Вверх

Тест цифровой кинокамеры Canon XC15

Дата публикации: 07.08.2017

Камера в работе

Время готовности камеры к работе составляет около 5 секунд. Для заранее организованной или постановочной съёмки это неважно, а вот для репортажной, где каждая секунда на счету, это существенное время.

Зум-объектив

Выхожу на первую съёмку. Сумка с видеокамерой лёгкая как никогда, ведь кроме самой камеры и легковесных аксессуаров, включая адаптер для микрофона и сам микрофон, в ней ничего нет. Никаких дополнительных объективов. Меня наличие встроенного объектива даже успокаивает. Во-первых, он рассчитан и приспособлен именно для этой камеры, а диапазон его фокусных расстояний годится для всех случаев жизни. Во-вторых, отсутствие выбора исключает суету с подбором или сменой оптики и помогает сконцентрировать внимание непосредственно на съёмке — просто крути кольцо зума.

Камера Canon XC15 оснащена несменным 10-кратным зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 27,3–273 мм (в эквиваленте для 35-мм плёнки), чего мне было вполне достаточно для съёмки разных сюжетов. Объектив довольно компактный как в широкоугольном, так и в телеположении. Светосила изменяется в процессе зумирования от f/2.8 в широкоугольном до f/5.6 в максимальном телеположении. Встроенный в объектив оптический стабилизатор способен работать совместно с электронным стабилизатором камеры и рассчитан на съёмку качественного 4K-видео.

Для работы с зум-объективом камера снабжена двукратным цифровым конвертером. В отличие от плавного электронного зума, его можно или включить, или выключить. С включённым конвертером максимальное фокусное расстояние объектива возрастает до внушительных 546 мм.

Объектив также оснащён встроенным ND-фильтром, поглощающим световой поток на 3 ступени (снижающим до ⅛ от яркости исходного). Он оказался полезен в солнечный день при использовании логарифмического режима съёмки C-Log, в котором значение ISO не может быть меньше 500, а выдержка ограничена 1/2000 секунды.

Конструкция привода зума механическая и, к сожалению, не обладает достаточной мягкостью хода. Даже потренировавшись, требуемой плавности достичь не удалось. Однако эффект зумирования в кино не является излюбленным операторским приёмом. Если он всё же востребован, то наш объектив, не имеющий электрического привода зума, кое-что может предложить. На кольцах зумирования и фокусировки есть глубокая насечка, с помощью которой возможно использование специальных дополнительных приводов для плавного изменения фокусировки или зумирования.

Идущая в комплекте бленда очень пригодилась при съёмке на ярком солнце, а также как дополнительная защита от случайного попадания рук в кадр. Она отлично сидит на объективе в нормальном и перевёрнутом положении, что упрощает транспортировку камеры и лишает необходимости поиска бленды в сумке — она всегда на месте.

10-кратного зум-объектива вполне достаточно для съёмки разнообразных сюжетов: от широкоугольной панорамы набережной и реки с мостом до приближения, при котором видно, что на арке моста стоят люди. Зумирование ручное, и во время видеосъёмки пользоваться им без сноровки не слишком удобно, нужно тренировать этот навык.

Когда оптического зума мало, можно воспользоваться электронным двукратным телеконвертером. Функцию его вызова я назначил на одну из программируемых кнопок и включал его при необходимости. Конвертер жёстко включает двукратное дополнительное увеличение, которое работает во всём диапазоне фокусных расстояний зума. Очень удобный инструмент!

Управление диафрагмой

В режиме Av возможно управление диафрагмой во время съёмки. При изменении её значения на ходу заметны скачки. При съёмке близко расположенного объекта даже на прикрытой диафрагме фон остаётся размытым. Качество изображения хорошее во всём диапазоне значений диафрагмы.

Оказалось, что даже при включённом фильтре нейтральной плотности (ND) в солнечный день не получается использовать полностью открытую диафрагму — слишком ярко. Так что для этой камеры хотелось бы более тёмный ND-фильтр. В отличие от XA35, им можно воспользоваться при любом значении диафрагмы, а не только от f/4. Ролик ниже снят с применением вида (так называется предустановка режима изображения в меню) Wide DR (широкий динамический диапазон). Самая открытая диафрагма для съёмки без пересвета — f/3.4. При постепенном закрытии диафрагмы видно, что края кадра становятся резче, растёт глубина резкости по всему кадру.

Оптическая стабилизация

Встроенный стабилизатор изображения позволил мне успешно вести репортажную съёмку с рук, в том числе при максимальном значении фокусного расстояния и даже при использовании двукратного цифрового конвертера. Такая возможность пригодилась при съёмке концерта с достаточно большого расстояния.

Автофокусировка

Работа системы автофокуса мне показалась не быстрой, но и не медленной.

В ролике с лебедями я использовал автоматическую фокусировку. На видео заметно, как плавно фокус переходит с одного лебедя на другого и обратно. Эта плавность смотрится гармонично и не вызывает дискомфорта. В меню камеры можно выбрать скорость работы автофокуса из трёх вариантов: медленный, нормальный и быстрый.

При помощи переключателя на левой стороне корпуса активируется ручной режим фокусировки. Кольцо ручной фокусировки с соответствующим блоком линз связано электронно, что и позволяет производить фокусировку с разной скоростью. При медленном вращении кольца механизм медленно и плавно переводит фокус, а при резком повороте фокус смещается так же быстро и резко. Угол поворота кольца при резком повороте как бы сокращается, что очень удобно, если необходимо резко изменить точку фокусировки — не нужно крутить кольцо на 360 градусов. При плавном вращении кольца угол поворота, наоборот, как будто увеличивается. Кстати, перефокусировку можно сделать кнопкой на левом торце камеры и (если перепрограммировать эту функцию) кнопкой на рукоятке. Так как кольцо фокусировки электронное, можно изменить направление его работы на более привычное.

Сразу три полезных возможности объектива я использовал при съёмке дельфина. Большое фокусное расстояние зума позволило дотянуться до дельфина и снять его крупным планом, автофокус помог не потерять чёткость картинки, а встроенный оптический стабилизатор поддержал моё стремление во что бы то ни стало снять эту сцену с рук. Ролик получился резкий, с плавным перемещением камеры за объектом съёмки.

При съёмке прохожих, благодаря зум-объективу и фокусному расстоянию ближе к телеположению, мне удалось немного сжать перспективу. Плавность работы автофокуса меня вполне устроила. Ещё понравилось, что фокус не скачет при распознавании лиц и при потере человека, когда тот выходит из кадра, не рыскает в поисках новой «жертвы».

Дата публикации: 07.08.2017
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Качество. Режимы съёмки»

Canon XC15: Рекомендуемые аксессуары

Alexander Savochkin, 2018-05-10T07:56:12

В статье об этом написано буквально: «Камера ориентирована на продвинутых видеографов и профессионалов,
независимых кинематографистов и журналистов, которым нужен инструмент,
способный обеспечить высококачественный материал для производства
фильмов и телерепортажей при оперативной съёмке сюжетов и динамичных
сцен без использования штатива и дополнительного оборудования.»

То есть всё, о чём вы говорите — хорошо и полезно, но жить и снимать без этого вполне можно. Моторизованные наезды дело такое: в одном из 100 случаев они и правда нужны, а в остальных вполне хватит плавности кольца. Зум в кадре — не лучшее, что может сделать оператор. Ну а боке и нужно не всем.

сергей, 2018-05-10T07:06:01

несменный объектив камеры не моторизован по зуму! Я согласен на несменный объектив, но дайте мне возможность управлять скоростью и самим зумом с помощью «качалки зума». Её нет! Зум только на кольце несъёмного объектива! Объектив не светосильный, постоянной диафрагмы на всех фокусных нет. Боке у этой «камеры» отсутсвует напрочь. Дальше: а какая матрица? Матрица с диагональю в «дюйм», вроде много, но подвох в том , что дюйм не английский 2.54см, а «видиконовский» в 16мм. То есть хуже, чем в кропнутом фотоаппарате за 500 долларов. И зачем мне такая «видеокамера-мартышка», её даже держать в руках неудобно, да за такую конскую цену? Я лучше куплю новейшую SONY A7-3, с фирменным объективом 24-105, обойдётся в те же 3000 американских рублей, только по качеству видео будет «вау»-эффект + ещё и фотки отличные.

sharapov, 2017-09-28T14:50:33

В документации камеры нигде не заявлена возможность писать HD на обе карты. На CFast — 4K , На SD — Full HD (в документации именуется HD). В меню камеры такой возможности мы тоже не встречали.

Василь Відеограф, 2017-09-27T17:38:49

Ваших исходников в HD формате нет в сети? Есть возможность писать HD формат на обе карты одновременно?

Alexander Savochkin, 2017-09-24T14:09:47

Было бы круто писать «рапид» и «цейтрафер», но, боюсь, поймут не все. :)

Сергей Хлопов, 2017-09-24T12:30:55

Сайт о фототехнике, а до сих пор путаете ускоренную съемку с замедленной.

A741acea 0c6a 4aef 9cf5 4b0314a02ede