Опыт съёмки на Nikon D3400
Замер экспозиции, авто-ISO и избавление от смазанных кадров
За замер экспозиции в аппарате отвечает 420-точечный RGB-датчик (такой же, как и в других зеркалках Nikon начального уровня). Он хорошо себя зарекомендовал.
Хочется уделить особое внимание функции авто-ISO. Она уже давно прижилась у профессионалов и работает здесь настолько корректно, что на неё всегда можно положиться. Особенно в ручном режиме: мы можем настроить экспопару — выдержку и диафрагму — как нам нужно, а автоматика подстроит светочувствительность.
Частая проблема начинающих фотографов, переходящих с автоматических режимов на полуавтоматические P, A и S, в том, что они забывают про параметр светочувствительности: ставят одно значение и снимают на нём всё время. Разумеется, такой подход не даст оптимальных результатов. Авто-ISO поможет всегда держать светочувствительность на нужном уровне.
Функция авто-ISO устроена так же, как и в старших зеркалках. В окне настройки мы можем регулировать не только максимально допустимое для автоматики значение ISO, но и настроить максимальную выдержку, доступную для автоматики в режиме А и Р! Это настоящее спасение для начинающих фотографов. Я поработал в фотошколе и теперь точно знаю, что «шевелёнка» — смаз изображения из-за съёмки на слишком длинной выдержке — проблема номер один у новичков. Они просто не могут уследить за изменениями выдержки при съёмке в программном режиме (Р) или в режиме приоритета диафрагмы (А). Эту проблему раз и навсегда поможет решить одна-единственная настройка в камере.
Чаще всего «шевелёнка» появляется при съёмке с рук (а не со штатива) на выдержках длиннее 1/60 секунды. Просто запретим автоматике ставить выдержки длиннее заданного значения, и всё! При съёмке большинства статичных сюжетов такая настройка застрахует невнимательного фотографа от смазанных кадров.
Разумеется, для съёмки динамичных сюжетов потребуются более короткие выдержки. Лучше снимать в режиме приоритета выдержки (S), но это уже совсем другая история.
Неудобно лишь то, что для включения и выключения авто-ISO каждый раз приходится лезть в меню фотоаппарата.
Почти все кадры я снимал именно с авто-ISO. Вкупе с абсолютно корректным и предсказуемым экспозамером функция работает просто отменно!
О новом «китовом» объективе Nikon AF-P DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR
В народе словосочетание «китовый объектив» приобрело негативный оттенок. Дескать, объективы, поставляющиеся в комплекте с фотоаппаратами, всегда дают некачественную картинку, и вообще их нужно сменить при первой возможности на что-то другое. Nikon D3400 комплектуется новым универсальным объективом Nikon AF-P DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR. Он приятно удивил качеством изображения. Картинка очень резкая, цвета сочные. Хроматические аберрации и дисторсии хорошо скорректированы. Их гораздо меньше, чем у предыдущих моделей «китовой» оптики.
Кстати, в фотоаппарате все искажения можно убрать и путём постобработки. Достаточно включить соответствующую опцию в меню. Камера знает, на какой объектив вы снимаете, и умеет корректировать свойственные ему искажения. Очень советую пользоваться этой возможностью.
В Nikon D3400 одна настройка отвечает за коррекцию и геометрических искажений, и хроматических аберраций. Она работает с «родными» объективами от Nikon. Кроме геометрических искажений, можно корректировать и виньетирование — затемнение снимка по краям кадра.
На максимальном зуме объектив даёт довольно сильное размытие фона, что актуально при съёмке портретов:
Nikon AF-P DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR имеет складную конструкцию. Чтобы приступить к съёмке, объектив нужно «разложить», нажав боковую кнопку и провернув кольцо зума. Эта система знакома нам по предыдущим «китовым» объективам Nikon. Она позволяет сделать оптику более компактной, не принося в жертву универсальность.
Объектив имеет отдельное кольцо для фокусировки. При фокусировке передняя линза не вращается, что делает возможным использование поляризационных и градиентных светофильтров.
Nikon AF-P DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR имеет встроенную систему стабилизации изображения, о чём свидетельствуют буквы VR в названии. Она застрахует вас от смазанных изображений. Начинающие фотографы часто дёргают камерой в момент нажатия на кнопку спуска, и от этого даже на достаточно коротких выдержках может получиться смаз. Именно поэтому стабилизатор очень важен. Кроме того, он поможет снимать без штатива или опоры на довольно длинных выдержках.
Съёмка на длинной выдержке с отключённым стабилизатором: кадр смазался из-за дрожания рук фотографа.
Съёмка на той же выдержке с включённой стабилизацией: кадр резкий.
Привычные рычажки включения-выключения автофокуса и оптической стабилизации на объективе отсутствуют. Эти параметры регулируются через быстрое меню.
Подытожим. Я рекомендую покупать Nikon D3400 именно в комплекте с объективом Nikon AF-P DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR. Это очень качественная оптика для своего класса. В нём новый привод автофокуса AF-P адаптирован для видеозаписи и фокусировки во время съёмки видеоролика. Автофокус быстрый и бесшумный.
Скорость съёмки и фокусировка
Аппарат обеспечивает скорость серийной съёмки 5 кадров в секунду. Этого достаточно для решения большинства репортажных задач.
Фокусировка с современными объективами Nikon быстрая и корректная.
Работа автофокуса при серийной съёмке нареканий не вызывает. Но серийная съёмка осложняется тем, что аппарат имеет очень маленький буфер. На быструю карту стандарта UHS-I удалось сделать без падения скорости съёмки серию из 9 кадров в формате RAW и 85 кадров в формате JPEG качества Fine. Длинных серий, особенно при съёмке в формате RAW, ждать не приходится.
Серийная съёмка с непрерывным следящим автофокусом:
Функция 3D-слежения в аппарате работает, но она ограничена возможностями 11-точечной системы фазовой фокусировки. В более продвинутых камерах системы автофокуса имеют по нескольку десятков точек, что делает слежение за объектом более стабильным.
Выбор режимов и работа с зонами автофокуса осуществляется в экранном меню фотоаппарата: