Где вы родились и где живете сейчас?

Родился я в Казахстане. По окончании школы покинул родной дом. Сейчас я живу в г. Ногинске, Московской области.

Кто вы по образованию?

Образование у меня высшее. В свое время я закончил военное училище и попал в Ногинск по распределению. Служил какое-то время, потом уволился. А в дипломе у меня стоит специальность инженера-математика и программиста.

А фотографией когда начали увлекаться?

Увлекаться начал еще в школе. Не было ни кружка, ничего. Я жил в селе, и ко мне само пришло желание пофотографировать. В какой-то момент появился первый фотоаппарат, фотоувеличитель и все сопутствующие аксессуары. Тогда не было компьютеров, все нужно было делать своими руками. Мне просто было интересно, и интерес держался до тех пор, пока я не ушел из армии. Потом началась эпоха бизнеса 1990-х–начала 2000-х. Вот тогда фотография полностью ушла из моей жизни, у меня были максимум разве что мыльницы, на которые я снимал семейные события для себя на любительском уровне. А осознанно я вернулся в фотографию, уже цифровую, лет 10 назад. У меня на тот момент была зеркальная камера, и друзья попросили поснимать свадьбу их дочери. Я поснимал, мне это настолько понравилось, что я начал заниматься свадебной фотографией профессионально. Я всегда любил фотографировать людей, а события такого плана как свадьба для меня словно бальзам на душу: кроме материального удовлетворения я получаю еще и моральное, психологическое. Просто мне этот процесс очень нравится. И если какое-то время у меня нет свадеб, обычно в несезон, появляется хандра — не от отсутствия работы, а от того, что нет таких ярких событий.

Расскажите о первой камере, на которую вы снимали свадьбу.

Это был случайный вариант, Nikon D70s. В свое время я подсел на камеры Pentax, и мою первую зеркальную камеру этой марки украли. С Nikon я расстался в тот же год, в который снял первую свадьбу. Мне, если честно, не нравится цветопередача Nikon, так что вот уже около 10 лет я снимаю на Pentax. Сейчас у меня две камеры Pentax — полнокадровая Pentax K-1 с объективом Pentax D FA 24-70mm f/2.8 ED SDM WR и кроп Pentax K-5 IIs c объективом Pentax SMC DA 16-50mm f/2.8 ED AL (IF) SDM. Для съемки портретов я использую объектив Pentax SMC DA 60-250 mm f/ 4 ED (IF) SDM или PENTAX-D FA* 70-200mm. Этой техники мне хватает для выполнения моих съемочных задач. Некоторые пользуются фиксами, но, на мой взгляд, снимать свадьбы на фиксы тяжело. Либо приходится часто останавливать процесс и менять объективы, либо должны быть ассистенты, которые носят фототехнику, меняют оптику и подают камеры. Поскольку я работаю один, мне зум-объективы более удобны.

В детстве вы снимали на пленку. Сейчас нет желания поснимать на пленочную камеру?

Если честно, нет. Пленка была на самом начальном этапе, когда я снимал как любитель, для себя. А профессиональных съемок на пленку у меня нет и ностальгировать мне в профессиональной жизни не о чем. Нет тяги к старому. Я вернулся в фотографию в цифровые времена, и мне ближе цифровая съемка и обработка, особенно если учитывать специальность, которую я получил в вузе. Некоторые говорят про магию зерна, магию пленки, но меня эта магия не зацепила.

Вы обрабатываете свои снимки и вообще любите это процесс?

Меня часто про это спрашивают. Конечно, обрабатываю. Вопрос в том, кто что понимает под обработкой. Некоторые понимают под этими словами привнесение художественных эффектов в изображение: бликов, туманностей и пр. На мой взгляд, это уже не фотография, это художественная работа. Я занимаюсь больше фотографией. Я знаю как правильно расположить объект, как правильно выставить свет. Но после съемки все фотографии обрабатываются в любом случае. Бывают нюансы, пересветы или недосветы на снимках из-за того, что свадьба — это динамичное событие и приходится быстро менять ракурсы. Такие недочеты надо обязательно устранять. И цветокоррекцию я делаю обязательно. Свадьба должна быть выдержана в едином стиле, цветовом ключе. Бывает, что часть кадров имеет холодный тон, а часть теплый, но заказчик об этом не должен догадываться. Он хочет получить красивые фотографии, а как это сделано, его не должно волновать.

Дефекты кожи тоже устраняете?

Конечно, это тоже обязательно, особенно на поясных и крупноплановых портретах. Мало людей с идеальной кожей. Это праздник для меня, если попадется хороший визажист, который сделает макияж так, что потом не нужно будет ретушировать лицо. Конечно, бывают крупные дефекты, которые трудно скрыть, но мелкие хорошо бы изначально убирать с помощью макияжа. Естественность — это хорошо, но неровный тон лица и мешки под глазами, например, выглядят на фото непрезентабельно. Потом уходит много времени на исправление ошибок, которых можно было бы избежать на стадии подготовки к фотосессии. Хорошо, когда невесты и их визажисты это понимают. Я очень радуюсь, когда нахожу понимание в этом вопросе. Работа по ретуши рутинная, кропотливая и трудная. Но назвался свадебным фотографом, будь добр предоставить качественные фотографии в любом случае.

Сколько обычно фотографий отдаете молодоженам?

На количество влияет множество факторов. Во-первых, желание молодоженов фотографироваться. Во-вторых, длительность дороги между пунктами назначения (домом, ЗАГСом, парком и рестораном) — в это время много интересных кадров не сделаешь. В–третьих, разнообразие программы банкета. Обычно я отдаю от 800 до 1500 фотографий.

И все эти фото вы обрабатываете?

В целом да. В меньшей степени я обрабатываю банкетные фото и групповые фото. А все остальные, особенно портретные снимки с молодоженами — в обязательном порядке.

А на каком носителе обычно отдаете свадьбу? Флэшке? Или может быть печатаете фотокниги?

Обычно это флэшка. А также печатаю некоторое количество фотографий по выбору молодоженов. Кроме того, перед тем, как отдать свадьбу, я также согласовываю материал с молодоженами, и если им что-то не нравится, переделываю. Фотокниги пока не печатаю.

Вы все кадры отдаете? Или сами предварительно отбираете снимки?

Я отдаю все фотографии кроме откровенного брака, который идет в корзину сразу. Что касается дублей, то также отдаю их все. У меня часто бывает так, что мне нравится один дубль, а молодоженам другой, причем разница может быть незначительная: немного другой наклон головы или взгляд. Но самих дублей я делаю не много, в основном это относится к групповым фото, где трудно бывает достичь согласованности движений большого количества людей.

В какой программе любите обрабатывать фотографии? Свадьба как правило требует пакетной обработки. В Lightroom?

В последний год я пользуюсь таким алгоритмом: сначала отбираю материал в Adobe Bridge (на удивление он работает быстрее, чем Adobe Lightroom), затем делаю «проявку» в Lightroom, а нюансовую цветокоррекцию и ретушь — в Adobe Photoshop.

Вы снимаете только свадьбы? Или может быть что-то еще, портреты?

Портреты я снимаю в основном во время банкета. Мне нравится делать снимки гостей. Отдельно портретной съемкой не занимаюсь. Иногда снимаю беременных, корпоративы, венчания, крестины. Но больше, конечно, свадьбы. Они мне нравятся больше всего. Хотя венчания тоже очень нравятся.

В храмах очень свет обычно очень красивый.

В храмах освещение очень разное: бывают и хорошо освещенные церкви, а бывают и темные. Но я уже приноровился и снимаю все и везде со вспышками: и в помещении, и на улице. Поэтому изменения света мне не столь принципиальны.

При такой фотографической рутине откуда черпаете вдохновение?

В съемке свадеб очень много шаблонной работы, которая, безусловно, периодически выматывает. Я снимаю очень много в Москве и Московской области и все города, места и достопримечательности уже хорошо знаю. По некоторым я прохожу 3-4 раза в год. У меня есть любимые ракурсы, но иногда я ищу новые точки съемки — но это происходит для себя, так как для каждой пары их фотографии всегда уникальные. А вдохновение я беру от людей. Когда я вижу, что молодожены и гости желают фотографироваться, понимают, что они пригласили фотографа разделить с ними и запечатлеть праздник жизни, когда вижу от них эмоциональную отдачу, я получаю удовольствие и черпаю в этом силы. В этом году у меня была пара случаев, когда молодожены пригласили меня поснимать свадьбу и говорили: «А можно без нас как-нибудь обойтись?». В этом случае вдохновению браться неоткуда. Но так как мою работу оплачивают, я всегда стараюсь выкладываться на максимум. Съемка свадьбы — это не только труд фотографа, но и труд заказчика. Обоюдный процесс.

Что вы предпочитаете: постановочную или репортажную свадебную фотографию?

Свадебная съемка подразумевает и репортажную, и постановочную фотографию. Процесс регистрации, банкет – это в основном репортаж, но даже в эти процессы я вношу постановочные элементы. Предварительно провожу консультации с молодоженами о то что и как делать, в те моменты, когда я не могу подсказать. Прогулка – это в основном постановочная фотография. К сожалению, большинство людей вообще не знают, что делать во время фотосессии, их нужно направлять, ставить.

Есть ли у вас отработанные позы, ракурсы, в которые вы ставите молодоженов и их гостей?

Это удача, если люди знают как встать, как наклонить голову, как себя преподнести, — и это обычно невесты. А в целом это редкое явление в моей работе. Так что да, определенное количество поз и ракурсов в арсенале у меня имеется, причем приходится рассказывать и показывать, что делать. У женихов очень часто встречается каменное выражение лица. Мне попадаются в основном люди скромные, которые стесняются перед незнакомым человеком, даже фотографом, которого они видели до этого один раз перед свадьбой. Приходится даже психологом быть, чтобы убрать скованность. Некоторых сложно бывает даже развернуть влево-вправо, люди не понимают, что от них хотят. Приходится приложить немало усилий в процессе общения, чтобы разбить эту стену непонимания.

Как вас находят заказчики?

Большинство моих заказов идут с сайта gorko.ru, на котором я зарегистрирован с 2012 года, поэтому у меня очень много заказов в Московской области, я был почти во всех городах области. Также в плане заказов работает сарафанное радио.

Обсуждаете ли с молодоженами детали свадебной съемки заранее?

Когда я встречаюсь с молодоженами перед свадьбой, я часто помогаю разработать им весь сценарий свадьбы: куда и во сколько поехать, пытаюсь донести и распланировать все нюансы, которые будут происходить в течение свадебного дня. Очень часто приходится буквально подсказывать молодоженам, что нужно взять с собой для получения красивых снимков: например, плед для сидения на траве или стеклянные бокалы для шампанского. Многие даже об этом не задумываются.

Есть ли у вас любимое место для съемки свадьбы?

Таких мест много. Но есть одно самое любимое — село Воскресенское Ногинского района. Место небольшое, 50х100 метров, но там можно занять молодоженов на целых полтора часа и сделать разноплановые кадры. Там все очень красивое.

Опишите, как вы видите идеальную свадьбу.

Лучшая свадьба для меня — найти полное взаимопонимание с молодоженами. Чтобы они прислушивались ко мне, ко всем моим рекомендациям и советам, а я к ним. Место съемки особой роли не играет. В любом приличном месте можно снять хорошие фотографии, а вот быстрый контакт, понимание с полуслова, отзывчивость, отдача и доверительное общение дорогого стоят. Бонусом будет приятный нескучный банкет. И чтобы еще не курили каждые пять минут. Курение очень отвлекает от процесса съемки.

Если часто курят, может, использовать сигаретный дым как антураж? Кстати, вы используете реквизит?

Дым трудно организовать и он создает паразитный цветной тон на фото, а также быстро исчезает. Я вообще не сторонник что-то дополнительное помещать в кадр: надписи, разные усы, тот же дым. Конечно, если молодожены просят, я обязательно сделаю такие кадры. Но трудно сделать много разных снимков с теми же надписями. А закупать и носить реквизит ради двух-трех снимков, особенно при учете, что у меня с собой всегда много фототехники, довольно муторно и к тому же затратно. Я за красивые естественные фотографии.

Вы обычно снимаете весь свадебный цикл: сборы невесты, выкуп, ЗАГС, прогулку, банкет, — или берете только определенные этапы?

Чаще всего я беру полный цикл. Но когда я договариваюсь о съемке, я не регламентирую этапы, а мы определяем временной промежуток съемки. И что туда попадает — то и будет в конечном итоге на снимках.

Сборы жениха снимаете?

Очень редко. Обычно люди либо экономят, и сборы жениха выпадают из временного промежутка, в который я снимаю, либо женихи не хотят сниматься, так как считают, что снимать особо нечего — кадры, как встал и одел пиджак им кажутся скучными.

Где и как учились фотографии?

Самостоятельно. Интернет в помощь.

Снимаете ли вы в дождь?

Я снимаю в любую погоду. Исключение — ливень. Но он обычно проходит через 10-15 минут, его можно переждать в укрытии. Хотя, вот я недавно я снимал свадьбу на территории ресторана и начался ливень. А молодожены в это время сидели на траве под зонтом. Мы сделали несколько атмосферных кадров, а потом эвакуировались под дерево. Так что, и в ливень, получается, снимаю.

Какая свадьба вам особенно запомнилась?.

Свадьба цыган. Цыгане были окультуренные, но проводили свадьбу в соответствии со своим национальным колоритом. Что особенно бросилось в глаза — банкет. Подготовка невесты была обычная, прогулки почти не было, ЗАГСа не было — для них это не принципиально, они женятся без регистрации. Зато банкет был шикарным. Столы ломились от красной и черной икры, перепелок, осетров. А еще цыгане мне чем-то напомнили индийцев внешним убранством, хотя поведение у них другое. Например, они не целовались, им не кричали ГОРЬКО, за столом мужчины сидели отдельно от женщин. Но главное — они танцевали с начала и до конца банкета без перерыва, часов пять. Гости приходили, поздравляли молодоженов и начинали танцевать. Танцевали даже маленькие дети. У них не было ведущего, но эти традиционные цыганские танцы надо было видеть.

Перейти в профиль фотографа

Дата публикации: 13.09.2018

Читайте также

Интервью
Максим Гарибальди
Санкт-Петербург
Интервью
Антон Уницын
Новосибирск
Интервью
Руслан Исхаков
Санкт-Петербург
Интервью
Елена Горина
Москва

Фотографы в городах и странах