Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC
Начать близкое знакомство с линейкой объективов Samyang я решил с модели Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC. Это по-своему уникальный объектив, имеющий аналоги далеко не во всех фотографических системах, к тому же обладающий в разы более низкой стоимостью, нежели фирменные автофокусные объективы.
Как следует из названия, Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC — это широкоугольник с фокусным расстоянием 14 мм. Чтобы окончательно расставить все точки над i, необходимо пояснить: это полнокадровый широкоугольник. Фокусное расстояние 14 мм при установке объектива на камеру с матрицей 24х36 мм обеспечит угол обзора 115.7°. Это меньше, чем у фишай-объективов, но и изображение будет принципиально другим: Samyang 14mm f/2.8 имеет исправленную геометрию и не изгибает пространство в кадре, подобно “рыбьему глазу”.
f/8
В отличие от "рыбьего глаза" искажения геометрии не происходит
Прежде, чем перейти к съемке, рассмотрим объектив поближе. Несмотря на то, что корпус и встроенная бленда — пластиковые, Samyang 14mm f/2.8 получился довольно тяжелым. Весит он немногим более полукилограмма. Сказывается сложная оптическая схема из 14 линз, объединенных в 10 групп. Самая крупная линза — передняя. Именно она во многом определяет габариты всего объектива. Ее диаметр и радиус кривизны настолько велики, что крышка объектива представляет собой не привычный диск с защелками, а пластиковый тубус, надеваемый на бленду.
Объектив оснащен двумя кольцами — ручной фокусировки и ручной установки диафрагмы. Фокусировка возможна от 28 см. Кольцо имеет очень большой и плавный ход — то что нужно для ручной фокусировки.
Ну что же, отправляемся фотографировать? Я еду в Архангельское — потрясающе красивый парк в Подмосковье. Казалось бы, зачем на парковых просторах сверхширокоугольник? Но из-за огромного угла обзора и своеобразных перспективных искажений этот объектив позволяет получать в кадре просто потрясающую передачу пространства: огромное небо с разлетающимися в стороны облаками.
Даже небольшой наклон камеры провоцирует сильнейшие перспективные искажения. Про это нужно помнить всегда, когда в руках у вас — широкоугольный объектив. Эту особенность Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC я использую как творческий инструмент. Мне нравятся снимки с такими искажениями, они смотрятся необычно.
Но все же главное достоинство 14-мм объектива — в возможности вместить в один кадр все то пространство, которое невозможно охватить ни одном другим объективом. В полной мере я почувствовал это, снимая в тенистой галерее из живых растений. Довольно узкое пространство в жизни, на снимках выглядит огромным залом.
За вторым примером мне не пришлось ходить далеко: совсем рядом над оврагом стоит полуразрушенная ротонда. Мне очень хотелось снять ее вместе с мостом, но с другими объективами это сделать не удавалось, или же снимки выглядели не достаточно эффектно. Главная сложность при съемке была — соблюсти наклон камеры, чтобы не появилось сильных искажений.
Кстати, по этим кадрам можно не только оценить угол обзора объектива, но и сделать вывод о двух его других характеристиках: об уровне хроматических аберраций и о возможности держать контровый свет. Безусловно, сильно выпуклая передняя линза при определенных условиях ловит блики. Когда солнце в кадре, от них не застрахован ни один широкоугольный объектив. Но стоит чуть перестроить кадр, и блики исчезают. При этом высокий контраст по всему полю кадра сохраняется при любом освещении. Контровой свет объектив держит очень хорошо. С хроматическими аберрациями ситуация весьма позитивная: даже на периферии кадра они практически не заметны. И что самое приятное: самые мелкие ветки деревьев не съедаются аберрациями.
f/8
Даже на периферии кадра не заметно хроматических аберраций
f/4
В контровом свете контраст изображения не падает
Раз уж речь зашла о технической стороне вопроса, то самое время оценить резкость объектива на разных диафрагмах. Вопреки расхожему мнению о нерезкости сверхширокоугольников Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC радует глаз даже на открытой диафрагме. Обратите внимание на клумбу на переднем плане. Детализация достаточно высокая, чтобы разглядеть каждый цветок. Естественно, с уменьшением отверстия диафрагмы растет и резкость снимков. На f/4 результат еще лучше.
Оптимальный же на мой взгляд результат получается при f/8. Кстати, на этом сюжете в резкости при f/8 оказывается и задний план пейзажа. По нему можно ценить высокую детализацию в углах снимка.
Если же вы предпочитаете снимать на открытой диафрагме, то имейте в виду: Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC сильно виньетирует изображение при f/2,8. Для меня это не столько недостаток, сколько еще один мощный творческий инструмент: можно акцентировать внимание зрителя на центре кадра, притемнять углы. При f/4 виньетирование значительно ослабевает, а при f/8 от него не остается и следа.
f/2,8
На открытой диафрагме присутствует заметное виньетирование
Не совсем профильное использование широкоугольника — крупноплановая съемка. Но я не могу удержаться, чтобы не сделать несколько таких кадров. Опять же, малое фокусное расстояние объектива позволяет получить не совсем привычный рисунок дальнего плана. Он сильно отодвинут назад, в кадре появляется простор, которого не было даже в реальной жизни. А передний план эффектно выделяется. Съемка возможна со сравнительно малого расстояния, всего 28 см от плоскости матрицы. А от передней линзы — и того меньше.
Ну и самый животрепещущий вопрос: насколько комфортно в век всего автоматического снимать без автофокуса? После сравнительно долгой съемки на Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC заявляю: комфортно. Здесь на руку фотографу огромная глубина резкости, которую обеспечивает этот объектив. Промазать с резкостью можно, но нужно постараться. Для съемки половины сюжетов я вообще не пользовался фокусировкой через видоискатель. Кольцо фокусировки имеет шкалу расстояний. Ей я чаще всего и пользовался: устанавливал приблизительное расстояние до объекта еще до съемки, а затем фотографировал. Процент брака из-за промаха в фокусировке был ничтожно мал.
Подведем итог?
Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC — самый доступный на сегодняшний день сверхширокоугольник для полнокадровой зеркалки. Более того, фирменных аналогов у него не так уж и много. Если на них у вас денег не хватает (а стоят они действительно дорого), то обратите внимание на Samyang 14mm. Оптическое качество у него явно выше цены: высокая резкость, крайне низкий уровень хроматических аберраций, отличный контраст даже при контровом свете. Единственным неудобством может оказаться ручная фокусировка и ручная же установка диафрагмы. Но практика съемки показала, что с фокусировкой все оказывается намного проще, чем кажется: благодаря большой глубине резкости объектив прощает даже самые грубые промахи при наведении на резкость. Одним словом, Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC— объектив из серии “must have” для пейзажных и интерьерных съемок, а также для творческой фотографии.