Качество. Режимы съёмки
Canon XC15 предлагает несколько пользовательских режимов съёмки (тут они называются видами), пригодных для моментального использования и создающих запас, который при необходимости позволит доработать видео: подкорректировать цвета, усилить контраст, изменить яркость, добавить или убрать насыщенность цвета. Эти режимы полезны как для создания собственного фильма с определённым характером картинки, так и максимально близкого «подгона» видеоматериала под съёмку, произведённую другим устройством и в другом режиме.
Перед тем как начать съёмку, надо разобраться, для чего она производится, куда пойдёт материал, нужно ли его дополнительно обрабатывать или же ролик сразу должен из камеры отправиться в эфир. Так как камера для меня была новой, перед конкретной съёмкой я решил посмотреть на все доступные варианты, чтобы в дальнейшем понимать потенциал камеры, скрытый в настройках.
Режим (вид) «Стандартный» показал вполне обычную картинку.
Виды Cinema EOS Std., «Нейтральный», Production Camera и Color Matrix Off отличаются цветовой палитрой, настройками яркости и контрастности, но выдают изображение, совместимое с производимым всей линейкой камер EOS в тех же режимах (видах).
При съёмке на спортивной площадке с использованием сюжетной программы «Спорт» в качестве вида изображения я выбрал, как мне кажется, наиболее подходящий — Production Camera. У него широкий динамический диапазон, как у вида Wide DR, и его можно использовать без изменений или немного «подкрасив» и подкорректировав параметры яркости и контрастности, если это необходимо.
Дюймовый сенсор камеры способен обеспечить динамический диапазон в 12 ступеней. Показатель не рекордный, но кодек камеры записывает чистую, чёткую картинку в 4К, и уже на экране камеры видно, что она качественная, с высокой детализацией и хорошим цветом, большой глубиной резкости. Для репортажной камеры, материалы которой могут пойти в телеэфир, это наиболее подходящее решение.
Приятно было увидеть, что все пользовательские режимы съёмки (виды) создают качественное изображение.
Являясь большим любителем красивого боке и малой глубины резкости, я не рассчитывал, что с помощью XC15 можно выделить объект съёмки и даже получить эффектное размытие фона. Но это произошло. Логично, что лучше всего камере это удалось при съёмке объекта с небольшого расстояния.
Камера очень хорошо передаёт полутона даже в автоматическом режиме при работе со стандартным профилем изображения. На видео хорошо читается структура тумана, видны струящиеся потоки, камера хорошо передаёт атмосферу. Видео ниже записано в режиме 24 кадров в секунду. Эта частота используется в кино, и видео, снятое в этом режиме, воспринимается как кинофильм.
Для переключения камеры в режим киносъёмки необходимо в меню изменить системную частоту с 50 Гц на 24 Гц.
К сожалению, при этом придётся заново отформатировать (инициализировать) карту памяти в камере (вся записанная на неё информация пропадёт). Для записи в рамках одной съёмки роликов HD-разрешения с частотой 50 кадров в секунду, а также роликов в 4K с частотой 24 кадра в секунду я немного схитрил. Переключив системную частоту на 50 Гц, я отформатировал SD-карту памяти, а затем, переключив частоту системы на 24 Гц, отформатировал карту CFast. Теперь стало возможным записывать разный контент.
Съёмка в C-Log
Вид изображения, представляющий для меня наибольший интерес, — Canon Log. В кино, кроме игры актёров и самого действия, большую роль играет звуковое сопровождение, шумы и тщательно подобранная фонограмма. Но не менее важной составляющей передачи настроения в кадре является цвет.
Например, в легендарной трилогии «Матрица» это характерная чёрно-зелёная гамма, отсылающая нас к первым монохромным компьютерным мониторам на электронно-лучевых трубках с зелёным люминофором для отображения экранного текста. В фильме Mad Max действие происходит в постапокалиптическом мире, в безводной пустыне, и основная гамма фильма выполнена в тёплых ярких жёлто-оранжевых тонах. Цвет — очень важная составляющая для передачи атмосферы фильма.
Вид изображения Canon Log записывает максимальный динамический диапазон, на который способна камера, сохранив и света, и тени. Полученное обесцвеченное и малоконтрастное изображение не годится для моментального использования — полностью раскрыть его потенциал можно при дальнейшей обработке. Она сродни проявке, во время которой добавляются необходимый цвет, контраст, меняется цветовая гамма при помощи LUT-таблиц, а на выходе получается видео с необходимым цветом и гаммой, как в кино. Процесс этот кропотливый, во многом надо разобраться перед тем, как использовать этот режим изображения, но результат того стоит.
При съёмке в режиме С-Log крайне желательно контролировать экспозицию изображения при помощи монитора формы сигнала (зелёная гистограмма), так как автоматика не всегда может верно оценить экспозицию кадра, а экран показывает слишком плоскую и серую картинку, не подходящую для оценки на глаз. Монитор формы сигнала точно покажет недостаточную экспозицию или переэкспозицию кадра. Очень рекомендую начинающим кинематографистам изучить работу этого инструмента и всегда с ним сверяться даже при использовании других режимов съёмки.
Из личного опыта также могу сказать, что лучший результат при последующей обработке получается при переэкспонировании кадра на 1 или 2 ступени в зависимости от параметров объекта (его цвет, отражает или поглощает свет, больше тёмных или светлых тонов) и освещённости сцены.
Придать видео с танцевальной площадки вид «как в кино»? Пожалуйста! Режим съёмки C-Log, применение специального плагина в монтажной программе — несколько минут, и готово!
Очень хорошо режим С-Log подходит и для съёмки природы, позволяя при обработке контролировать цветовую гамму, насыщенность, проводить тонкую работу с цветом. Нет выбитых светов, тени не провалены, а вид как в кино.
Ролик ниже отснят с коррекцией +2 EV и «покрашен» в яркие тона. Прекрасный монитор видеосигнала, по которому в любом режиме можно оценить правильность экспозиции, помог сделать поправку с учётом его показаний.
Съёмка при низкой освещённости
Чтобы понять, насколько хорошо камера справляется со съёмкой в условиях низкой освещённости, я провёл отдельный тест. Выбор плана для съёмки не случаен: фокус настроен на объект с высокой детализацией, в расфокусе остаются объекты с большой площадью, занятой серым и чёрным цветом. Это не очень удачное построение кадра отлично подходит для оценки шумов сенсора и изменений в детализации изображения.
Чистая картинка наблюдается на значениях ISO вплоть до 2000. На отрезке между ISO 2000 и 5000 шумы становятся всё заметнее, но они вполне контролируемы при постобработке. Далее передача деталей ухудшается, от ISO 6400 уровень шума и потеря чёткости картинки заметнее. Я бы назвал ISO 6400 предельным для получения качественного видео, но в репортаже, когда важно зафиксировать событие, проблема уровня шумов уходит на второй план. При необходимости я согласился бы и на «шумные» ISO 20 000.
При съёмке в сумерках камера неплохо передала цвет, мелкие детали также хорошо различимы. Цифровой шум кое-где заметен, но не существенен. К монтажным программам разработано несколько плагинов для подавления шумов в видео, но здесь я не вижу повода для их использования.
При съёмке в сумерках урбанистического пейзажа мне понравилось то, что детали остаются на своих местах, а цветопередача не становится хуже. Картинка чёткая, прозрачная, нет рыхлости, которая обычно появляется при съёмке на высоких значениях ISO.
Динамический диапазон
Видео, снятые в режиме широкого динамического диапазона — Wide DR (вид 8), готовы к моментальному использованию без дополнительной обработки. Информация в тенях и светах сохранена, картинка контрастная, цвет на месте. Выглядит такое видео, как обработанный в камере C-Log с готовыми предустановками.
Видео с пускающими мыльные пузыри детьми не постановочное, это настоящий сюжет из жизни, который пришлось фиксировать как есть — со съёмкой в контровом солнечном свете. Для вытягивания теней и получения более светлой картинки, чем предлагала автоматика камеры, я воспользовался настройкой компенсации экспозиции. К сожалению, такая полезная функция спрятана далеко в меню, а на её вызов невозможно запрограммировать ни одну клавишу или колесо. Надеюсь, этот недочёт будет исправлен в будущем, в новой прошивке камеры.
Режим Wide DR также использовался для съёмки бэкстейджа фотосъёмки. Синее платье и зелёная листва хорошо контрастируют, высокая детализация создаёт впечатление живой фотографии — настолько изображение прозрачное и чёткое.
Таймлапс и замедленная съёмка
Обожаю и то и другое. При съёмке таймлапса (ускоренного видео, которое монтируется из фотографий, сделанных с интервалом) на зеркальную фотокамеру приходится очень тщательно выбирать сюжет и десять раз подумать, прежде чем укоротить жизнь затвора своей камеры на несколько тысяч срабатываний для получения трёхминутного видео. Да, отснятые фото можно будет пакетно обработать и придать ролику отличный вид, но всё же это удел профессионалов, специализирующихся на таком виде съёмки. Скорее всего, это видео будут смотреть в HD-качестве, и использование зеркальной камеры с более высоким разрешением сенсора должно быть очень оправданно.
Canon XC15 умеет создавать таймлапсы в видеорежиме, выдавая уже готовый для просмотра ролик. Таймлапс можно записать с качеством 4К, а вот замедленная съёмка в этом формате не поддерживается.
При создании таймлапса я использовал параметры ускорения x60 и x120. Мне они показались оптимальными для съёмки движения облаков и заката солнца. Скорость x20 хочется поторопить, а x1200 «летит» слишком быстро, хотя всё зависит от настроения, конкретного сюжета и задачи — камера даёт возможность экспериментировать.
Ничто не может показать красоту движения так, как замедленная съёмка. Можно рассмотреть быстро ускользающие при обычном темпе съёмки взгляды, и самому на мгновение замедлиться вместе с героями ролика про танцевальную площадку. Замедленное видео всегда несёт магию, особое состояние, которое мгновенно передаётся и производит сильное впечатление даже на самого искушённого зрителя.
Режим замедленной съёмки очень полезен для спортивных сюжетов. То, что при обычной скорости записи происходит стремительно, при замедлении можно рассмотреть внимательнее.
Жаль, что максимально возможное разрешение для замедленной съёмки невелико, всего 1280×720, то есть детализация вдвое ниже, чем в стандартном режиме Full HD. Но плавность движения замедленного видео всё равно завораживает.