Фотоаппарат в работе
Фотоаппарат в работе
Итак, прежде чем приступить к съемке, давайте подготовим камеру. Начнем с флешек. Камера работает с двумя флешками формата SD. Поддерживается и новый формат карт памяти повышенной емкости SDXC. Ведь один RAW-файл с камеры занимает около 50 МБ. Так что лучше выбрать флешки побыстрее и побольше. А в меню задать наиболее подходящий для вашего стиля съемки режим их работы. Во время теста мы записывали на одну флешку RAW-файлы, на другую — JPEG. Впрочем, можно использовать только одну флешку, а вторую применять для эстафетной записи или же использовать обе флешки одновременно в зеркальном режиме.
Включаем камеру… И тут приходит осознание того, что с точки зрения программной начинки Pentax 645D — это почти Pentax K5. Меню если не идентично, то очень похоже. Да и интерфейс управления схожий.
Включение происходит почти мгновенно. Теперь можно снимать! Заглядываем в видоискатель, и опять видим кое-что от Pentax K5 — модуль автофокуса тот же. Вот только будучи установленным на среднеформатную камеру, модуль автофокуса от зеркалки формата APS-C вовсе не способен покрыть всю площадь кадра. Все точки фокусировки получились сосредоточены в центре кадра. Не очень удобно при съемке с малой глубиной резкости. При фокусировке по центру кадра и съемке с последующим перекадрированием иногда будут случаться промахи…
Видоискатель несколько удивил своими размерами. Он почти такой же, как у полнокадровой зеркалки с увеличением 0,74x и аналогичной площадью покрытия кадра — 98%. Разве что из-за другого соотношения сторон видоискатель у среднеформатного Pentax чуть больше в высоту. Видимо, сказывается малый коэффициент увеличения. Для объектива smc Pentax-D FA 645 55mm F2.8 AL[IF] SDM AW он составляет 0,62x.
Фокусироваться вручную по такому видоискателю довольно удобно, хотя матирование у фокусировочного экрана слабое. И с шахтным видоискателем некоторых пленочных среднеформатных камер его просто не сравнить. Шахту поставить на камеру, к сожалению, никак нельзя.
Придавливаем кнопку спуска, и камера фокусируется. Напомним, что некоторые проблемы с автофокусом у Pentax K5 и у более ранних моделей были выявлены преимущественно при работе с короткофокусной оптикой. Цепкости автофокуса не всегда хватало. При съемке на средний формат фокусное расстояние объективов получается намного больше. Проблем с цепкостью автофокуса, а также со скоростью работы, замечено не было. Точность тоже не вызвала нареканий. Промахи случались крайне редко, да и то преимущественно при съемке в сильном контровом свете.
Додавливаем кнопку спуска до конца. Хлопок зеркала нельзя назвать тихим. Да и вибрация корпуса камеры весьма ощутима. Затвор срабатывает с небольшим, но заметным после репортажных зеркалок, лагом. Это нужно учитывать при съемке динамичных сюжетов. Сказывается инертность тяжелого зеркала.
В системе Pentax 645D не предусмотрено никакой стабилизации изображения. И это тоже нужно учитывать. Хлопок зеркала часто провоцирует шевеленку даже на сравнительно коротких выдержках, порядка 1/100 секунды. Так что стоит использовать штатив каждый раз при съемке с недостаточным освещением. Кстати, отдельным органом управления на корпус камеры вынесен селектор предподъема зеркала. Если эта функция включена, то для спуска затвора понадобится два нажатия кнопки: первое поднимает зеркало, второе открывает затвор.
Высокой скорости серийной съемки от камеры ждать не следует. По заявлению производителя скорость составляет порядка 1 кадра/с (на практике даже чуть больше). Размер серии в нашем тесте составил 9 кадров в формате RAW+JPEG. После съемки серии из 9 кадров камера записывает на флешку снимки в течение примерно минуты. Мы использовали раздельную запись на две флешки: SDHC SanDisk Extreme для записи RAW и Transcend SDHC Class 6 для записи JPEG. Во время записи данных на карту памяти невозможно посмотреть снятый материал, залезть в меню и поменять те настройки, которые устанавливаются при помощи основного дисплея камеры. Чувствительность, экспокоррекцию и другие настройки, которые меняются при помощи горячих кнопок и вспомогательного монохромного дисплея, менять можно. Дальнейшую съемку также можно производить.
К сожалению, камера не имеет возможности съемки при управлении с компьютера через кабель, что было бы очень удобно при студийной съемке. Также нет режима Live View (сказывается применения ПЗС-матрицы).
Переходим к просмотру отснятого материала. Здесь есть одно неудобство, которое вызвано применением одновременно двух флешек. Просматривать на дисплее можно только данные с одной флешки. При удалении снимка он удаляется только с активной в данный момент флешки. Удалить один и тот же кадр сразу с двух флешек нельзя. Переключение между флешками осуществляется кнопкой Disp.
Аккумулятор в Pentax 645D применен тот же, что и в Pentax K-5. Камера работает на одном заряде довольно долго. За две недели тестирования мы всего один раз подзарядили аккумулятор, да и то в момент подзарядки индикатор аккумулятора в камере еще показывал полную емкость.
Интерфейс
Почти все управление камерой осуществляется при помощи горячих кнопок и управляющих колес. ISO, баланс белого, стиль изображения и даже логика работы карт памяти — все устанавливается при помощи отдельных кнопок. Кнопкам навипэда в режиме съемки назначена лишь функция выбора точек автофокуса.
Логику работы многих кнопок и управляющих колес можно программировать в основном меню камеры. Также есть доступ ко многим настройкам при помощи быстрого экранного меню.
Основное меню почти в точности повторяет по своей структуре и внешнему виду меню традиционных зеркалок Pentax последних лет. Оно разбито на 4 вкладки по несколько страниц в каждой.
Из представленных в меню камеры функций стоит отметить возможность интервальной съемки, мультиэкспозицию, возможность точной калибровки автофокуса. Есть настройка программной линии. Предусмотрена функция автоматической корректировки яркости теней и компенсации засветок, компенсации искажений объектива. Возможна также внутрикамерная склейка HDR-изображений. Она доступна только при съемке в JPEG. Из-за низкой скорости серийной съемки без штатива будет не обойтись.
Сырые файлы могут быть записаны в двух форматах на выбор: фирменный PEF или универсальный DNG. Во время тестирования мы использовали съемку в DNG-формате. Проблем с его конвертацией различными сторонними программами не возникло. Искажений цветопередачи нет, результат получается качественным и предсказуемым.
Камера оснащена электронным уровнем, который может быть индицирован как на дисплее, так и в видоискателе камеры.
Специфика съемки на Pentax 645D
Размер матрицы камеры в несколько раз превышает размер матриц, применяемых в любительских зеркалках формата APS-C. И это обуславливает некоторые особенности в использовании камеры. Для обеспечения тех же углов обзора на большей матрице применяется более длиннофокусная оптика. И при той же дистанции съемки, что и с любительской зеркалкой, на том же значении диафрагмы глубина резкости будет в разы меньше. При этом среднеформатные объективы нельзя назвать сверхсветосильными. Светосила от F2,8 — это норма. Разрешающая способность объективов высокая по всему полю кадра, начиная с открытой диафрагмы. Можно смело снимать на открытой диафрагме и получать отличную детализацию и приятное размытие заднего плана.
Проблемы могут появиться тогда, когда в кадре нужно получить большую глубину резкости. Придется сильно диафрагмировать объектив и снимать с относительно длинными выдержками (если речь не идет о студийной съемке с импульсным светом). А для этого нужно применять штатив или повышать ISO. Последний вариант менее предпочтительный. Хотя в камере и применена матрица с большим физическим размером светочувствительных элементов, изготовлена она по технологии ПЗС. И при повышении ISO уровень шума начинает возрастать довольно быстро. Система шумоподавления эффективно подавляет его даже при ISO 1600, но падение детализации изображения из-за ее действий начинает проявляться при ISO 400 и хорошо заметно при ISO 800.
Еще одна особенность ПЗС-матрицы — маленький запас в светах. Камера знает об этом. Экспозамер настроен таким образом, чтобы допустить минимум пересветов на снимках, которые потом не могут быть восстановлены даже при съемке в RAW. Порой снимки кажутся слишком темными. Но введение положительной экспокоррекции чревато последствиями: если при конвертации RAW детали в тенях вытягиваются очень хорошо, то в спасти пересветы вряд ли получится.
Так что лучше снять чуть темнее и затем осветлить тени при конвертации RAW. Запас в тенях очень и очень большой.
Во время тестирования мы применяли как новый объектив smc Pentax-D FA 645 55mm F2.8 AL[IF] SDM AW, так и старый «пленочный» объектив smc Pentax-FA 645 150mm F2.8. Камера полностью поддерживает работу со старой автофокусной среднеформатной оптикой Pentax 645. Также возможна установка оптики от Pentax 67 через переходник.