Содержание
Знакомство с Tokina. Тест Tokina 11-16mm F2.8 PRO DX II
Тест Tokina AT-X 16-28mm F2.8 PRO FX
Тест Tokina AT-X 12-28mm F4 PRO DX
Тест Tokina AT-X 17-35 f/4 PRO FX
Тест Tokina AT-X 100mm F2.8 PRO D Macro
Тест Tokina Reflex 300mm F6.3 MF Macro
Тест Tokina AT-X 10-17mm F3.5-4.5 DX Fisheye
В сегменте широкоугольных объективов фишаи традиционно стоят особняком. Будучи объективами не для всех, эти сверхширики с огромным углом обзора в 180 градусов имеют ограниченную область применения, но часто являются желанным элементом творческой съемки, которым хочется если не обладать, то совершенно точно попробовать.
Tokina AT-X 10-17 F/3.5-4.5 DX NH — единственный “рыбий глаз” в современной линейке японского производителя, причем зум-фишай, поскольку чаще всего такие объективы выпускаются с фиксированным фокусным расстоянием. Несмотря на то, что объектив имеет обозначение DX, то есть может быть использован исключительно камерами с кропнутой матрицей, на самом деле это не совсем так. Обратите внимание на маркировку NH — эта версия не имеет бленды (No Hood), поэтому на длинном конце брюки превращаются… извините, объектив превращается в отличный фишай для полнокадровой зеркалки без всяких виньеток (затемнений) по углам. Если же вы поставите максимально широкий угол на зеркалке, то получите полноценный циркулярный фишай — любители творческих экспериментов, а также авторы панорам будут в восторге!
На полном кадра в положении 10 мм объектив превращается в циркулярный фишай
При ночной съемке черное виньетирование почти не заметно, зато угол обзора составляет 180 градусов почти по всем направлениям
Tokina AT-X 10-17 F/3.5-4.5 DX NH обладает выдающимся экстерьером, несмотря на то, что является одним из самых маленьких объективов в линейке. В первую очередь, вы обратите внимание крышку передней линзы этого малыша — вставка под золото вызывает восхищение и одновременно с этим удивление, ведь этот фишай не принадлежит к профессиональной линейке AT-X Pro.
Под драгоценной крышкой обнаруживается характерная выпуклая линза - особенность, которая, к сожалению, не позволит вам использовать фильтры на этом объективе. Зато инженеры Tokina снабдили переднюю линзу специальным покрытием, которая делает ее устойчивее к влаге и облегчает чистку.
С точки зрения конструктива у Tokina все на высоте: металлический корпус, шкала расстояний, прорезиненные кольца зума и фокуса с плавным ходом.
В данном случае объектив обошелся без фирменного “клатча” — переключения режима фокусировки, поэтому рычажок имеет традиционную форму. Его расположение вплотную к байонету поначалу настораживает, однако на деле оказывается практичным: переключаться между автоматической и ручной фокусировкой очень удобно с помощью указательного пальца левой руки.
Как видно из названия, объектив имеет переменную диафрагму — от минимальной f/3.5 на широком конце до f/4.5 на длинном. Темноват, однако доступная цена в районе 18 тысяч рублей делает его вполне доступным фишаем на рынке. Да, конечно, есть еще и Samyang 8mm f/3.5 AS IF UMC Fish-eye CS II, но стоит учитывать отсутствие у него автофокуса и невозможность зуммировать до широкоугольника на кропе.
Сегодня мы тестируем Tokina AT-X 10-17 F/3.5-4.5 DX на двух зеркалках: Canon EOS 40D и полнокадровой EOS 5D Mark II. Обладателям кропнутых камер от Canon стоит принять во внимание, что угол обзора объектива в их случае будет чуть меньше, чем с остальными зеркалками) и составит 168 градусов на широком угле.
Наша первая остановка — музыкальная студия. Традиционно такие помещения не обладают слишком большими пространствами, поэтому камера с фишаем оказывается с собой как нельзя кстати — фактическая замена модным сейчас видеокамерам GoPro. Например, в кои-то веки я смог запечатлеть весь свой барабанный сет.
Гнутые линии в кадре — обязательная дисторсия любого “рыбьего глаза”, в которой есть определенный шарм. Давайте посмотрим на картинку. Съемка велась со штатива, а объект в кадре неподвижен, поэтому в кадре все красиво и в фокусе, но при ближайшем рассмотрении видна некоторая рыхлость изображения. Дабы развеять сомнения, протестирую линзу на разных диафрагмах, чтобы понять, где же начинается его резкость. Начнем с фокусного расстояния 10 мм:
А теперь посмотрим снимки на разных диафрагмах в телеположении:
Сомнения, к счастью, развеиваются: на открытых диафрагмах на широком и узком концах изображение получается довольно четким, а если объектив прикрыть до f/5.6-f/8, то ситуация совсем исправляется. Кроме того, обращает на себя внимание практически полное отсутствие виньетирования, не характерное для широкоугольных объективов, тем более с такими фокусными расстояними. Приятная сторона оптики, которую смело записываем в плюс Токине.
Выходим на улицу и ищем, что бы такое закрутить и погнуть с помощью нашего чудо-объектива. К сожалению, именно сегодня валит снег, а под ногами слякоть, поэтому в городе мы ограничиваемся гнутыми заборами, воротами, съемкой небольших улочек и портретами.
Широкоугольные объективы, а тем более фишай, сложно назвать портретниками, однако если хочется побаловаться и получить в кадре эффект “комнаты смеха”, то лучше подобного объектива не найти.
Заходим в крупный торговый центр - здесь для нашего сегодняшнего героя настоящее раздолье: море пространства, высокие потолки с колоннами, красиво украшенные и яркие витрины. С помощью фишая осваиваю творческий подход к архитектурной съемке, экспериментируя с композицией и линиями в кадре. Дело это непростое, но увлекательное - такая оптика заставляет думать, искать ракурсы для получения интересных снимков.
Традиционно оптика фишаев страдает от избытка хроматических аббераций. Tokina AT-X 10-17 F/3.5-4.5 DX, к сожалению, не стала исключением — цветные контуры часто видны даже невооруженным глазом. На длинном конце ситуация немногим лучше, однако в любом случае приготовьтесь бороться с абберациями при постобработке. Благо, что современные программные средства позволяют сделать это в считанные секунды.
Выводы
Tokina AT-X 10-17 F/3.5-4.5 DX NH показала себя как полноценный и функциональный зум-фишай, учитывая, что это оптика не для всех и не на каждый день, имеющая свою собственную специфику. Несмотря на некоторые огрехи с резкостью и хроматическими абберациями, тем, кто целенаправленно ищет себе фишай, стоит обратить на этот объектив внимание — в линейке Nikon альтернативы просто нет, а в модельном ряду Canon присутствует дорогущий EF 8-15mm f/4L с ценой, превышающий цену Tokina более чем в два раза. Учитывая довольно узкую область применения подобных линз, переплачивать такие деньги за фишай не видится никакого смысла. Объектив отлично собран, надежен в эксплуатации и будет одинаково интересен как владельцам кропнутых камер, так и хозяевам полнокадровых. _______________
Содержание
Знакомство с Tokina. Тест Tokina 11-16mm F2.8 PRO DX II
Тест Tokina AT-X 16-28mm F2.8 PRO FX
Тест Tokina AT-X 12-28mm F4 PRO DX
Тест Tokina AT-X 17-35 f/4 PRO FX
Тест Tokina AT-X 100mm F2.8 PRO D Macro
Тест Tokina Reflex 300mm F6.3 MF Macro
Тест Tokina AT-X 10-17mm F3.5-4.5 DX Fisheye