Содержание
Знакомство с Tokina. Тест Tokina 11-16mm F2.8 PRO DX II
Тест Tokina AT-X 10-17mm F3.5-4.5 DX Fisheye
Тест Tokina AT-X 16-28mm F2.8 PRO FX
Тест Tokina AT-X 17-35 f/4 PRO FX
Тест Tokina AT-X 12-28mm F4 PRO DX
Тест Tokina Reflex 300mm F6.3 MF Macro
Тест Tokina AT-X 100mm F2.8 PRO D Macro
Несмотря на определенную специфику применения, макроообъективы давно снискали почет и уважение у фотографов самых разных жанров. Неважно, чем вы занимаетесь — портретной фотографией, съемкой в путешествиях или непосредственно макросъемкой - всегда хочется уделять внимание мелким деталям, которого сложно добиться при помощи обычных объективов. В работе портретного фотографа я не особо часто пользуюсь подобными линзами, отдавая предпочтение фиксам-портретникам или телевикам с более мягким рисунком (как правило, боке у макрообъективов довольно специфическое), однако тест Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D заставил меня взглянуть на эту оптику под другим углом.
Объектив Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D появился в результате совместной работы с Pentax. Ранее Tokina уже выпускала макрообъективы, но с увеличением максимум 1:2. Последняя же модель от Tokina, выпущенная в 2005 году, имеет уже “взрослый” масштаб съемки 1:1 и активно конкурирует на рынке макрообъективов.
Tokina AT-X M100 принадлежит к профессиональной линейке AT-X Pro, а это значит, что качество оптики и конструкции корпуса на ожидаемо высоком уровне, в чем мы уже успели убедиться из тестов широкоугольных зумов. Металлическая конструкция байонета, корпус из прочного пластика, широкое прорезиненное кольцо фокуса, которое традиционно в линейке AT-X Pro является и переключателем режима фокусировки.
Передний элемент Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D является подвижным (при желании можно использовать поляризационный фильтр). “Хобот” объектива выдвигается вперед на четыре с лишним сантиметра при фокусировке на минимальной дистанции. При этом съемку в масштабе 1:1 можно вести с расстояния около 12,5 см от передней линзы до плосткости фокусировки.
Интересной особенностью этого объектива является так называемый “лимитер” — переключатель с двумя положениями, Full и Limit. Задача его состоит в ограничении минимальной дистанции фокусировки: в положении Full автофокус работает в диапазоне от минимальной дистанции до бесконечности, а в положении Limit вы можете ограничить диапазон только режимом Macro, либо наоборот — исключить этот диапазон при фокусировке, сократив тем самым затрачиваемое на фокусировку время. В качестве еще одного приятного бонуса в комплекте с объективом вы найдете качественную бленду — аксессуар, который редко можно встретить в объективах невысокого ценового диапазона.
Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D обладает “дежурным” для макрообъектива фокусным расстоянием в 100 мм и максимальной светосилой f/2.8. Меньшее фокусное расстояние имеет разве что Tamron 90/2.8 SP Di macro, а чуть большее - Nikon Nikkor AF-S 105 mm F/2.8 G IF-ED VR Micro. Зато рядом притаился абсолютно схожий по параметрам Canon EF 100 mm f/2.8 USM, который уже давно оценили многие любители макро, даже несмотря на своеобразное боке. Посмотрим, каков в работе герой нашего сегодняшнего теста.
Первое испытание для нашего макрообъектива - это… репортаж. Да, явно не свойственное для “макриков” занятие. Однако, как выясняется, задача по событийной съемке вполне по силам Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D. Светосилы объектива достаточно для цепкой автофокусировки при низком освещении.
Скорость автофокусировки высокой я бы не назвал, и это, возможно, единственный недостаток данного объектива. Автофокус может иногда подтормаживать, в этом случае довольно громкий моторчик прокручивает “хобот” туда-сюда, а сам процесс занимает несколько секунд. Здесь помогает лимитер, о котором я уже писал выше — ограничение дистанции фокусировки сразу решает проблему. Тем не менее, при последующей макросъемке я отдал предпочтение ручной фокусировке для большего удобства. Впрочем, так же поступает абсолютное большинство макрофотографов. При съемке со штатива к ручному фокусу быстро привыкаешь, плавный ход кольца позволяет не ошибиться при настройке фокуса.
Получающаяся с объектива картинка способна удовлетворить даже придирчивого до зоны нерезкости портретного фотографа. Потому что Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D дает исключительно приятное, мягкое размытие, которое оценят многие любители портретов. Это несвойственная для макрообъективов особенность: тот же Canon EF 100 mm f/2.8 USM хоть и обладает более быстрым автофокусом, но рисунок с него будет несколько хуже, чем у героя нашего сегодняшнего теста. Кроме того, объектив великолепно работает с контровым светом: контраст в кадре высокий , нет никакой лишней “пелены”, да и цветопередача отменная. Помогает этому отчасти еще и утопленная в корпус передняя линза, которая позволяет добиваться отличной контрастной картинки в сложных условиях освещения даже без бленды.
Глубоко утопленная передняя линза объектива позволяет комфортно работать в контровом свете даже без бленды
Что же, теперь самое время постестировать непосредственно возможности макро. Первое, что попадается мне под руку — это объективы Tokina. Да, обратите внимание на наши предыдущие обзоры широкоугольных зумов: все картинки “экстерьеров” линз Tokina сделаны с помощью именно AT-X M100 F2.8 AF PRO D и накамерной вспышки.
Качество картинки у объектива на высоте: на всех значениях диафрагмы Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D демонстрирует отличную цветопередачу и контраст. После f/16 вполне ожидаемо дает о себе знать дифракция: детализация ощутимо снижается.
Хроматические аберрации на контрастных сюжетах могут дать о себе знать, особенно при съемке на открытой диафрагме. Но за время тестирования они во всей своей красе проявились лишь на одном сюжете.
На открытой диафрагме кое-где могут быть заметны хроматические аберрации
При диафрагмировании хроматические аберрации пропадают
Резюме
Если вы находитесь в поисках качественного макроообъектива, то Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D, безусловно, достойна того, чтобы пополнить ваш арсенал отличной оптики. Этот объектив практически лишен недостатков — он качественно собран и способен делать снимки, которые удовлетворят любого, даже самого требовательного фотографа. Причем не обязательно применять его именно для крупноплановой съемки. Любители съемки портретов оценят качество рисунка этого объектива в зоне нерезкости — боке у этой Tokina AT-X M100 достаточно мягкое. А в путешествии он вполне способен заменить телеобъектив умеренного теледиапазона, позволив акцентировать внимание на отдельных деталях.
Содержание
Знакомство с Tokina. Тест Tokina 11-16mm F2.8 PRO DX II
Тест Tokina AT-X 10-17mm F3.5-4.5 DX Fisheye
Тест Tokina AT-X 16-28mm F2.8 PRO FX
Тест Tokina AT-X 17-35 f/4 PRO FX
Тест Tokina AT-X 12-28mm F4 PRO DX
Тест Tokina Reflex 300mm F6.3 MF Macro
Тест Tokina AT-X 100mm F2.8 PRO D Macro