Качество изображения
Прежде всего отметим тот факт, что разрешение монитора «всего» 1920 x 1200 пикселей. Избалованные смартфонами глаза порой замечают, что плотность пикселей не так уж высока (94 ppi), но при разумной дистанции просмотра это никак не мешает. Разве что в иной программе захочется побольше пространства для панелей инструментов.
Если же перестать считать точки и обратить внимание на общее качество картинки, то можно сказать, что изображение у BenQ SW240 добротное. Например, у него достаточно равномерная подсветка, хотя левый нижний угол слегка выбился из нормы. Но на глаз не заметны «облака» или явные перепады на тёмном фоне.
Углы обзора типично широкие для IPS-матриц. Под большим углом наклона видно некоторое падение яркости и лёгкое смещение цветов, но не более того. При разумном положении монитора относительно глаз пользователя вся поверхность экрана будет выглядеть одинаково, без искажений цветопередачи по краям. Присущий IPS-матрицам Glow-эффект здесь тоже есть, но он выражен довольно слабо и в основном проявляется при взгляде на тёмное поле под большим углом.
Статическая контрастность равна заявленным характеристикам — 997:1. Минимальная светимость не ставит рекордов, но это типичное явление для IPS-матрицы, и при корректной гамме в изображении вполне появляется глубина чёрного. Разборчивость ярких деталей хорошая: самые верхние ступени остаются читаемыми, а вот самые тёмные иногда трудноразличимы, но до полной потери дело не доходит.
Максимальная яркость оказалась не слишком высокой — 256 кд/м2, но благодаря удачному полуматовому покрытию экрана субъективно изображение выглядит достаточно ярким в разных условиях. Если же внешняя паразитная засветка мешает, стоит приобрести опциональный светозащитный козырёк.
Плавность градиентов не вызывает вопросов: сложнейшие переходы выглядят чистенько, без неприятных ступеней. И не важно, что для достижения этого использовали 8-битную матрицу с FRC, ведь главное — результат.
Что касается цветопередачи, то она очень хорошая при правильном подходе, ведь мы имеем дело с монитором, у которого изначально заявлен расширенный цветовой охват. Действительно, его «родная» палитра — Adobe RGB, в которой существенно увеличен диапазон зелёного цвета и сопутствующих оттенков. Поэтому, когда вы просматриваете на нём изображения, созданные под стандартное цветовое пространство sRGB, картинки кажутся «изумрудными» и приукрашенными. Так что режим Adobe RGB лучше оставить именно для тех рабочих процессов, где нужен расширенный цветовой охват.
Кстати, покрытие пространства Adobe RGB практически 100%-ное, с минимальными отклонениями от референса. В свою очередь, мы оценили цветовой охват в самом широком режиме, который характерен для Ultra HD, и получили отличный результат в 96% пространства DCI-P3 — это даже чуть выше заявленного производителем.
Переключив монитор с помощью пары нажатий специальной кнопки в более привычный режим с охватом sRGB, мы получаем весьма точное и естественное изображение для работы с обыкновенными фотографиями и веб-материалами. Приступать к работе можно прямо «из коробки»: в нашем случае точность заводской настройки не вызвала больших нареканий.
На этом возможности монитора не заканчиваются. Как выяснилось, практически все пресеты — Adobe RGB, sRGB, Rec. 709, DCI-P3 — очень грамотно настроены в соответствии с нужными референсами. Здесь учтено, что целевая гамма для HD-видео Rec. 709 — 2,4, а кинотеатральные материалы DCI-P3 должны отображаться в более тёплых тонах, с приглушённой яркостью и гаммой 2,6. Для тех, кому приходится работать с широким спектром задач, разработчики монитора обеспечили правильные настройки под разные сценарии — как в стандартных цветовых охватах sRGB/Rec. 709, так и в расширенных Adobe RGB/DCI-P3.
Всё сказанное выше позволяет утверждать, что монитор BenQ SW240 — модель для настоящих профессионалов, без всяких скидок. Несмотря на меньший, чем у основной массы современных моделей, экран и более низкое разрешение, возможности этого монитора полностью адаптированы для обработки фото и видео с довольно высокой точностью. Причём из доступных сценариев не приходится выбирать лишь один: можно создавать пресеты для любых нужд и переключаться между ними. Это именно та гибкость в работе, которую ожидаешь от действительно профессионального монитора.
Результаты замеров
К монитору BenQ SW240 приложен сертификат с отчётом о заводской калибровке, но подробностей там немного: монитор настраивался прибором Konica-Minolta CA310 под цветовое пространство Adobe RGB. Измеренная цветовая температура — 6449K, гамма — 2,21. По итогам достигнуто среднее цветовое отклонение ΔE (CIE2000) величиной 0,2 и максимальное ΔE=0,58 на некотором наборе тестовых паттернов.
Мы же использовали колориметр X-Rite i1 Display Pro в связке с программами HCFR 3.5.1.4, Palette Master Element и i1 Profiler 1.8.1, чтобы оценить заводскую настройку и выжать из монитора максимум точности.
Заводские настройки
По умолчанию в мониторе выставлен режим Adobe RGB с расширенной палитрой, и он весьма неплох для заводского пресета.
Средняя гамма 2,18 очень близка к референсу. Изображение имеет лёгкий уклон в холодную тональность: цветовая температура выставлена ближе к 6900K, нежели к референсным 6500K, но отклонения ΔE (CIE2000) всё ещё в пределах 3 единиц (среднее — 1,91).
А вот цветовой охват достаточно точно соответствует Adobe RGB, и общую картину хорошо иллюстрируют отклонения ΔE (CIE2000) менее 3 единиц на паттернах ColorChecker 24 при среднем значении 1,37.
Выходит, что, несмотря на наличие некоторых изъянов, наш экземпляр BenQ SW240 был удачно настроен прямо «из коробки» и уже давал достоверное изображение, подходящее и продвинутому любителю, и профессионалу. Стоит понимать, что гонка за минимальными «дельтами» не нужна, если отклонения и так находятся в пределах нормы.
Palette Master Element
Поскольку монитор поддерживает настройку с помощью таблиц пересчёта LUT, то особенно интересно попробовать такую возможность. Для этого используется фирменный софт от BenQ под названием Palette Master Element. Программа поддерживает популярные датчики от X-Rite и Datacolor, и всё, что требуется для начала работы, — это подключить датчик и сам монитор к компьютеру через комплектный USB-кабель.
Palette Master Element позволяет выбрать нужные референсы для настройки: сценарий применения, целевую палитру, желаемую яркость экрана и так далее. В режиме продвинутого пользователя можно сместить точку белого и более детально выбрать параметры гамма-коррекции.
Далее выбираются параметры создаваемого профиля: матрица или LUT, ICC v.2 или v.4, а также набор плашек. От последнего зависит и общая точность, и продолжительность калибровки. Весь процесс идёт неторопливо: несмотря на быстрый датчик, результаты довольно медленно обрабатываются и пишутся в LUT, поэтому на полную настройку уходит пара десятков минут. Для сравнения, i1 Profiler от X-Rite строит профиль раза в два быстрее.
Что же мы получаем по завершении процесса? Программа даёт возможность оценить точность полученного профиля. В нашем случае для Adobe RGB и sRGB она практически не отличалась от полученного с ручными настройками. Более того, после выхода из программы эта точность уже не подтвердилась серией замеров в HCFR: по факту, профиль получился не лучше, а то и чуть хуже настройки монитора «из коробки».
Визуальный контроль это подтвердил: если сначала шкала серого была однородная, то после профилирования в Palette Master Element на ней появились нежелательные перепады и окрашивание. Немного ухудшилась и плавность градиентов. Подобные результаты получались после нескольких попыток и при построении матрицы, и при записи 3D LUT. Выходит, что для профилирования данного монитора всё-таки лучше пользоваться X-Rite i1 Profiler — его результаты построения профилей оказались стабильно лучше и быстрее. Собственный же софт Palette Master Element пока не слишком раскрывает преимущества LUT, хотя с грядущими обновлениями всё может измениться. В конце концов, монитор и так очень неплохо настроен, а ещё лучше — воспользоваться ручкой калибровкой.
Ручная калибровка
Средств калибровки у BenQ SW240 немало: это общий ползунок цветовой температуры, регулировка цветового баланса по трём каналам R/G/B и 6-осевая CMS для управления цветами. За референс мы взяли яркость 120 кд/м2, точку белого D65 (6500K) и цветовое пространство sRGB c линейной гаммой 2,2.
Поскольку с цветовым охватом всё и так хорошо, CMS даже не пригодилась, а чтобы сделать тональность чуть теплее и ближе к D65 (6500K), оказалось достаточно просто спустить «столбик термометра» цветовой температуры до 6200K в настройках монитора в пользовательском режиме.
Оценим результаты этих манипуляций. Гамма практически не изменилась: 2,18 близка к референсной 2,2, средняя цветовая температура — 6500K, а цветовое отклонение ΔE (CIE2000) <1 на всей шкале серого, кроме белого цвета (1,23). Естественно, визуально эти отклонения уже никак не сказываются на изображении.
В цветовом охвате произошли дополнительные изменения после корректировки шкалы серого. Все точки стали ближе к референсу: ΔE (CIE2000) <1 на паттернах ColorChecker 24, единственное исключение — тот же самый белый цвет (ΔE=1,23).
Важно помнить, что итоговый визуальный контроль всё-таки важнее достигнутых цифр. И в данном случае мы получили изумительное, очень аккуратное изображение. Глядя на различные фото, хочется восхищаться проработкой всех тонов и достоверной палитрой. То же самое с видео: всё выглядит на BenQ SW240 достаточно честно и можно выполнять тонкую обработку и цветокоррекцию с уверенностью в получении профессионального результата на выходе.