Импорт файлов и монтаж
Как правильно импортировать материал
Я расскажу, как быстро и удобно работать с материалом, если у вас в проекте задействовано несколько камер и есть дополнительные материалы, такие как футажи, графические элементы, генеративный текст и изображения.
У меня были задействованы камеры RED Komodo 6K, Helium W 5K и VHS-камера. Также я использовал переходы, которые дизайнер делал, физически сканируя покадровую анимацию в большом разрешении. Всё это достаточно утяжеляет проект, особенно на этапе сбора первого драфта.
Процесс импорта материала — это стартовая точка. Расскажу, как это делаю я.
Я буду работать над проектом музыкального клипа. На идеальных рекламных проектах всё снимается чётко по раскадровке, удачные дубли сразу же помечаются логгером. На монтаже остаётся просто взять список дублей и выложить их на таймлайн в нужной последовательности. В музыкальных клипах не всегда так. У меня тоже есть съёмочный план и примерная раскадровка, но часто планы сбиваются, и приходится импровизировать. Тогда появляется много дополнительного неупорядоченного материала. Поэтому я выстраиваю у себя в голове некую архитектуру проекта и упорядочиваю файлы, чтобы было удобно с ними работать.
Итак, мы создали проект и начинаем импортировать в него материал. Я делаю это внутри окна Media Browser, такой подход помогает избежать ошибок импорта особенно с R3D-файлами от камер RED. Сразу же упорядочиваю всё по папкам, чтобы не тратить время на поиски нужных мне файлов.
С видеокартой GeForce RTX 3070 и процессором Intel Core i9-10980HK материал RED RAW проигрывается стабильно и без тормозов в полном качестве. Но даже с таким мощным железом при большом количестве дорожек на таймлинии могут быть лаги, поэтому я по старинке сделаю прокси.
Создание прокси
Прокси — это дубликат исходного видеофайла, только в сжатом формате. При монтаже вы работаете с исходниками, но при проигрывании таймлинии монтажная программа будет обращаться к сжатой копии вашего исходника, чтобы не затрачивать вычислительный ресурс. При рендере проекта используются исходные несжатые файлы.
Прокси нужны не только при работе с тяжёлыми файлами с кинокамер. Иногда бывает, что материал с Sony A7SIII тормозит намного сильнее из-за особого типа сжатия файлов, особенно если это многокамерная съёмка концерта или интервью, когда у вас в проекте на таймлинии находятся 3–4 дорожки по 30 минут 4K-видео одновременно. Поэтому, чтобы облегчить монтаж и попросту не сжечь ваши нервы и ноутбук, я советую делать прокси. Возможно, это будет не так быстро, но поверьте мне, когда вы просто не можете спокойно проиграть выбранный отрезок на таймлинии, хочется срочно найти монтажёра с мощным компьютером (а он попросит за свою работу немалых денег, и не факт, что смонтирует лучше вас). Так что прокси — это отличное решение для работы с любыми типами файлов на любых ноутбуках.
Для создания прокси отмечаем нужные нам файлы, жмём правую кнопку, выбираем Proxy → Create Proxy. h.264 Medium Resolution — оптимальный вариант для работы. Файлы я обычно создаю в той же папке, где хранятся исходники.
У вас откроется окно Media Encoder, где создастся очередь файлов на рендер. На ноутбуке ZenBook Pro Duo 15 OLED рендер прокси занял у меня около двух часов. Исходников было почти 2 терабайта. Обычно я прихожу после смены домой и первым делом проверяю, все ли файлы на месте. Бывали случаи, что жёсткие диски умудрялись ломаться, пока я ехал с площадки домой. Поэтому реально дельный совет — делать сразу 2 бэкапа! Отнеситесь к этому серьёзно, потому что потерянный материал — это самый страшный кошмар! У меня довольно старый личный ноутбук, и обычно рендер прокси занимает 8–10 часов. За это время я успеваю поспать, прихожу в себя и могу свежим приступать к монтажу. Напомню, ZenBook Pro Duo 15 OLED справился за пару часов!
В клипах часто бывает несколько дублей, в которых есть удачные кадры, и отказываться от них было бы кощунством. Я стараюсь использовать весь материал. Поэтому, пока гонятся прокси, можно дополнительно сгруппировать материал по цветам. Это упрощает работу с проектом: не нужно проигрывать файл целиком, достаточно открыть и понять, что это за дубль и что в нём происходит.
Монтаж
Не буду заострять внимание на монтаже, это рутинная операция: отрезал, переместил, подвинул… Расскажу немного о моём формате монтажа клипа с «вольным» сценарием.
После того как приготовились прокси и я пометил цветами файлы, можно начинать сборку первого драфта. Переключение между прокси и исходником происходит по кнопке Toggle Proxies. Если у вас нет этой кнопки, то добавить её можно вот так:
Далее в окне просмотра я бегло пролистываю файл, чтобы понять, есть ли чем поживиться в этом дубле и нет ли там брака. Раскидываю основные блоки по таймлинии один над другим.
Примерно так выглядит мой таймлайн, куда я просто выкинул все рабочие дубли и распределил их по времени.
Так как у меня есть второй экран с приложением Control Panel, часть операций я буду проводить на нём. В этом приложении уже есть набор инструментов для основных решений Adobe, в том числе и Premiere Pro.
Инструменты можно кастомизировать под свои нужды. Я вынес туда два колеса с перелистыванием и изменением масштаба таймлайна и настроил дополнительные кнопочки с переходами к точке начала и конца рендера. У меня в руках как будто оказалась дополнительная панель с инструментами, которую можно крутить и управлять касаниями. Люблю тыкать во всё пальцами, хотя в детстве меня за это ругали.
В проектах с большим количеством материала я выношу окно просмотра на дополнительный экран, а на основном оставляю таймлайн для лучшего обзора. На дополнительном экране ещё может поместиться мессенджер с рабочими чатами, заметки или видео из YouTube.
Почему удобно отмечать файлы цветами? Рассказываю. Иногда проект может выглядеть вот так:
Тут, как говорится, чёрт ногу сломит, особенно если вы «не в материале» и не знаете, где что лежит. Поэтому цветовые отметки могут сильно упростить ориентацию по таймлинии.
Далее монтируем клип как вашей душе угодно, никаких рамок (кроме ТЗ, конечно) нет, поэтому крутим-вертим и собираем видео так, как нравится именно вам. Мне кажется, это вообще ключевой момент. Если вы начинающий оператор/монтажёр, то рекомендую не останавливаться на базовых методиках монтажа и эффектов, пробуйте новое. Например, вы нашли какой-то урок, сделайте всё сначала по нему… Поймите, как работают инструменты, а потом сделайте всё наоборот, поиграйте с настройками… Возможно, найдёте свою уникальную формулу.