Фотоаппарат в работе
Скорость работы
Теперь, когда с конструкцией камеры мы разобрались, я предлагаю ознакомиться с формальными тестами на скорость работы, а также с описанием интерфейса новинки.
Итак, включение. Несмотря на цену, как у профессиональной зеркалки, по скорости включения RX1 куда ближе к более бюджетным моделям: после переключения селектора должно пройти около 1 секунды, прежде чем фотоаппарат сделает снимок. Впрочем, на этом “тормоза” заканчиваются. Никаких подвисаний в работе DSC-RX1 замечено не было.
Sony Cyber-shot DSC-RX1 может снимать непрерывную серию со скоростью 5 кадров/с (с приоритетом скорости, то есть без обновления изображения на дисплее). В формате cRAW+JPEG объем непрерывной серии составляет 10 кадров. Цифра небольшая, больше характерная для зеркалок и беззеркалок средней ценовой категории…
Если же переключиться в JPG, то объем серии составит уже 17 кадров. Дальнейшая съемка возможна с пониженной до 1-2 кадров/с скоростью. Это зависит от установленной карты памяти. Данные результаты были получены с картой памяти со скоростью записи 30 МБ/с.
Важно отметить два момента. После съемки серии нет никаких ограничений доступа к функциям, кроме просмотра снятых кадров (вполне логично, что во время записи из буфера на карту снимки посмотреть нельзя). Если же вы хотите при серийной съемке моментально контролировать результат, то придется отказаться от приоритета скорости и снимать с частотой 2,5 кадра/с. Тогда в паузах между снимками на экране будет появляться изображение.
Фокусировка
Sony Cyber-shot DSC-RX1 стала первой полнокадровой компактной камерой в мире. Более того, она стала первой полнокадровой фотокамерой, у которой реализован лишь контрастный автофокус (нет даже столь популярных сейчас датчиков фазовой детекции на матрице). Напомню, что контрастный автофокус есть в полнокадровых зеркалках, но он редко применяется фотографами из-за своей медлительности. Большинство предпочитает все же использовать быстрый фазовый автофокус. Поэтому неудивительно, что после выхода Sony Cyber-shot DSC-RX1 многие усомнились в эффективности системы автофокуса этой камеры.
Начнем с покадрового автофокуса. По скорости фокусировки камера однозначно проигрывает своим конкурентам из системы micro 4/3. Sony Cyber-shot DSC-RX1 почти всегда пытается прогнать объектив от бесконечности до МДФ и лишь после этого поймать цель. Зато с цепкостью как правило проблем не возникает: если объект находится в пределах возможной дистанции фокусировки, камера на нем рано или поздно сфокусируется. Справедливости ради нужно отметить, что проигрыш в скорости фокусировки вполне закономерен: все-таки глубина резкости у Sony Cyber-shot DSC-RX1 куда меньше, чем у ее беззеркальных собратьев: свою роль играет большая матрица со светосильным объективом.
Традиционно неплохо реализован следящий автофокус. Подобную реализацию мы видим во всех камерах Sony последних лет. Достаточно указать камере объект в центре кадра нажатием на центральную кнопку навипэда, и она начнет за ним следить.
Разработчики не обошли вниманием и любителей ручной фокусировки. В меню можно включить увеличение выбранного фрагмента изображения при вращении фокусировочного кольца объектива. Время показа фрагмента также задается в меню.
В разных источниках фигурирует противоречивая информация о наличии пикинга при ручной фокусировке. Мы решили расставить все точки над i в этом вопросе. Да, пикинг есть. Он включается в меню, там же можно выбрать цвет отображения контрастных границ и настроить чувствительность. Это здорово, но по факту пикинг работает только на увеличенном фрагменте изображения, что практически сводит на нет его применимость на практике. Например, в SLT-A99 было очень удобно фокусироваться по видоискателю камеры вручную, используя пикинг на целом кадре. Будем надеяться, что в Sony Cyber-shot DSC-RX1 мы столкнулись с простой недоработкой, и она будет исправлена в последующих версиях прошивки.
Что касается зоны фокусировки, то ее можно выбирать вручную, в том числе меняя ее размер. Все как в камерах NEX. Для этого нужно нажать центральную кнопку навипэда, а лишь затем переместить зону фокусировки по экрану. К сожалению, недостаточно оперативно. Непонятно, почему разработчики не реализовали прямой выбор зоны фокусировки?..
Интерфейс
Очень часто в принципиально новых камерах применяются принципиально новые концепции управления. Так было, например, с Fujifilm X100 или Canon EOS M. При разработке Sony Cyber-shot DSC-RX1 инженеры решили не изобретать велосипед, позаимствовав лучшее у предыдущих моделей Alpha, NEX и Cyber-shot, а также кое-что у конкурентов. Начнем с последнего.
Очень похожую на Sony Cyber-shot DSC-RX1 реализацию установки диафрагмы при помощи отдельного квазимеханического кольца на объективе мы видели в последних камерах Fujifilm. Там же мы уже встречали отдельный диск для введения экспокоррекции. Но тут упрекнуть инженеров Sony в плагиате уже нельзя: все же первыми на отдельный барабанчик экспокоррекцию в цифровой камере начали вешать разработчики KonicaMinolta, фотоподразделение которой впоследствии отошло к Sony.
Подобные органы управления лишь на первый взгляд кажутся архаичными. Для опытного фотографа (а ведь именно на них рассчитана Sony Cyber-shot DSC-RX1) они очень удобны. Параметры съемки можно менять вслепую, а для их контроля достаточно мимолетного взгляда на камеру.
Не совсем понятно для чего, но инженеры наградили RX1 сразу двумя управляющими дисками! Один находится под большим пальцем, второй — это кольцо, окружающее навипэд. Дополнительные функции на эти диски повесить нельзя (может, такая возможность добавится в последующих прошивках?). Они годятся лишь для навигации по меню и подменю. Верхний диск также служит для сдвига экспозиции в программном режиме или установки выдержки в режиме S.
При кажущемся малым количестве кнопок Sony Cyber-shot DSC-RX1 позволяет получить доступ сразу к пяти функциям на выбор пользователя за одно нажатие. Другими словами, Sony Cyber-shot DSC-RX1 имеет целых пять программируемых кнопок: C под указательным пальцем, AEL и кнопки навипэда влево, вниз и вправо. Список функций довольно обширен, выбрать есть из чего.
Вообще после настройки камеры под свою собственную специфику съемки ее управление можно охарактеризовать как очень оперативное. Исключение, как я уже писал выше, — невозможность прямого выбора точки фокусировки.
По аналогии с другими камерами Sony, в RX1 есть и быстрое экранное меню, и возможность выбора отображаемой на дисплее информации.
Основное меню
Некоторые особенности
Выше я писал, что Sony Cyber-shot DSC-RX1 получился не совсем обычным фотоаппаратом. И всяких особенностей у него хватает. Начнем с затвора. Он расположен непосредственно в объективе сразу за диафрагмой. В силу ряда технических причин длина выдержки имеет некоторые ограничения. На открытой диафрагме минимальная выдержка составляет 1/2000 с, при f/4 — 1/3200 с, и лишь при f/5,6 камера выходит на заявленную в спецификации минимальную длину выдержки 1/4000 с. Зато синхронизация со вспышкой возможна во всем диапазоне выдержек.
Перед съемкой диафрагма закрывается до установленного фотографом значения. Это очень удобно с точки зрения оценки будущего кадра. На дисплее вы сразу видите и глубину резкости, и возможные блики. Но если вы снимаете при недостаточном освещении, сильно закрытая вами диафрагма может негативно сказаться на скорости фокусировки.
Для любителей крупноплановой съемки предусмотрен режим псевдомакро. Включается он поворотом кольца на объективе. Диапазон фокусировки камеры при этом сокращается до 20-35 см. Но зато можно снять какой-то предмет крупным планом, эффектно размыв фон.
Кнопка спуска Sony Cyber-shot DSC-RX1 имеет резьбу для установки механического спускового тросика. Эй, кто еще не успел выбросить тросик на помойку вместе со сломанным “Зенитом”? Ретро-технологии — это здорово, но гнезда для электронного тросика в камере я не нашел. Можно предположить, что он подключается через USB-разъем, но подобных аксессуаров на официальном сайте Sony не представлено.
Зарядка Sony Cyber-shot DSC-RX1 реализована по аналогии со всеми остальными камерами линейки Cyber-shot — через USB-кабель. При работе с несколькими аккумуляторами (а RX1 кушает их с большим аппетитом) придется отдельно докупать внешнее зарядное устройство.
Sony Cyber-shot DSC-RX1 не имеет встроенного стабилизатора изображения. Для 2013 года это звучит немного непривычно, но это факт (лишь при видеосъемке возможна цифровая стабилизация). Хорошо это или плохо? После недели съемки на RX1 я могу сказать: хорошо. Во-первых, светосильный объектив и малошумная матрица позволяют без проблем снимать даже в очень плохих условиях освещенности. А во-вторых, не рассчитывающая на работу стабилизатора автоматика старается не ставить слишком длинные выдержки. Даже если света не хватает, RX1 до последнего поднимает ISO и пытается удержать выдержку в пределах 1/80 с. Для большинства сюжетов это в итоге оказывается оптимальным решением. Однако жаль, что в меню нельзя корректировать программную линию автоматики, как это сделано в камерах Nikon и Pentax, например.
Дополнительные функции
Sony Cyber-shot DSC-RX1 унаследовала от своих сородичей с байонетом E и A множество дополнительных функций. Реализация съемки панорам, HDR, режима “Эффект рисунка” ничем не отличается от того, что мы видели, например, в Sony NEX-5R. Также есть многокадровое шумоподавление (напомню, в NEX-5R оно доступно в виде платного приложения).
Видеовозможности аналогичны топовым камерам серии Alpha. Съемка возможна с разрешением до 1920х1080 при частоте до 60 кадров/с. Автофокус сохраняет свою работу при съемке, но его скорости недостаточно для динамичных сцен (он работает плавнее, чем при фотосъемке). Есть возможность записи звука при помощи внешнего микрофона.