у них в тестах смартфоны всегда выигрывали ))))

Shlomo Levi, 2018-01-22T20:20:55

17-55 f/2.8 tokina, tamron sigma реально дешёвые на вторичном рынке, есть под любой байонет , мой тамрон вообще $20 стоил оченно рекомендую https://www.viewbug.com/pho...

Жорж, 2018-01-22T17:46:28

У Фуджи есть штатник классом,равным классу Кэноновской "затычки". Держал его в руках,когда примеривался к покупке-за примерно ту же цену картинка,скорость и общие ощущения гораздо выше.
18-55 2.8-4.0 имеет смысл сравнивать по качеству изображения с чем-то типа 17-85 от Кэнона.
Чудес не бывает,нормальное стекло и быстрый мотор АФ не могут стоить дешево.

Alexander Savochkin, 2018-01-17T13:18:14

И то правда, теперь мы знаем всё.

Alexander Savochkin, 2018-01-17T13:13:54

Скорее всего, криво работает автонастройка разрешения в ютубе. Например, если она по умолчанию включает 240p, а у вас 4К-монитор, картинка нерезкой будет даже в неполноэкранном виде. Найдите там пиктограмму шестерёнки, нажмите туда, и выставьте сразу нужное разрешение, должно помочь. Иногда ещё приходится перезагрузить страницу с видео, потому как даже если разрешение указать явно, некоторая часть видео может подгрузиться всё равно из кэша.

Robert, 2018-01-17T10:12:05

Теперь вы знаете всё -) https://uploads.disquscdn.c... https://uploads.disquscdn.c...

Георгий Полицарнов, 2018-01-17T09:28:53

Может, автонастройка качества на youtube не успевает сработать?

Игорь Воронков, 2018-01-17T08:37:55

Согласен полностью . У меня до 10-11 сек -хрень, потом начинает показывать . На всех роликах , в разных обзорах.

Дмитрий, 2018-01-16T10:18:37

Так сравнение именно в статье: "Этот объектив обладает переменной светосилой, которая выше чем у других «одноклассников»"
Именно к этой фразе возникают вопросы. Объектив подешевле - не одноклассник. Сравнивать их характеристики не нужно и преимущество объектива фуджи над таким объективом - не большая заслуга фуджи.

Alexander Savochkin, 2018-01-16T09:49:30

Опять же, это всё лучше спрашивать у первоисточника.

Alexander Savochkin, 2018-01-16T09:48:17

А зачем сравнивать? Да, Кэнон кладёт в комплект объектив сильно подешевле, чем Фуджи. Зато Фуджи выглядит сильно иначе, чем Кэнон. Покупатели фотоаппаратуры устроены по-разному: одним надо резкую картинку как можно дешевле, другим под силу заплатить ещё и за стильный внешний вид аппаратуры и фирменную цветопередачу. Цена забудется, камера останется.

Дмитрий, 2018-01-16T08:50:55

Да, например, 20 тысяч с X-T20 или X-T2, а с X-E3 почему-то - 25 тысяч.
А Canon 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM в ките с 77d стоит около 5 тысяч. Все равно не одноклассники.
17-55 f/2.8 Canon, вроде, в кит никуда не кладет, так что сравнить трудно.

159b17e7 194d 46e7 acbd e68a43b14725