Страница 1
1. Введение
2. Широкоугольный объектив в городе, или Расширяем кругозор
3. Фикс-объектив в путешествии. Брать или не брать?
4. Зеркалка или компакт? Что взять в путешествие?
5. Карманный фотоаппарат. На что он способен?
6. Суперзум в путешествии. Один за всех!
7. Вспышка в путешествии. Яркие идеи
Если вы нашли на бескрайних просторах Интернета эту статью, то наверняка не раз посещали различные фотофорумы и, конечно, встречали там мнения тех, кто считает, что объектив с фиксированным фокусным расстоянием — неотъемлемый атрибут профессиональной фотографии. Что ж, отчасти дело обстоит именно так. Оптическая схема фикс-объектива значительно проще схемы зума. Меньше линз — меньше искажений. Да и светосила у «фиксов», как правило, значительно выше, чем у зумов. Результат — превосходное качество изображения. Но все это — прописные истины. Мы же решили взглянуть на проблему с другой стороны: насколько удобно, а главное — целесообразно использовать фикс-объективы в путешествии?
Для своей поездки в Санкт-Петербург мы взяли почти все из модельного ряда зеркальной фототехники Samsung. В фоторюкзаке нашлось место и для двух «фиксов»: Schneider-Kreuznach D-Xenon 100/2.8 Macro и Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2. Вот вам и первое преимущество таких объективов: если D-Xenon 100/2.8 Macro еще как-то сопоставим по размерам с самыми маленькими зумами, то D-Xenogon 35/2 — это просто воплощение компактности. Половину путешествия он провел в кармане куртки, не причиняя никаких неудобств.
Поездка на выходные из Москвы в Питер является в некоторой степени культовым мероприятием для московской молодежи. Едва ли среди наших читателей-москвичей найдется человек, который никогда не совершал подобного путешествия в Санкт-Петербург (или Ленинград — кому как нравится). Вечером сесть на поезд в одной столице, чтобы утром проснуться в другой…
Первым местом, которое посещают туристы, часто бывает даже не гостиница, а какое-нибудь уютное кафе. Необыкновенно приятно разбавить утренний питерский туман чашкой горячего кофе. А расслабившись, можно наконец-то расчехлить фототехнику. Приглушенный свет, уютный интерьер — грех не сделать пару кадров. Но ни один зум из нашего комплекта не способен обеспечить достаточно короткую выдержку при таком скудном освещении. Без высокой светосилы здесь никак не обойтись. Поэтому мы устанавливаем на камеру Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2.
Пара «пристрелочных» кадров — и менять объектив уже не хочется. Фокусное расстояние для «полукадровой» зеркалки — просто идеальное. Кто снимал на пленочные камеры с 50-миллиметровым объективом, тот нас поймет. Угол обзора у D-Xenogon 35/2 на Samsung GX20 почти такой же, как у классического «полтинника» на полном кадре. А высокая светосила позволяет получить маленькую глубину резкости, отделив объект съемки от фона. Причем не просто отделив, но и создав эффектное размытие на заднем плане, которое называется столь популярным ныне японским словом «боке». Так вот, с боке у D-Xenogon 35/2 все в порядке: оно потрясающе пластичное и мягкое. Если это входит в ваши творческие планы, объектив может «увести» в размытость почти всю снимаемую сцену, оставив в пределах глубины резкости лишь один маленький участок.
К сожалению, при съемке на улице Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2 значительно уступил в удобстве зумам. Почти все время возникало желание что-нибудь приблизить или отдалить. А «кадрировать ногами», подходя ближе или отходя дальше, в условиях города удается далеко не всегда. Бывает, что до объекта съемки просто не дотянуться из-за малого фокусного расстояния, а порой что-то безумно красивое упрямо отказывается помещаться в кадр, когда сзади в спину упирается ограда городского парка. Иначе говоря, выбор сюжета для съемки жестко ограничен.
Естественно, получив искреннее удовольствие от красивого и ровного боке, мы попробовали применить объектив для съемки портрета. Но не тут-то было. 35 миллиметров — явно не портретное фокусное расстояние. Из-за искажений перспективы лицо человека на фотографии неестественно вытягивается. Впрочем, возможно, Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2 отлично подойдет для портретов в полный рост.
Так уж получилось, что в нашем путешествии Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2 была отведена роль палочки-выручалочки, когда света для остальных объективов было недостаточно. Впрочем, во многом это объяснялось и некоторой избыточностью нашего фотокомплекта. Хотелось попробовать все. Однако, не имея полноценного широкоугольника и длиннофокусного объектива, брать в путешествие лишь Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2 мы бы не рискнули. Хотя по резкости и красоте размытия заднего плана этот объектив даст неплохую фору большинству зумов.
Благодаря высокой скорости фокусировки Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2 нам удалось применить его и при съемке местной питерской фауны. Об этой фотосессии речь пойдет в материале, посвященном вспышкам.