Вверх
  • Лучшие любительские зеркалки. Зима-весна 2015 года
  • Беззеркальные фотоаппараты: обзор моделей
  • Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум
  • Какой объектив купить на смену «китовому»? Фикс-объективы
  • Как выбрать беззеркальный фотоаппарат? Камеры Sony
  • Лучшие зеркальные фотоаппараты 2014 года
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Какой объектив купить на смену «китовому»? Фикс-объективы

Обсудить
Продукты, участвующие в статье: Canon EF 20 f/2.8 USM / Canon EF 50 f/1.8 II / Canon EF 85mm f/1.8 USM / Nikon 24mm f/2.8D AF Nikkor / Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor / Sony DT 50mm F1.8 SAM / Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor / Sony DT 35mm F1.8 SAM / Sony 85mm F2.8 SAM / Panasonic Lumix G 14mm F2.5 ASPH / Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor / Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8 / Sony E 50mm F1.8 OSS / Fujinon XF 35mm F1.4 R / Canon EF 40 f/2.8 STM / Fujinon XF 14mm F2.8 R / Sony E 20 mm f/2.8 / Fujinon XF 23 mm F1.4 R / Fujinon XF 56mm F1.2 R / Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 / Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8 / Canon EF-S 24mm f/2.8 STM / Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor / Sony E 16mm f/2.8

Зум-объективы хороши своими удобством и универсальностью. В первой части статьи — «Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум» — мы разобрали преимущества зум-объективов, выяснили их недостатки и привели в пример некоторые модели, которые стоит рассмотреть в качестве замены для «китовой» оптики. Теперь поговорим об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. В жизни фотографа есть немало ситуаций, в которых фикс — объектив с постоянным фокусным расстоянием — окажется предпочтительнее зума.

В чем преимущества фикс-объектива?

Как ни крути, но даже недорогой объектив с фиксированным фокусным расстоянием не уступит по качеству изображения самому дорогому зуму. Под качеством здесь подразумевается не только одинаково высокая резкость по всему полю кадра и на всех диафрагмах, но также величина дисторсии, виньетирование и другие аберрации. Помимо прочего, фикс-объективы легче, меньше и обладают большей светосилой. Последнее совсем не пустой звук. К примеру, штатный китовый объектив на фокусном расстоянии 50 мм имеет светосилу f/5,6. В то же время любой фикс «полтинник» обладает светосилой от f/1,8 и выше. Это более трех ступеней экспозиции! Чтобы было понятнее: там, где китовый объектив будет требовать ISO 3200, подобный фикс позволит снимать на чувствительности ниже 400 единиц.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 2500, F1.4, 1/30 с, 5.0 МБ Canon EOS 6D / Canon EF 35mm f/1.4L УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/30 с, 5.0 МБ

Ещё одно преимущество большой светосилы — меньшая глубина резкости. С меньшей зоной резкости можно создать более эмоциональные и интересные фотографии за счет акцентирования внимания на одном из планов и красивого размытия остальных. Использование фикс-объектива способствует развитию творческого подхода к фотографии, поскольку он не только ограничивает выбор сюжетов, но и заставляет больше думать над расстановкой акцентов в кадре.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 100, F1.8, 1/2500 с, 4.0 МБ Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 85mm f/1.2L II УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/2500 с, 4.0 МБ

Какой фикс-объектив выбрать?

В выборе объектива с фиксированным фокусном расстоянием действительно можно сломать голову. В одном лишь диапазоне от 18 до 55 мм их может быть минимум шесть штук! Какой же объектив выбрать? В недалекие пленочные времена большинство фотоаппаратов комплектовалось фикс-объективами с фокусным расстоянием 50 мм или, как его ещё называют, полтинником. Это фокусное считается «нормальным» (то есть обеспечивающим угол обзора примерно равный полю зрения человеческого глаза), и часто более опытные фотографы рекомендуют к стандартному зуму докупать именно его. В этом есть изрядная доля истины.

Классические «полтинники»

Изначально они были универсальным фокусным для полного кадра, и в пленочные времена большинство камер со сменными объективами комплектовались именно такой оптикой. К недорогим 50 мм фикс-объективам относятся Canon EF 50mm f/1.8 II, Sony 50mm f/1.8 (SAL-50F18), Sony 50mm f/1.8 OSS (SEL-50F18), Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor, Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8. Их объединяет то, что все они сконструированы по «классическим» для таких объективов схемам, просты и оптически великолепны.

<span role='device-inline' data-device-id=14253 data-device-primary=true>Sony DT 50mm F1.8 SAM</span>

Sony DT 50mm F1.8 SAM

<span role='device-inline' data-device-id=14878 data-device-review=15810-test-olympus-m-zuiko-digital-45mm-f-1-8 data-device-primary=true>Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8</span>

Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8

Но на кроп-матрице (а именно матрицы формата APS-C или даже 4/3” ставятся в большинство любительских камер) они превращаются в умеренные телеобъективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 75 до 90 мм за счет кроп-фактора. Это идеальное фокусное расстояние для портретной съемки средним и умеренно крупным планом. Здесь же на помощь фотографу приходит и приятное размытие фона, которое обеспечивают такие объективы. Так что на кроп-матрице 50-мм объектив — это почти идеальный портретник.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 100, F1.2, 1/80 с, 6.0 МБ Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.2L УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.2, 1/80 с, 6.0 МБ

Владельцам неполного кадра перед покупкой объектива 50 мм мы рекомендуем сначала опробовать это фокусное на имеющийся оптике. Выставите фокусное на китовом объективе на 50 мм и оцените угол обзора, поснимайте так день-другой. Если вы не испытываете дискомфорта, то можете смело брать один из недорогих полтинников для своей системы, не пожалеете. В том случае, если такое фокусное расстояние вас ограничивает, вам стоит смотреть, скорее всего, в сторону 35-мм объективов. На любительских зеркалках и беззеркалках с матрицей APS-C такие объективы будут «нормальными», то есть обеспечивающими угол обзора примерно равный углу зрения глаза человека.

«Нормальные» объективы для кроп-камер

К ним относятся Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor, Sony DT 35mm f/1.8 SAM (SAL-35F18), Fujifilm XF 35mm f/1.4 R X-Mount. Сюда же можно отнести и объективы с близким фокусным расстоянием типа Canon EF 40mm f/2.8 STM и Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8. На кроп-матрице все они будут «штатниками» с привычным глазу углом обзора.

<span role='device-inline' data-device-id=14279 data-device-primary=true>Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor</span>

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

<span role='device-inline' data-device-id=15010 data-device-review=15757-bolshoy-test-ob-ektivov-fujifilm-fujinon-xf-35mm-f1-4-r data-device-primary=true>Fujinon XF 35mm F1.4 R</span>

Fujinon XF 35mm F1.4 R

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 200, F2.2, 1/4000 с, 53.0 мм экв., 6.0 МБ X-T1 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.2, 1/4000 с, 53.0 мм экв., 6.0 МБ

Спектр охватываемых ими сюжетов довольно большой, поэтому многие фотолюбители предпочитают именно это фокусное расстояние в своей повседневной практике. Оно позволяет быть как бы далеко, не снимать излишне крупным планом, но тем не менее оставаться в гуще событий. Это особенно актуально в жанровой и стрит-фотографии, в тревел-фотографии и при съемке репортажа. Эти же объективы отлично подойдут для съемки ростового и поясного портрета. Единственное, на что не способен этот объектив, так это вместить в кадр все происходящее вокруг. С этой же задачей справляются умеренные широкоугольные объективы.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 200, F1.8, 1/950 с, 53.0 мм экв., 5.0 МБ X-T1 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/950 с, 53.0 мм экв., 5.0 МБ

Объективы умеренные широкоугольные

Если вы хотите дать людям больше места в кадре, чтобы ваши фотографии «дышали воздухом», передавали атмосферу и окружающее пространство, то ваш выбор — это 35-мм или даже 30-мм объектив на полном кадре или его эквивалент на кроп-матрице. К ним относятся Sony 20mm f/2.8 E (SEL-20F28), Canon EF-S 24mm f/2.8 STM, Nikon 24mm f/2.8D AF Nikkor, Fujifilm XF 23mm f/1.4 R, Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8.

<span role='device-inline' data-device-id=16075 data-device-review=15815-test-olympus-m-zuiko-digital-17mm-f-1-8 data-device-primary=true>Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8</span>

Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8

<span role='device-inline' data-device-id=16202 data-device-primary=true>Canon EF-S 24mm f/2.8 STM</span>

Canon EF-S 24mm f/2.8 STM

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 200, F8, 1/420 с, 35.0 мм экв., 6.0 МБ X-T1 / XF23mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/420 с, 35.0 мм экв., 6.0 МБ

Объективы широкоугольные

Широкоугольные объективы — это ещё одна группа фикс-объективов. Среди ярких представителей этого семейства хочется отметить: Canon EF 20mm f/2.8 USM, Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, Fujifilm XF 14mm f/2.8 R, Sony 16mm f/2.8 E (SEL-16F28), Panasonic 14mm f/2.5 Aspherical.

<span role='device-inline' data-device-id=16383 data-device-primary=true>Sony E 16mm f/2.8</span>

Sony E 16mm f/2.8

<span role='device-inline' data-device-id=14740 data-device-primary=true>Panasonic Lumix G 14mm F2.5 ASPH</span>

Panasonic Lumix G 14mm F2.5 ASPH

Несомненным достоинством широкоугольной оптики является её способность передавать динамику на плоскости. Благодаря лучшему раскрытию довольно легко получить выразительные снимки, а игра с точкой съемки лишь усиливает этот эффект. Эти объективы отлично подойдут для пейзажей, архитектуры, спорта и, конечно же, для любителей фотографировать себя на фоне достопримечательностей.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 200, F11, 4 с, 21.0 мм экв., 5.0 МБ X-T1 / XF14mmF2.8 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 4 с, 21.0 мм экв., 5.0 МБ

Объективы портретные

Говоря о фикс-объективах, нельзя не упомянуть о классической портретной оптике. К ней относятся недорогие Canon EF 85mm f/1.8 USM и Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor, Olympus 45mm f/1.8; бюджетный Sony 85mm f/2.8 SAM, а также самый современный из портретников Fujifilm XF 56mm f/1.2.

<span role='device-inline' data-device-id=5304 data-device-primary=true>Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor</span>

Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor

<span role='device-inline' data-device-id=16020 data-device-review=15733-bolshoy-test-ob-ektivov-fujifilm-fujinon-xf-56mm-f1-2-r data-device-primary=true>Fujinon XF 56mm F1.2 R</span>

Fujinon XF 56mm F1.2 R

Их всех объединяет высокая светосила, которая создана не столько для съемки при плохом освещении, сколько для создания красивого эффекта размытия заднего плана — боке. Ещё одной характерной чертой портретной оптики является сравнительно большое фокусное расстояние (реальное или эквивалентное). Оно позволяет передать черты лица и тела без оптических искажений, а оптические схемы этих объективов рассчитаны таким образом, чтобы на открытой диафрагме кожа выглядела естественной, более гладкой.

Sony DT 35mm F1.8 SAM - ISO 100, F1.8, 1/2500 с, 5.0 МБ Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 85mm f/1.2L II УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/2500 с, 5.0 МБ

Самое трудное с фикс-объективами — это найти «свое» фокусное расстояние.

Доводов как за, так и против того или иного фокусного можно услышать немало. Все их надо выслушать, но принимать решение стоит лишь исходя из собственных соображений. Умеренно широкий угол в 35 мм на полном кадре долгое время считался своего рода отправной точкой для фотографов. Это фокусное расстояние приобрело популярность из-за того, что позволяет запечатлевать события и людей в их повседневной жизни с точки зрения золотой середины. Если у вас имеется штатный зум, то стоит просто потренироваться. Просто поставьте 28 мм в случае кроп-матрицы или 35 в случае полного кадра и забудьте о том, что у вас есть зум. Со временем у вас, возможно, появится желание сделать угол пошире либо, наоборот, поуже. Таким образом вы сможете подобрать оптимальный для ваших целей фикс-объектив. Второй способ, который также может помочь определиться в предпочтениях, это собрать данные из собственных фотографий с помощью программ анализаторов. Они собирают информацию из EXIF файлов снимков и показывают её в виде графиков. Здесь вы сможете увидеть наиболее часто используемое вами фокусное расстояние.

На этом, пожалуй, стоит и закончить. Мир объективов с фиксированным расстоянием очень богат, но чтобы окунуться в него, вам вовсе не обязательно иметь весь набор. Достаточно владеть всего хотя бы одним фикс-объективом. Вы можете прислушаться к советам бывалых и выбрать «полтинник» или же довериться своему внутреннему голосу и начать смотреть на мир под более широким углом. Каким бы ни был ваш выбор, фиксированный объектив станет незаменимым помощником, изменит ваш взгляд на мир и фотографию в целом.


Опубликовано: 30.03.2015

Обсудить
0f2bcf04 595e 4c07 bc83 27ce587414e1 square 100
Георгий Романов
Опубликовано 30.03.2015
Toshik, 2015-09-03T16:34:37

Я может быть некорректно выразился.

Естественно, 35mm что на кропе, что на полном кадре и останутся 35mm.

А вот угол зрения изменится.

Например Nikon в спецификациях своего нового фикса 24 f/1.8 на сайте прямо указывает:

Угол зрения:
Nikon film SLR and FX-format D-SLR cameras: 84°;
Nikon DX-format D-SLR cameras: 61°.

Т.е угол зрения на полном кадре 84 градуса, на кропе 61 градус.

Для зума 24-70 тоже явно указано:
Nikon FX-format D-SLR cameras: 84° to 34° 20′;
Nikon DX-format D-SLR cameras: 61° to 22° 50′.

Насчет хороших кропнутых, вопрос ещё тот.

Приведите примеры хороших кропнутых стекло по цене полнокадровых?

Например, зумы 17-55 f/2.8 на кроп от Никона и 17-50 от Сигмы/Тамрона сливают по резкости 24-70 от того же Никона на полном кадре, про один из самых резких стандартных зумов EF 24-70mm f/2.8L II от кэнона вообще молчу. По цене разница в разы.

Фикс 35 f/1.8 от Никона на кроп, по резкости по сравнению с китовыми 18-55 конечно на голову выше, в сравнении с 17-50(55) чуть хуже или +/- такой же в зависимости от фокусного. По цене с таким же фиксом на полный кадр тоже не сравнится.

Что ещё в голову приходит? 40mm макро на кроп для никона по резкости очень неплох, на то он и макро. Но стоит не так дорого, как полнокадровые аналоги.

Очень понравился 18-35 f/1.8 от Сигмы, оптически он конечно фантастика, правда диапазон фокусных не велик, но в принципе для репортажки сойдет. Опять же дешевле полнокадрового 20-35 f/2 аналога.

Алексей, 2015-09-03T15:05:58

Глупости пишете. Угол зрения у объективов с одним фокусным расстоянием одинаковый, независимо от того, для чего он предназначен. Если поставить на кроп обычный и полнокадровый 35мм, то 35 мм так и будет, ничего не пересчитывается. Если вы имели ввиду эквивалентное фокусное, то следует знать, что на объективах обозначается истинное, а не эквивалентное.
Полнокадровые стекла на кропе обычно лучше, потому что меньше падает разрешение по краям. Недостаток только один - цена, да и то не всегда, хорошие кропнутые стекла стоят, как полнокадровые.

Toshik, 2015-03-30T17:21:49

В целом согласен с изложенным в статье. Профи думаю и так уже знают в каком жанре работают и на что им снимать.

А вот новичкам приходится непросто. Как правило камеры у них с матрицей APS-C, а вот выбор фиксов для них у никона к сожалению никакой.
Согласно официальному сайту нашел всего три варианта 35mm f/1.8G, макро 40mm f/2.8G и фишай 10.5mm f/2.8G. Есть ещё 85mm f/3.5G ED VR, но он скорее тоже макро, чем портретник, т.к не особо светосильный.
Даже если брать других производителей, есть сигма 30 f/1.4, но больше особо выбора нет.

А остальные все фиксы идут для полного кадра: 20/24/28/35/50/58/60/85/105/135/180/200/300/400/500/600 и 800mm.

Как минус имеем, большую цену и вес объективов, и разумеется пересчет угла зрения в расчете на 1.5х кроп-фактор, что 20mm становятся 35, а это уже не очень широко.

Так что имхо, для владельцев APS-C владение светосильным зумом возможно будет полезнее.

04672a51 9c77 42e4 8d06 9cc44ae9d034