Вверх

Компактные системные камеры Sony и «неродная оптика»: всё о работе с переходниками

Дата публикации: 01.02.2016

Механические переходники и работа с неавтофокусной оптикой

Неавтофокусная оптика — это самый простой случай работы с переходниками. Подобные адаптеры не обеспечивают электронную связь объектива и фотоаппарата, поскольку сами объективы не содержат никаких электронных компонентов. Всё просто: переходник лишь служит механической проставкой между фотоаппаратом и оптикой. Но и здесь есть некоторые нюансы…

Minolta MC/MD VFC 24mm f2.8 творит чудеса в кадре. Объектив позволяет управлять изгибом плоскости фокусировки. Фотограф может работать не только с размытием по краям кадра, но и с характером боке объектива, изменяя форму бликов на фоне. Адаптер Fotga.

Minolta MC/MD VFC 24mm f2.8 творит чудеса в кадре. Объектив позволяет управлять изгибом плоскости фокусировки. Фотограф может работать не только с размытием по краям кадра, но и с характером боке объектива, изменяя форму бликов на фоне. Адаптер Fotga.

Cкачать RAW

Скажем сразу: почти все попавшие к нам на тест неавтофокусные переходники не вызвали серьёзных нареканий в работе. Все они полностью выполняли свои функции. Среди них были более или менее качественно изготовленные. Но речь здесь идёт скорее о тактильных ощущениях, нежели о влиянии на процесс съёмки. Проблем с фокусировкой на бесконечность не было.

Все эти объективы легко совместимы с Sony Alpha 7. На снимке представлены следующие адаптеры: Hawks Leica M - Sony E Macro Helicoid V5 (на объективе), Fotga PK-NEX и Pentax 67-PK, Metabones Leica M - NEX, Fotga MD-NEX, Fotga OM-NEX, K&F Pentacon to M42 Mount Adapter, Fotodiox PRO Nik(G)-NEX, Kipon T&S M42-NEX.

Все эти объективы легко совместимы с Sony Alpha 7. На снимке представлены следующие адаптеры: Hawks Leica M - Sony E Macro Helicoid V5 (на объективе), Fotga PK-NEX и Pentax 67-PK, Metabones Leica M - NEX, Fotga MD-NEX, Fotga OM-NEX, K&F Pentacon to M42 Mount Adapter, Fotodiox PRO Nik(G)-NEX, Kipon T&S M42-NEX.

Самая большая разница между переходниками была в том, насколько легко или тяжело они устанавливаются или снимаются с байонета камеры, не возникает ли люфтов. Например, туже всего на байонет камеры устанавливались адаптеры Fotga под Minolta MD и Olympus OM. Также удивил переходник Metabones для объективов Leica M. Если на камеру он встал хорошо, то «лейковский» объектив никак не мог зафиксироваться на адаптере, пришлось приложить немалые усилия. А переходник от Fotga под тот же байонет, наоборот, обеспечивал слишком свободную посадку объектива, с люфтами. Повторюсь: эти недостатки не очень приятны, но после установки объектива на камеру работе не мешают.

Тилт-шифт

Отдельно нужно отметить возможность установки на фотоаппарат тилт-шифт переходников. Малый рабочий отрезок фотоаппарата позволяет разместить сравнительно громоздкую механическую конструкцию между байонетом камеры и объектива, созданного для зеркалок.

В нашем случае речь идёт Kipon T&S M42-S/E. Безусловно, стоит он не две копейки, а почти три сотни долларов. Тактильно он очень приятен. Ход подвижных частей плавный. Наклон оптической оси возможен на 12,5 градуса, сдвиг на 15 мм со ступенчатым шагом в 1 мм. Сам адаптер вращается вокруг своей оси, позволяя подобрать оптимальное положение плоскости наклона или сдвига. Вам остаётся лишь выбрать объектив, который подойдёт вам по фокусным расстояниям и обеспечит соответствующую площадь покрытия кадра при сдвиге или наклоне.

Здесь есть некоторые тонкости. Далеко не все объективы имеют соответствующий запас по покрытию площади кадра. Если с наклоном оптической оси особых сложностей не возникает, то сдвиг доступен лишь в сравнительно небольших пределах: для «полтинников» типа Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZS около 6-7 мм. Дальше появляется виньетирование. Это несколько ограничивает возможность такой связки при съёмке архитектуры. Возможным компромиссом могло бы служить использование среднеформатной оптики, установленной на тилт-шифт адаптер через дополнительный переходник. Но и тут возникают проблемы. Сама конструкция адаптера сделана таким образом, что вызывает заметное виньетирование при сильном смещении оптической оси даже со среднеформатной оптикой.

Даже простой вид из окна тилт-шифт способен запечатлеть необычно. Здесь применён объектив Юпитер-9 и тилт-шифт переходник Kipon.

Даже простой вид из окна тилт-шифт способен запечатлеть необычно. Здесь применён объектив Юпитер-9 и тилт-шифт переходник Kipon.

ILCE-7RM2 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 2000, F0, 1/15 с, Unknown экв.

Если ваша цель — художественные снимки с малой глубиной резкости или предметная съёмка с наклоном плоскости фокусировки, то подобный тилт-шифт адаптер будет просто отличным решением. Для архитектурной съёмки лучше выбрать настоящий тилт-шифт объектив от известных брендов (они без проблем встают через соответствующие переходники) или корейского Samyang.

Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* без наклона оптической оси.

Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* без наклона оптической оси.

ILCE-7M2 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 100, F0, 1/60 с, Unknown экв.
Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* с максимальным наклоном оптической оси с помощью тилт-шифт переходника Kipon. Почти вся крышка коробки вошла в резкость.

Снимок сделан объективом Carl Zeiss Planar 1,4/50 XS T* с максимальным наклоном оптической оси с помощью тилт-шифт переходника Kipon. Почти вся крышка коробки вошла в резкость.

ILCE-7M2 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 125, F0, 1/60 с, Unknown экв.
Снимок сделан с помощью тилт-шифт переходника Kipon и объектива Зенитар-М2С.

Снимок сделан с помощью тилт-шифт переходника Kipon и объектива Зенитар-М2С.

ILCE-7RM2 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 160, 1/60 с

Геликоидные переходники

Мастера из восточных стран не дремлют и всячески стараются облегчить и улучшить жизнь фотографа. Например, тайваньская Hawk’s Factory предлагает не просто качественно изготовленный переходник с байонета E на легендарный Leica M, но и расширяет его возможности с помощью геликоида — дополнительного винтового элемента, выдвигающего объектив немного вперёд от плоскости байонета.

В штатном режиме использования геликоид застопорен специальным рычажком. Работает фокусировка в том числе на бесконечность.

В штатном режиме использования геликоид застопорен специальным рычажком. Работает фокусировка в том числе на бесконечность.

Отжав стопор, можно повернуть геликоид на нужный угол, выдвинув таким образом объектив вперед. Фокусировка на бесконечность пропадёт, но минимальная дистанция фокусировки сократится.

Отжав стопор, можно повернуть геликоид на нужный угол, выдвинув таким образом объектив вперед. Фокусировка на бесконечность пропадёт, но минимальная дистанция фокусировки сократится.

Делается это с одной-единственной целью — уменьшить дистанцию фокусировки. Конечно, тех нескольких миллиметров, что даёт геликоид, явно не хватит, чтобы превратить вашу оптику в настоящий макрообъектив. Но порой небольшое уменьшение дистанции фокусировки оказывается весьма уместным. Например, легендарный Leica Summicron 1:2/50 имеет минимальную дистанцию фокусировки 1 метр. Геликоид позволяет сократить её примерно вдвое.

Применение переходника с геликоидом Hawk позволило сократить минимальную дистанцию фокусировки объектива Leica Summicron 1:2/50 примерно вдвое.

Применение переходника с геликоидом Hawk позволило сократить минимальную дистанцию фокусировки объектива Leica Summicron 1:2/50 примерно вдвое.

ILCE-7 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 1000, F0, 1/60 с, Unknown экв.

Кстати, по этому же принципу будут функционировать разрабатываемые сейчас китайским производителем Techart автофокусировочные переходники под неавтофокусную оптику Leica M, о которых мы писали совсем недавно. Камеры Sony умеют управлять автофокусом «неродных» объективов, о чём мы поговорим далее. В разрабатываемом переходнике Techart встроен собственный мотор автофокуса, который будет перемещать неавтофокусный объектив вперёд-назад, обеспечивая наводку на резкость путём изменения рабочего отрезка. Таким образом, появляется возможность постройки автофокусировочных адаптеров для разных неавтофокусных объективов.

Помощь при ручной фокусировке

В полнокадровых беззеркальных фотоаппаратах Sony предусмотрено сразу два способа помощи при ручной фокусировке. И оба работают одинаково как с автофокусными, так и с любыми другими объективами.

Включение функции увеличения фрагмента изображения. В дальнейшем эту функцию можно назначить одной из программируемых кнопок камеры.

Включение функции увеличения фрагмента изображения. В дальнейшем эту функцию можно назначить одной из программируемых кнопок камеры.

Первый способ традиционен для большинства современных фотоаппаратов. Это увеличение фрагмента изображения на экране или в электронном видоискателе. Например, в моём фотоаппарате эта функция назначена кнопке C2 под указательным пальцем. Но этим помощь фотокамеры не ограничивается. Если у вас в руках «семёрка» Sony второго поколения (ILCE-7M2, ILCE-7RM2 или ILCE-7SM2), то во время увеличения снимка будет автоматически включаться стабилизатор изображения, убирая колебания камеры и делая наводку на резкость более комфортной. Увеличенный фрагмент при этом не прыгает по экрану, а буквально замирает.

Включение пикинга в меню

Включение пикинга в меню

Выбор уровня пикинга

Выбор уровня пикинга

Выбор цвета пикинга

Выбор цвета пикинга

Пикинг при ручной фокусировке

Пикинг при ручной фокусировке

Второй способ облегчения жизни фотографу — пикинг фокуса. Эта функция доступна в большинстве современных фотокамер Sony и присутствует во всех «семёрках». При должной сноровке ручная наводка на резкость с пикингом может быть даже быстрее автофокуса! Работает это так: наиболее контрастные области кадра (фактически находящиеся в зоне резкости) подсвечиваются белым, красным или жёлтым цветом. Уровень выделения контуров можно также задать в меню: низкий, средний или высокий.

Выбор увеличиваемого фрагмента

Выбор увеличиваемого фрагмента

Увеличение на экране

Увеличение на экране

На практике такой метод наводки на резкость оказывается намного более оперативным по сравнению с увеличением фрагмента кадра. Для каждого объектива следует выбирать свой уровень выделения контуров. Например, некоторые светосильные объективы, обладающие на открытой диафрагме ярко выраженной мягкостью рисунка, потребуют установки этой настройки на значение «средний» или «высокий». При этом точность наведения на резкость снизится, появятся микропромахи. Если же объектив контрастен и резок от природы, то достаточно будет низкого уровня пикинга. Точность при этом существенно вырастет.

Leica Summicron 1:2/50, установленный через переходник Hawk's Factory. У этого объектива есть свой узнаваемый рисунок, который даже лучше раскрывается в Ч/Б, чем в цвете.

Leica Summicron 1:2/50, установленный через переходник Hawk's Factory. У этого объектива есть свой узнаваемый рисунок, который даже лучше раскрывается в Ч/Б, чем в цвете.

ILCE-7 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 640, 1/60 сCкачать RAW

При работе со светосильной оптикой f/1.2–f/1.4 с мягким рисунком стоит комбинировать оба способа наводки на резкость: при съёмке на открытой диафрагме лучше доверять лишь наводке по увеличенному фрагменту, а на чуть прикрытой диафрагме вполне достаточно будет одного пикинга.

Легендарный, но видавший виды Leica Summicron 1:2/50 даёт интересное боке и очень мягкую картинку. Объектив установлен через переходник Hawk's Factory.

Легендарный, но видавший виды Leica Summicron 1:2/50 даёт интересное боке и очень мягкую картинку. Объектив установлен через переходник Hawk's Factory.

ILCE-7 / ---- УСТАНОВКИ: ISO 1250, F0, 1/60 с, Unknown экв.Cкачать RAW

Отдельно хочется отметить, что удобство работы с пикингом сравнимо с наводкой на резкость по классическому матовому стеклу неавтофокусных зеркалок. Напомню, что до появления автофокуса часто применялось сильное матирование фокусировочного экрана, упрощающее фокусировку, но затемняющее видоискатель. Вы помните, каким тёмным был видоискатель Зенита? Поэтому в автофокусных зеркалках матирование было существенно ослаблено, из-за чего наводка на резкость вручную осложнилась. Компактные системные камеры Sony Alpha 7 — это вторая жизнь для легендарной старой оптики, которая теперь становится такой же удобной в работе, как и раньше.

Дата публикации: 01.02.2016
Комментировать
Главы:12345678
Предыдущая главаДалее «Работа стабилизатора при использовании сторонней оптики»

Sony Alpha A7: Рекомендуемые аксессуары

6f76ca6e c991 4672 b497 4482a04320cf