Как вы стали свадебным фотографом?

Обычно все рассказывают про то, как сняли первую свадьбу друзьям, и после этого увлечение фотографией переросло в профессию. Но я вас разочарую, у меня все по-другому. Я профессиональный фотограф.

Да ладно?

История жизни у меня специфическая. Я с детства в спорте, мастер спорта по универсальному и армейскому рукопашному бою, при этом я учился в физико-математической гимназии, и уже в то время занимался фотографией. И все, чем я увлекался в детстве, пригодилось мне в профессии. После десятого класса я поступил в оптико-механический техникум при ЛОМО, и мое первое профессиональное образование — фотограф. Я начинал как спортивный репортер, лет пять снимал бокс, рукопашный бой и другие единоборства.

Попытка номер два — как вы стали свадебным фотографом?

Свадьбы я начал снимать благодаря моему предприимчивому другу Антону, с которым мы, кстати, познакомились на почве спорта — на рукопашке. Как-то приходит ко мне Антон и говорит:
— Ты же фоткать умеешь — научи меня.
Я говорю:
— Какой из меня учитель, учись сам.
— Ну тогда продай фотоувеличитель.
— Да бери так, не жалко.
Через полгода приходит Антон:
— Слушай, сейчас тренд есть офигенский — на свадьбах можно нормальные деньги зарабатывать.
С этого все и началось. Мы вдвоем начали снимать свадьбы. Потом я закончил юрфак, но в итоге понял, что свадебный бизнес мне со всех сторон более интересен.

Самая запомнившаяся свадьба?

Этот вопрос мне задают постоянно. Я честно говорю — не знаю. Каждая свадьба чем-то запоминается. Я про каждую свадьбу могу что-то рассказать.
Например, была свадьба в Исландии. Я очень много снимаю в Европе, и есть города, в которых я раз по 40 был, вроде Милана, Рима, Праги или Венции. А в Исландии я оказался впервые, и практически ничего про эту страну не знал. У меня одна за другой было несколько съемок в Европе, в Исландию я летел из Копегагена, через Дюссельдорф. Ребята меня предупредили: ты только оденься тепло. Я думаю, да ладно, август, но в Дюссельдорфе на всякий случай зашел в магазин и купил кофту какую-то. Прилетаю — в шортах, сланцах и с запасной кофтой, а там дождь параллельно земле и температура градусов 15 максимум. Ребята мне дали дождевик, и мы три дня там ездили снимали.


Это была свадьба для двоих с выездной регистрацией с видом на море. Что меня поразило, в Исландии удивительно чистый свет. Если брать Питер, у нас свет иногда просто фиолетово-синюшный, а в Исландии солнце низко, оно мягкое, чистое, и трава, как у нас бывает только ранней весной — ярко-зеленая. А там всегда такая.


Да на каждой свадьбе есть запоминающиеся моменты. Я помню на одной свадьбе был жених — дзюдоист, суровый парень, собирали его в барбершопе. Выездная регистрация проходила на озере, арка была из лозы винограда, мы этот виноград ели прямо с ветки. И после регистрации жених так растрогался, что ушел на мыс, чтобы его никто не видел. Он смотрел вдаль, и у него были слезы на глазах. Это очень сильно запомнилось.

Опыт спортивного репортера пригодился в свадебной фотографии?

Съемка спорта очень полезна для фотографа, потому что в любом виде спорта есть ритм. Ты проходишь отличную репортажную школу — учишься ловить момент, чувствовать, когда он наступит. Свадьбы в этом плане похожи на спорт. С опытом начинаешь понимать, когда произойдет то, что нужно снимать, когда можно поэкспериментировать, а что можно пропустить. Это важная составляющая успешной свадебной съемки.

А какие еще составляющие?

У всех по разному. Главный мой плюс — я очень коммуникабельный, я со всеми быстро нахожу общий язык. Со мной комфортно. Для меня самого это тоже большой плюс, потому что я могу общаться и ненавязчиво снимать то, что мне нужно. Разумеется важно, что я профессиональный фотограф, я понимаю, что такое свет, мне не надо думать, почему у меня тут синит или там краснит, мне это ясно.
Плюс спортивная составляющая — я люблю быть первым, люблю выигрывать. Правда иногда меня спрашивают — почему ты получаешь награды и не радуешься? Да потому, что я в жизни много медалей получал, и привык к этому. Но, с другой стороны, если я их не получаю, я начинаю расстраиваться, потому что понимаю, что что-то идет не так.

Вы один из лучших свадебных фотографов на сегодняшний день. Получается, профессиональные конкурсы по прежнему важны для вас?

Для меня важна соревновательная часть. Потому что соревнования подталкивают нас к лучшему, помогают понять, где ты находишься, туда ли идешь. Например, в лесу можно встретить высокое дерево, залезть и посмотреть, а в ту ли ты сторону двигаешься? Так вот любые соревнования дают возможность посмотреть — туда ли ты идешь?


У меня был случай в жизни, первые соревнования по рукопашному бою. Мы с друзьями были очень уверены в себе, но на соревнованиях нас налупили по полной программе, «порвали, как Тузик грелку», и в этот момент мы поняли, что не такие уж мы и классные. Это понимание пришло моментально.
А в фотографии это может занять время. Многие фотографы думают — мы такие классные арт-фотографы, нас просто никто не понимает. Так вот, это все бред. Если ты посылаешь фотографии на конкурс, и они не попадают в шорт-лист, ничего не занимают, значит, ты хреновый фотограф. Или снимаешь не то, или снимаешь не так.


Потому что есть фотографии, которые нужны клиенту, он их оценивает, есть фотографии, которые оценят другие фотографы, но самые хорошие фотографии — они нравятся всем. И вот если таких фотографий у тебя нет, если твои фотографии не выигрывают, не набирают кучу лайков, значит ты не туда двигаешься.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Легкость. У меня был тренер, который мне говорил — подходи к серьезным моментам легко, а к легким серьезно. И тогда сложные моменты будут проходить легко. Мне во всем нравится легкость. Мои друзья говорят — «ему все пофигу». Я действительно, чаще всего не заморачиваюсь. Мне не важно, где и как будет проходить свадьба, главное — чтобы ребятам было комфортно, и тогда мне будет круто снимать.

Вы репортажный фотограф в чистом виде?

В моем понимании чистого репортажа на свадьбе не может быть. Что такое репортаж в чистом виде? Это когда фотографы стоят у кромки футбольного поля, щелкают, и от них ничего не зависит. А на свадьбе чистого репортажа не может быть. На свадьбе чистые репортажники — это такие буки бяки, которые ходят и молча щелкают. Это совсем не мой формат.


Мне нравится легкая ненавязчивая съемка, которая подразумевает больше общения, больше раскрытия эмоций. Я не люблю командовать, и если в какие-то моменты управляю съемкой, то ненавязчиво. Я могу, конечно предложить: «Ребята, давайте заберемся на елку». Смотрю они забираются. Я говорю: «О, круто шутка зашла!» А если они отвечают: «Нет. Ты что идиот?», — я говорю: «Да ладно, я пошутил».

Вы помните свою первую свадьбу?

Я начал снимать свадьбы в 2003 году. По большому счету, эти свадьбы были такие же, как сейчас, просто более дешевые.

Как изменилась свадебная фотография с тех пор?

Свадебная индустрия с тех пор очень сильно прокачалась, прокачались фотографы, прокачались соцсети, и в целом мир прокачался на красоту. В то же время, на мой взгляд, свадебная фотография сделала круг, и оказалась там же, где была 15 лет назад, только на более высоком уровне. Сейчас актуально то же самое, только технически более качественное.


Как все развивалось? Поначалу делали фото в загсе, с родителями и какую-то прогулочку на фоне памятников. Потом все сказали — это отстой, и бросились делать «что-то интересное», причем иногда доходило до полного треша, когда невесту кидали в канаву, и это казалось круто. Затем появился всякий файнарт, рустик, и тому подобное, но через какое-то время и это приелось, и тоже перешло в категорию «отстой».
И сейчас люди снова стали выходить на то, что было, когда я начинал. Все просят фото с родителями, потому что это самое важное. Красивое утро невесты это здорово, но самые дорогие фото — с бабушками, мамами, папами. Стала очень востребована классика.


По большому счету, «все придумано до нас», существует шкала: классика, потом журналистка, потом журналистика с элементами фешен, а потом все остальное. И по этой шкале и по продаваемости — всем нужна классика. Потому что она понятна всем. Проходит 100 лет, а классика, как была, так и остается классикой.

Можно сказать, что мы «догнали и перегнали» запад по уровню развития свадебной фотографии?

На мой взгляд, в целом, русские фотографы в техническом плане на порядок выше, чем иностранные, а иностранные фотографы более по сути снимают то, что нужно. Потому что у нас зачастую фотографы стараются снять в первую очередь красивую картинку, а красивая картинка — не самое главное. В том смысле, что если с технической точки зрения фотография хорошо сделана, это еще не значит, что в ней есть душа, и что ее будут просматривать годами. А задача фотографа, как раз поймать такие моменты, которые заказчики и их дети и внуки будут многократно пересматривать. И далеко не каждый фотограф это делает.

Предложение — момент, который запомнится невесте на всю жизнь, наверное, есть истории, которые выделяются среди других?

Я могу рассказать про одну историю знакомства в воздухе, которая закончилась свадьбой. Невеста из Казахстана, а жених бельгиец. У него хобби — летать бизнес-классом, и познакомились они в самолете в Питере. Судьба иногда совершенно непредсказуемым образом все устраивает. Я снимал им свадьбу в Бельгии, под городом Намюр. Это голландская часть страны, вокруг поля, и я решил сделать кадр в поле с зеркалом. Я им говорю: «Мне нужно будет зеркало красивое и стул». Утром жених привозит табуретку какую-то и обычное зеркало из ванной. В итоге табуретка не понадобилась, а этот кадр победил на многих конкурсах.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Мне важно, чтобы на фото весь день был от и до. Когда у меня есть все, но не в классическом понимании: букет-подвязка-торт, а в понимании того, что мы начали утром и закончили вечером, я отснял все самые важные моменты, и понимаю, что кроме того, что ребята уснут, ничего интересного больше в этот день не произойдет. Для меня это — максимально удачная свадьба.


Но если все же выделять какой-то эпизод, мне кажется, банкет очень важен. В моем понимании, свадьба и делается ради банкета. Если бы молодожены не хотели порадоваться этому дню вместе со своими близкими, они бы пошли расписались, и потом просто посидели где-то вдвоем. Кто-то так и делает. А банкет — это момент, когда все за тебя радуются, ты зовешь артистов, которые тебе симпатичны, и празднуешь так, как тебе нравится. И этот формат он у всех разный, и это здорово.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Надо не полагаться на мнение друзей, а самим посмотреть много работ разных фотографов. Потому что это ваша свадьба и ваш выбор. У моего знакомого был случай, когда он отдал готовые фотографии, молодожены были в шоке, так им не понравилось.
Он им говорит:
— Вы вообще портфолио мое видели? В чем проблема? Отличные фотографии!
— Нам друг сказал, что ты классно снимаешь, мы и не стали портфолио смотреть.
Вот такого не должно быть. Чтобы понять, что вам подходит cтиль съемки фотографа, нужно посмотреть много разных фотографов. Если 70 процентов того, что снимает фотограф не нравится — ищите другого. Плюс восприятие фотографии очень зависит от того, какое было у человека настроение. Поэтому вы должны быть на одной волне с фотографом. Поэтому: посмотреть много фотографий, пообщаться и довериться.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Я буду рад. Непогода придает интересность съемке. В дождь возникает хороший рассеянный свет, а люди ведут себя более открыто. Да в Питере вообще об этом странно говорить — у нас каждую вторую свадьбу идет дождь.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Они меняются постоянно. Сейчас я снимаю на Canon 5D Mark 3 и Mark 4. Для меня это идеальные камеры. Они самые дешевые из тех, которые отвечают всем потребностям свадебного фотографа. У них два слота для карт памяти, это важно, главное для фотографа — не потерять фотки. А из объективов сейчас в основном Canon 24/1.4 и 85/1.2. Для репортажа использую два этих объектива, а остальное — на дополнительные объективы, на которые я иногда буквально пару кадров делаю. 85 — классный портретник, мне удобно снимать репортаж и общие планы, а 24 я использую, когда мне близко нужно общаться, он хорошо моменты ловит. На зумы я не снимаю, потому что с зумом я начинаю лениться, не думаю о геометрии кадра, ну и плюс светосила, конечно, у них ниже.

День до свадьбы — советы жениху и невесте

Выспаться.

Вы сталкивались с ситуациями, когда на свадьбе что-то пошло не так?

Да на всех свадьбах что-то идет не так. Однажды, например, я снимал свадьбу в Черногории. Выездная регистрация и банкет проходили в очень красивом месте, на мысе Петроваци. И когда закончилась официальная часть, пошел лютый дождь, и все что было на открытой площадке — стулья, декорации просто смыло и унесло ветром. Но, несмотря на это, свадьба прошла классно, все участники торжества благополучно переместились под крышу и веселились от души.
А один раз сборы проходили утром в Таллине, а регистрация вечером в Питере. И после утренней фотосессии мы с женихом и невестой 4 часа на огромной скорости на машине ехали до границы. А там очередь, и следующее место… через 15 часов. Мы говорим — вы что смеетесь, у нас свадьба! В итоге нас пропустили, и мы успели вовремя.
Насколько все может «пойти не так» зависит не только от обстоятельств, но и от самих ребят. Как-то раз мы с женихом и невестой спонтанно улетели из Питера в Москву. У нас сборы проходили рядом с Пулково. И я говорю — а давайте в Москву слетаем? И полетели) Пофоткались в самолете, в аэропорту, в Москве на электричке доехали до центра и назад. Вобщем, на регистрацию на 4 часа опоздали. Но это хорошо, когда люди не парятся — зато есть что вспомнить)

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

На Луне я так-то свадьбы еще не снимал.
Если серьезно, мне интересно поснимать национальные свадьбы. Я на этот год даже хотел объявить акцию — «Бесплатно сниму национальную свадьбу». Просто потому, что мне интересно. А, кстати, давайте объявим акцию? Я открыт для предложений снять национальную свадьбу. Бесплатно.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Один из кадров, который выиграл вообще все, что можно на всевозможных конкурсах, это момент, когда девочки, подружки невесты, прыгают с пирса в реку, и одна чуть-чуть поторопилась и поскользнулась.


Нравится кадр, на котором невеста заплакала во время танца с папой.


Фотографию с чайкой, которая ворует кексики со свадебного стола, я сделал в конце свадебного дня, пока ждал первый танец, и она тоже очень много чего выиграла на конкурсах.

Перейти в профиль фотографа

Дата публикации: 6.07.2018

Читайте также

Интервью
Виктор Бабинцев
Москва
Интервью
Вероника Юшкарева
Калининград
Интервью
Пётр Карасёв
Санкт-Петербург
Интервью
Руслан Исхаков
Санкт-Петербург

Фотографы в городах и странах