Зум-объективы хороши своими удобством и универсальностью. В первой части статьи — «Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум» — мы разобрали преимущества зум-объективов, выяснили их недостатки и привели в пример некоторые модели, которые стоит рассмотреть в качестве замены для «китовой» оптики. Теперь поговорим об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. В жизни фотографа есть немало ситуаций, в которых фикс — объектив с постоянным фокусным расстоянием — окажется предпочтительнее зума.
В чем преимущества фикс-объектива?
Как ни крути, но даже недорогой объектив с фиксированным фокусным расстоянием не уступит по качеству изображения самому дорогому зуму. Под качеством здесь подразумевается не только одинаково высокая резкость по всему полю кадра и на всех диафрагмах, но также величина дисторсии, виньетирование и другие аберрации. Помимо прочего, фикс-объективы легче, меньше и обладают большей светосилой. Последнее совсем не пустой звук. К примеру, штатный китовый объектив на фокусном расстоянии 50 мм имеет светосилу f/5,6. В то же время любой фикс «полтинник» обладает светосилой от f/1,8 и выше. Это более трех ступеней экспозиции! Чтобы было понятнее: там, где китовый объектив будет требовать ISO 3200, подобный фикс позволит снимать на чувствительности ниже 400 единиц.
Ещё одно преимущество большой светосилы — меньшая глубина резкости. С меньшей зоной резкости можно создать более эмоциональные и интересные фотографии за счет акцентирования внимания на одном из планов и красивого размытия остальных. Использование фикс-объектива способствует развитию творческого подхода к фотографии, поскольку он не только ограничивает выбор сюжетов, но и заставляет больше думать над расстановкой акцентов в кадре.
Какой фикс-объектив выбрать?
В выборе объектива с фиксированным фокусном расстоянием действительно можно сломать голову. В одном лишь диапазоне от 18 до 55 мм их может быть минимум шесть штук! Какой же объектив выбрать? В недалекие пленочные времена большинство фотоаппаратов комплектовалось фикс-объективами с фокусным расстоянием 50 мм или, как его ещё называют, полтинником. Это фокусное считается «нормальным» (то есть обеспечивающим угол обзора примерно равный полю зрения человеческого глаза), и часто более опытные фотографы рекомендуют к стандартному зуму докупать именно его. В этом есть изрядная доля истины.
Классические «полтинники»
Изначально они были универсальным фокусным для полного кадра, и в пленочные времена большинство камер со сменными объективами комплектовались именно такой оптикой. К недорогим 50 мм фикс-объективам относятся Canon EF 50mm f/1.8 II, Sony 50mm f/1.8 (SAL-50F18), Sony 50mm f/1.8 OSS (SEL-50F18), Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor, Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8. Их объединяет то, что все они сконструированы по «классическим» для таких объективов схемам, просты и оптически великолепны.
Но на кроп-матрице (а именно матрицы формата APS-C или даже 4/3” ставятся в большинство любительских камер) они превращаются в умеренные телеобъективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 75 до 90 мм за счет кроп-фактора. Это идеальное фокусное расстояние для портретной съемки средним и умеренно крупным планом. Здесь же на помощь фотографу приходит и приятное размытие фона, которое обеспечивают такие объективы. Так что на кроп-матрице 50-мм объектив — это почти идеальный портретник.
Владельцам неполного кадра перед покупкой объектива 50 мм мы рекомендуем сначала опробовать это фокусное на имеющийся оптике. Выставите фокусное на китовом объективе на 50 мм и оцените угол обзора, поснимайте так день-другой. Если вы не испытываете дискомфорта, то можете смело брать один из недорогих полтинников для своей системы, не пожалеете. В том случае, если такое фокусное расстояние вас ограничивает, вам стоит смотреть, скорее всего, в сторону 35-мм объективов. На любительских зеркалках и беззеркалках с матрицей APS-C такие объективы будут «нормальными», то есть обеспечивающими угол обзора примерно равный углу зрения глаза человека.
«Нормальные» объективы для кроп-камер
К ним относятся Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor, Sony DT 35mm f/1.8 SAM (SAL-35F18), Fujifilm XF 35mm f/1.4 R X-Mount. Сюда же можно отнести и объективы с близким фокусным расстоянием типа Canon EF 40mm f/2.8 STM и Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8. На кроп-матрице все они будут «штатниками» с привычным глазу углом обзора.
Спектр охватываемых ими сюжетов довольно большой, поэтому многие фотолюбители предпочитают именно это фокусное расстояние в своей повседневной практике. Оно позволяет быть как бы далеко, не снимать излишне крупным планом, но тем не менее оставаться в гуще событий. Это особенно актуально в жанровой и стрит-фотографии, в тревел-фотографии и при съемке репортажа. Эти же объективы отлично подойдут для съемки ростового и поясного портрета. Единственное, на что не способен этот объектив, так это вместить в кадр все происходящее вокруг. С этой же задачей справляются умеренные широкоугольные объективы.
Объективы умеренные широкоугольные
Если вы хотите дать людям больше места в кадре, чтобы ваши фотографии «дышали воздухом», передавали атмосферу и окружающее пространство, то ваш выбор — это 35-мм или даже 30-мм объектив на полном кадре или его эквивалент на кроп-матрице. К ним относятся Sony 20mm f/2.8 E (SEL-20F28), Canon EF-S 24mm f/2.8 STM, Nikon 24mm f/2.8D AF Nikkor, Fujifilm XF 23mm f/1.4 R, Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8.
Объективы широкоугольные
Широкоугольные объективы — это ещё одна группа фикс-объективов. Среди ярких представителей этого семейства хочется отметить: Canon EF 20mm f/2.8 USM, Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, Fujifilm XF 14mm f/2.8 R, Sony 16mm f/2.8 E (SEL-16F28), Panasonic 14mm f/2.5 Aspherical.
Несомненным достоинством широкоугольной оптики является её способность передавать динамику на плоскости. Благодаря лучшему раскрытию довольно легко получить выразительные снимки, а игра с точкой съемки лишь усиливает этот эффект. Эти объективы отлично подойдут для пейзажей, архитектуры, спорта и, конечно же, для любителей фотографировать себя на фоне достопримечательностей.
Объективы портретные
Говоря о фикс-объективах, нельзя не упомянуть о классической портретной оптике. К ней относятся недорогие Canon EF 85mm f/1.8 USM и Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor, Olympus 45mm f/1.8; бюджетный Sony 85mm f/2.8 SAM, а также самый современный из портретников Fujifilm XF 56mm f/1.2.
Их всех объединяет высокая светосила, которая создана не столько для съемки при плохом освещении, сколько для создания красивого эффекта размытия заднего плана — боке. Ещё одной характерной чертой портретной оптики является сравнительно большое фокусное расстояние (реальное или эквивалентное). Оно позволяет передать черты лица и тела без оптических искажений, а оптические схемы этих объективов рассчитаны таким образом, чтобы на открытой диафрагме кожа выглядела естественной, более гладкой.
Самое трудное с фикс-объективами — это найти «свое» фокусное расстояние.
Доводов как за, так и против того или иного фокусного можно услышать немало. Все их надо выслушать, но принимать решение стоит лишь исходя из собственных соображений. Умеренно широкий угол в 35 мм на полном кадре долгое время считался своего рода отправной точкой для фотографов. Это фокусное расстояние приобрело популярность из-за того, что позволяет запечатлевать события и людей в их повседневной жизни с точки зрения золотой середины. Если у вас имеется штатный зум, то стоит просто потренироваться. Просто поставьте 28 мм в случае кроп-матрицы или 35 в случае полного кадра и забудьте о том, что у вас есть зум. Со временем у вас, возможно, появится желание сделать угол пошире либо, наоборот, поуже. Таким образом вы сможете подобрать оптимальный для ваших целей фикс-объектив. Второй способ, который также может помочь определиться в предпочтениях, это собрать данные из собственных фотографий с помощью программ анализаторов. Они собирают информацию из EXIF файлов снимков и показывают её в виде графиков. Здесь вы сможете увидеть наиболее часто используемое вами фокусное расстояние.
На этом, пожалуй, стоит и закончить. Мир объективов с фиксированным расстоянием очень богат, но чтобы окунуться в него, вам вовсе не обязательно иметь весь набор. Достаточно владеть всего хотя бы одним фикс-объективом. Вы можете прислушаться к советам бывалых и выбрать «полтинник» или же довериться своему внутреннему голосу и начать смотреть на мир под более широким углом. Каким бы ни был ваш выбор, фиксированный объектив станет незаменимым помощником, изменит ваш взгляд на мир и фотографию в целом.