Фотоаппарат в работе
Мы уже отмечали, что камера ориентирована на начинающего фотографа. Возможно, именно этим и вызваны весьма существенные перемены в интерфейсе модели. Во-первых, бесследно пропало уже ставшее привычным меню параметров съемки, для вызова которого раньше использовалась кнопка Fn. Теперь эти параметры просто назначены кнопкам навипэда: баланс белого, ISO, режимы вспышки, режимы работы затвора. Оперативно? Безусловно. Правда, расплачиваться пришлось отсутствием возможности выбора точки фокусировки.
Камера имеет пять крестоообразных датчиков автофокуса, сосредоточенных в центре кадра, но выбрать один из них вручную нельзя. Исключение составляет только центральный датчик, который можно принудительно указать в меню. Однако проблемы при съемке с использованием светосильной оптики все равно останутся. Во-первых, во время съемки в нашей маленькой студии (туда нас загнала отвратительная погода) на светосильный SMC 50–135 мм f/2.8 нам так и не удалось понять, какую именно площадь кадра охватывает центральный датчик. Он постоянно норовил зацепиться за какую-нибудь деталь, расположенную чуть в стороне от центра. Вторая проблема — потеря фокуса при перекомпоновке будущего кадра. А если использовать автоматический выбор зоны фокусировки, то снимать становится еще труднее: заданная камерой точка автофокуса в видоискателе не подсвечивается. Скорость фокусировки и ее точность остались примерно на том же уровне, что и в старших моделях Pentax.
Еще одно важное нововведение — отсутствие вспомогательного информационного ЖК-дисплея. Теперь вся информация отображается на главном дисплее. К такой же концепции отображения информации (и организации управления, как мы увидим дальше) давно пришли многие другие производители. Это удобно, поскольку основной дисплей имеет большие размеры. Кроме того, отображаемые на дисплее параметры можно менять: нажимаем на центральную кнопку навипэда — и вперед! Все наглядно, как в компактах. Правда, есть два минуса: быстрее тратится заряд элементов питания, а подсветка дисплея слепит глаза при съемке в темноте (подсветка отключается лишь при половинном нажатии кнопки спуска). У некоторых конкурентов эта проблема решена за счет специального датчика, выключающего дисплей, когда фотограф подносит камеру к глазу.
От старших моделей Pentax K-m переняла возможность настройки отдельных кнопок. Программируемой кнопке со знаком вопроса можно назначить следующие функции: вызов справки, предварительный просмотр, настройки обработки JPEG (стили изображения), цифровой фильтр, быстрый переход к формату RAW. К сожалению, оптическому репетиру диафрагмы в этой модели места не нашлось. Также в меню можно менять функцию кнопки AF.
И в который раз мы возвращаемся к вопросу позиционирования камеры. При повседневном любительском использовании Pentax K-m позволит получать не только хорошие фотографии, но и удовольствие от процесса съемки. Управлять камерой легко и просто. Автоматика — точная. Скорость автофокуса при работе со штатным объективом нареканий не вызвала. Скорость серийной съемки в JPEG — честные 3,5 кадра/с. Однако при съемке в режиме RAW+JPEG буквально после трех-четырех серийных кадров камера начинает заметно тормозить. Мы использовали карту памяти SDHC Class 6. Для серьезной съемки советуем приобрести высокоскоростную карту памяти не менее 133х.
Теперь мы хотели бы сказать несколько слов о стабилизаторе изображения. В этой модели используется механизм сдвига матрицы. Эффективность такого стабилизатора предлагаем оценить при помощи нашего студийного теста на следующей странице. Пока же коснемся удобства его использования. Начнем с того, что в видоискателе предусмотрен специальный индикатор в виде ладони, который загорается, когда камера сочтет стабилизацию эффективной (то есть будет готова скомпенсировать вибрации). Все очень удобно, кроме одного момента: ладонь появляется далеко не сразу после половинного нажатия кнопки спуска. Если вы хотите эффективно использовать стабилизатор, будьте готовы к тому, что он годится преимущественно для съемки статичных сюжетов. Впрочем, у других производителей ситуация аналогичная.
Еще одной характерной чертой фотоаппаратов Pentax является их совместимость (при использовании специального переходника) со старыми неавтофокусными объективами, имеющими байонет К или резьбу М42. Более того, инженеры компании смогли подружить со старой оптикой и стабилизатор! Если вы устанавливаете на камеру объектив, не имеющий чипа с информацией об основных характеристиках (такой чип есть у всей современной оптики), то камера попросит вас ввести фокусное расстояние вручную.
А теперь давайте поговорим о такой немаловажной для начинающих фотографов особенности, как обработка фотографий средствами камеры. Наряду с настраиваемыми стилями изображения (яркий, нейтральный, портрет, пейзаж, vibrant, черно-белый) Pentax K-m располагает набором цифровых фильтров: игрушечная камера, высокий контраст, софт-эффект, звезды вокруг источников света, ретро, выделение цвета. Фильтры имеют несколько градаций степени воздействия и применяются к фотографии в момент съемки либо при постобработке.
И раз уж речь зашла об изображении, самое время упомянуть дисплей. Увы, нам не понравилась его цветопередача: он явно добавлял фотографиям теплый оттенок, поскольку на откалиброванном мониторе кадры выглядели совершенно иначе. Решение проблемы нашлось в меню фотоаппарата, где можно легко настроить цветопередачу в соответствии с вашими предпочтениями.
И в заключение мы хотим сказать несколько слов о режиме просмотра. Во-первых, в нем вы можете применять к готовым фотографиям цифровые фильтры. Во-вторых, в камере очень удобно реализована функция сравнения двух изображений: дисплей делится на две половины, одну занимает первый снимок, другую — второй. Фотографии можно приближать, удалять, сдвигать. И, наконец, в режиме просмотра можно конвертировать RAW-файлы в формат JPEG средствами камеры. Удобно, не правда ли?
Меню фотоаппарата
Несмотря на глобальные изменения интерфейса, структура основного меню камеры осталась такой же, как и во всей линейке цифровых зеркалок Pentax.