Дата публикации: 21.05.2018

Как вы стали свадебными фотографами?

Геннадий: Свадебными фотографами, как водится, мы стали не сразу. Мы c Галиной жили в Швеции, где и познакомились, и занимались совсем другими делами. Я закончил морскую академию и сначала ходил по морям, позже — фотографировал архитектуру и недвижимость для шведской компании. Затем стал снимать для местных газет. В начале нулевых мы перебрались в Москву, и мне предложили сотрудничать с московской хоккейной лигой. В один прекрасный день знакомый хоккеист предложил мне фотографировать его свадьбу, и неожиданно я окунулся в новый для себя жанр. С этого все и началось. А Галя по профессии музыкант, она закончила консерваторию, играла на флейте в оркестре, но ей тоже всегда была интересна фотография, и так случилось, что она плавно перешла из одного вида творчества в другой.

Галина: Я немного позже подключилась. Гена уже года четыре снимал свадьбы, а мне было страшно и даже неловко снимать незнакомых мне людей и самостоятельно управлять съемкой.

Когда все изменилось? С чем это было связано?

Галина: Всё изменилось в тот момент, когда я поняла, что могу правильно поставить людей в кадре. Для меня на уровне ощущения было очевидно — что нужно делать, а что нет. Тогда были популярны классические постановочные кадры. Жениха с невестой старались поставить в «красивые», но совершенно не живые позы, а мне хотелось эту наигранность перевести на рельсы киноэстетики, чтобы кадр получался правдивым, и при этом возникало ощущение, что все происходит само собой. Мне понравилось режиссировать съемку, и главное, я почувствовала, что это у меня получается.

Вы помните свою первую свадьбу?

Геннадий: Первая свадьба, которую мы снимали вдвоем, была вполне традиционной — в типичной московской квартире, с шумными подружками, многочисленными родственниками, воздушными шариками. Жених, кстати, тоже хоккеист. Запомнилась очень красивая невеста, у нее было абсолютно нестандартное модерновое розовое платье.

Галина: В то время мы понимали, что у нас еще мало опыта, и начали, что называется, «тренироваться на кошках». Нам повезло, наш племянник как раз недавно женился. При этом у него интересная внешность, а у его жены, артистки балета, еще более интересная. У нее сохранилось свадебное платье, мы сделали несколько фотосессий и разместили фотографии в интернете. Свадебных фотографов и тогда было много, но, конечно, в разы меньше, чем сейчас, и фотографии заметили. Понемногу потянулись пары, готовые к экспериментам, с предоставлением нам карт-бланша в манере и форме съемки.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Геннадий: Мы практически сразу для себя сформулировали слоган-обязательство «Элегантная фотожурналистика с кинематографическим оттенком». Потому что, с одной стороны, нас привлекала живая правда жизни, но с другой, свадьба — это изначально театрализованное событие, со всеми своими гранями, и не всегда хотелось описывать события скрупулезно точно, а скорее документально, по-авторски, облекая историю в цельную форму.

Галина: Скульптурное академическое позирование исчерпало себя в свадебной фотографии. Нам нравится, когда люди в кадре выглядят реалистичными, живыми и выразительными. В итоге сформировался наш стиль — фотожурналистика с авторским уклоном и большим акцентом на эстетику кинематографа. Когда заказчики описывают нашу съемку, повторяются слова «кино», «киношность», «элегантность».

В то время произошел качественный скачок в эволюции фототехники, аппаратура начала снимать серийно с большой скоростью. Вы помните свои ощущения в тот момент?

Геннадий: Да, конечно. Появилась возможность снимать интенсивно, экспериментировать. Не экономить, как это было в «пленочные времена». До этого все было взвешенно — каждый кадр на вес золота. Мы взяли на вооружение стиль, который предполагал достаточно щедрый съемочный процесс. Съемка была активная, динамичная, это позволяло не пропустить кадры, которые могли быть удачными. Добиться такого результата постановкой было просто невозможно.

Галина: Хотя, это была отчасти постановочная фотография, но про-активная. Прогнозируемое действие. Мы примерно характеризовали ребятам мизансцену, а они в свойственной им манере эту мизансцену реализовывали. Получалась живая, естественная, киношная картинка.

Ваш любимый момент съемочного дня?

Галина: Утро. Потому что по рисунку утром самый красивый свет. Модели свежие, фотографы тоже.

Самая запомнившаяся свадьба?

Галина: Как-то раз мы снимали свадьбу во Франции, недалеко от Парижа, в замке, построенном в 1290 году. Замок полностью арендовали на два дня под свадьбу, и возникло ощущение, что машина времени существует. Потому что, с одной стороны это музей, но с другой стороны, в нашем представлении — что такое музей? Это когда все за стеклом, ничего нельзя трогать, и никуда нельзя близко подходить. А там…можно все! И мы временно стали владельцами этого архитектурного и исторического шедевра — бесконечного фотографического Клондайка. Замок прекрасным образом подходил для съемки — огромный, с множеством залов, спален, кабинетов, в которых окна расположены по кругу и свет создает классический рисунок и объем. Все пространство было буквально напитано духом средневековья. Мы жадно снимали ребят нонстоп в две камеры и не освоили даже трети всех возможностей. С тех пор у нас было много интересных съемок, но эта запомнилась именно полной свободой — весь замок был предоставлен нам, и это был день, когда все складывалось идеально.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Геннадий: Я рекомендую посмотреть полные свадебные отчеты. Причем посмотреть и жениху и невесте. Каждый может составить свой список фотографов, и возможно какие-то фамилии пересекутся. Потом договориться о встрече с фотографом, и кроме всего прочего, прислушаться к своей интуиции и почувствовать насколько вам комфортно общаться.

Галина: Главное — не торопиться. Не делать поспешных решений. Вообще, выбор фотографа — это первое, с чего надо начать подготовку свадебного дня. Потому что большинство людей не знакомы со свадебной фотографией. А чтобы у вас появилось понимание стилистики, того что вам действительно нравится и подходит, необходимо развить определенную визуальную эрудицию, а для этого потребуется время.

Можно назвать какой-то город или страну, которые просто созданы для съемки свадеб?

Галина: Это Италия. Во-первых, благодаря архитектуре, форме окон — всегда есть свет, который пронизывает помещение насквозь. Интерьеры созданы для живописи и фотографии, у итальянцев изумительный вкус — заходишь в помещение, и понимаешь - ничего не надо менять в интерьере, все готово для съемки. Не говоря уже о природе. И как-то с погодой там всегда неплохо)

Геннадий: Самое привлекательное для съемки место в Италии — Тоскана. Там куда не повернись, необыкновенные пейзажи с холмами, каждый имеет свою палитру, эффектно окрашивается, перспектива, дымка в воздухе, вечером — великолепные закаты. И небо удивительное, насыщенного синего цвета, у нас такой цвет можно получить только с помощью оптических трюков, используя поляризационные фильтры, а там такое небо всегда, и без дополнительной оплаты)

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Геннадий: Будем снимать. Дождь — это всегда кинематографично, для фотографов это даже преимущество, в дождь получаются очень эффектные кадры. У Тарковского, например, нет ни одного фильма без дождя или воды.

Галина: Другой вопрос, как отнесется к этому невеста. Потому что платья бывают очень дорогие, и невесты не хотят в них ходить по лужам. Поэтому как правило, на случай дождя бронируется студия и предусматривается два варианта регистрации — открытая и закрытая. Например, однажды мы снимали в ресторане «Турандот», планировалась регистрация на открытом воздухе на крыше, но на случай дождя подготовили запасную зону внутри ресторана. В итоге, правда, все равно все пошли на воздух, и уже во время регистрации пошел дождь. Но ничего страшного не случилось — организаторы предусмотрели красивые белые зонты, и никто не побежал под крышу.

Вы регулярно становитесь победителями фотоконкурсов. Какая-то награда запомнилась вам больше других?

Галина: Наверное, каждый конкурс по своему хорош. Первые победы — самые запоминающиеся. Позже статусы повыше и уровень посерьезнее.

Геннадий: Самая запомнившаяся награда, наверное, которую мы получили на Всемирном Кубке по фотографии. Потому что это своеобразная олимпиада по фотографии, здесь страны участвуют командно и в индивидуальном зачете. Мы участвовали впервые, и неожиданно для себя взяли серебро. Конкурсный кадр был снят во время сборов. Две стеклянные поверхности оказались расположены параллельно друг другу, возникла характерная рекурсия и фигуры жениха и невесты отразились одна в другой. Композиция была подмечена в процессе текущей съемки и оставалось лишь внести финальный штрих.

Свадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Геннадий: Их немало. Конечно выделю Тарковского, Кончаловского, Звягинцева. Из зарубежных — Стенли Кубрик, Милош Форман, Фрэнсис Коппола, Антон Корбейн, Мартин Скорсезе. Этот круг конечно шире, это прежде всего режиссеры, отличительной чертой которых является эффектная картинка, операторские решения, педантичная выверенность кадра.

Немного символично, что вы начинали снимать свадьбы хоккеистов МХЛ, а недавно сфотографировали невесту звезды НХЛ Александра Овечкина для обложки журнала «Wedding».

Галина: Мы всегда с большим интересом снимаем для журналов. С Анасатасией Шубской, невестой Александра Овечкина, мы провели постановочную фотосессию. Настя очень приятная девушка, прямо замечательная по характеру, очень легко было с ней общаться.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Геннадий: Сейчас мы снимаем на Canon 1DX и почти всю линейку объективов серии L. На мой взгляд, самые необычные, красиво рисующие объективы это 50/1.2 85/1.2 и 200/2.0. Очень понравились новые 24-70/2.8LII и 16-35 2.8L II. У них немного суховатая картинка, но оптически они удивительно хороши, динамичны и дружелюбны. Традиционно считалось, что зум всегда уступает объективу с фиксированным фокусным расстоянием, но оказалось, что аксиома рушится на наших глазах.

Вы входите в число топовых фотографов, задаете тон в свадебной фотографии, а для вас есть авторитеты, на которых вы ориентируетесь?

Галина: Наверное, больше из мира моды, жанра, репортажа, уличной, рекламной фотографии. Если называть имена, Питер Линдберг, к примеру, Марио Тестино, Патрик де Маршелье. Калле Густафсон, Паоло Роверси. Женщины фотографы - Лилиан Бассман, Сара Мун, Энни Лейбовиц. Гена любит фотографов из агентства Магнум, Трент Парк, например, очень яркий фотограф, но там можно практически всех называть. Из наших российских, Александр Родченко, Георгий Пинхасов, Евгений Халдей, Владимир Вяткин, Александр Земляниченко.

Как вы работает в дуэте, у вас есть какое-то разделение ролей?

Геннадий: Галя с девочками работает, я — с мальчиками. Я часто беру на себя всякие титульные портреты, сетапы, групповые портреты, панорамы, фотозоны. На ресепшене мы, условно делим площадку на две части, и каждый работает в своей зоне. Если мы снимаем пару, то всегда по кругу меняем фокусные, планы, ракурсы. Стараемся двигаться так, чтобы сбалансировать сюжет разными картинками.

Галина: Раньше, когда мы только начинали, мы постоянно сталкивались лбами, потому что каждый стремился в какую-то сладкую точку попасть. А со временем научились друг другу доверять, и не бояться того, что партнер может быть где-то не дотянет. Поэтому сейчас можно и третьего, и четвертого фотографа брать, и кадры не будут дублироваться, а просто дополнят серию.

На свадьбах были ситуации, когда что-то пошло не так?

Геннадий: Однажды пара рассталась прямо во время свадебного банкета. Новобрачные решили, что они сделали ошибку и должны развестись, причем они не стали откладывать это надолго, и разошлись прямо в ресторане. Невеста и все ее гости встали и ушли, а сторона жениха осталась праздновать. Это было абсолютно неожиданно, ко мне подходили растерянные видеографы и спрашивали: — Что же делать? Что мы должны снимать сейчас? — Снимайте! Сейчас и начинается настоящая документалистика!

Галина: Но чаще всего «Что-то пошло не так» — это про погоду или какие-то мелкие неприятности. Невесты очень расстраиваются из-за дождя. Или если прольют вино на платье. Но на свадьбе, как и вообще в жизни, надо быть готовым к тому, что что-то пойдет не так. Если все по таймингу, по сценарию, это даже как-то скучно. А когда есть неожиданности, и люди, готовые эти вызовы принять, импровизировать в непредвиденной ситуации — это здорово.

Как возникают тренды в свадебной фотографии?

Галина: В свадебной фотографии все очень сильно зависит от моды на свадебные наряды и свадебную флористику. Невесты хотят быть похожими на моделей, это всегда было и всегда будет. Поэтому одно из условий успешной свадебной фотографии — держаться тенденций. Можно взять любой модный журнал, там демонстрация актуальных моделей, интересная прическа, интересный образ, и это будет, как эталон.

Геннадий: При этом, если говорить о сверхзадаче, у фотографа всегда есть цель сделать фотографию, которая будет актуальна не только в этом году и в следующем сезоне. Чтобы с одной стороны, узнавалась эпоха, а с другой стороны — фотография имела такую художественную ценность, чтобы оставалась, интересной спустя многие годы.

Раньше фотография была уделом избранных, отчасти из-за довольно сложной технологии, сейчас технологии упростились, и появилось огромное количество молодых фотографов. Они наступают на пятки?

Галина: Не могу сказать что мы чувствуем конкуренцию, потому что с каждым годом у нас съемок становится все больше. Фотографы появляются… и исчезают. Свадебная фотография — это не только творчество, это бизнес, который, как и любой другое дело, должен быть грамотно выстроен. Третья часть новичков бросают снимать в первые два года.

Как фотографу все время оставаться востребованным?

Геннадий: Чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно быть в движении, все время меняться. Потому что даже если ты нашел какую то прекрасную формулу, идеальный цвет, понимание композиции, великолепный стиль работы с парой, и начинаешь тиражировать этот подход, его эксплуатировать — год, два, три, какой бы он удачный не был на начальном этапе, все равно он вырабатывается, изнашивается, выгорает.

Галина: Нужно постоянно развивать изобретательность, чувственное восприятие, свежее ощущение окружающего мира, быть открытым к экспериментам. Важно обеспечивать себе постоянный приток свежего вдохновения. Хорошее правило — выходить на съемку и стараться не повторять то, что было на предыдущей съемке. Горизонты фотографии, как и любого искусства — бесконечны.

Предложение — момент, который запомнится невесте на всю жизнь, наверное, есть истории, которые выделяются среди других?

Геннадий: Однажды жених с помощью гугл мэп нашел необитаемый остров в форме сердца где-то в Средиземном море. Он арендовал частный самолет, и когда они пролетали над островом, сделал предложение и подарил своей избраннице кольцо.

Галина: Да нет, все было не так. Он нашел хозяина острова, и договорился провести пикник. Это не практиковалось раньше, но благодаря этой паре, хозяин острова стал организовывать такие туры для влюбленных.

Геннадий: Моя версия с самолетом звучит эффектнее)

Галина: Я помню еще одно интересное предложение. Там тематически все закрутилось вокруг того, что невеста любит кошек. Жених пригласил невесту в ресторан, в котором все посетители за столиками были подставные — артисты из мюзикла «Кошки». Во время ужина начала играть музыка, и каждый гость по очереди вставал с музыкальным номером, театральное действие постоянно нарастало, и в итоге артисты окружили ребят, в этот момент жених достал коробку, в ней сидел котенок, у которого на шее висело колечко. Невеста была в восторге.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Геннадий: Я мечтаю снять свадебный обряд алеутов, сохранившийся с древнейших времен. Это вымирающий народ, у нас в стране их осталось не более 400 человек, они живут на Командорских островах, на Камчатке. Свадебный обряд ритуальный, необычный, длится целую неделю.

А алеуты знают об этом?

Геннадий: Нет, я пока не списывался. Это довольно длительное путешествие, добраться туда можно только на вертолете, или по воде. Но идея такая есть.

Галина: Свадьба моей мечты всегда будет с участием людей, не скрывающих свои яркие эмоции от фотографов, слезы ли это, радость или даже печаль, чтобы свадебный день был насыщен радостными событиями, и чтобы все это сопровождалось прекрасными световыми условиями, и тогда фотографии будут интересными и содержательными.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Галина: Есть конечно кадры, которые нравятся больше других. Бывают моменты, которые нравятся по содержанию. Например, на одной свадьбе в кадр попал маленький мальчик — брат невесты. Все вокруг радуются, веселятся, а ему это не интересно, он должен сидеть и ждать, когда сестра выйдет замуж.

Нравится прямой кадр, в котором свадебное ограждение и береговая линия делят пространство на три части, и в каждой происходит история, противоречащая двум другим.

Читайте также

Интервью
Евгений Бекарев
Новосибирск
Интервью
Ольга Дронова
Москва
Интервью
Алексей Сафонов
Санкт-Петербург
Интервью
Руслан Исхаков
Санкт-Петербург

Фотографы в городах и странах