Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Тест цифровой кинокамеры Canon XC15

Дата публикации: 07.08.2017

Дизайн, эргономика, управление

Получив в руки огромную коробку, я приготовился извлечь из неё что-то громоздкое и тяжёлое, но опасения не оправдались: её внутренности были заняты в основном аксессуарами, а сама камера оказалась компактной.

Её дизайн почти полностью повторяет Canon XC10, за исключением разъёма в верхней части корпуса для подключения аудиоадаптера MA-400. По дизайну все камеры семейства XC напоминают сильно упрощённую версию Сanon Cinema EOS C100 — без «надстройки» с электронным видоискателем, но с похожими обводами корпуса слева; с несъёмной поворотной рукояткой справа; с наклонным, а не поворотным, сенсорным экраном и с меньшим количеством кнопок и переключателей на корпусе.

Для переноски Canon XC15 подошла небольшая сумка-слинг, в которую уместились и сама камера, и аксессуары, включая дополнительные аккумуляторы и флешки, адаптер MA-400 с кабелем для подключения внешних микрофонов, оптическую насадку-видоискатель, которая крепится на экран, и бленду объектива. Внешний микрофон и кабель для его подключения к адаптеру MA-400 с камерой не поставляются — их необходимо приобрести отдельно, как и карты памяти.

Слева сверху на корпусе расположен разъём для подключения аудиоадаптера MA-400. Он закрыт резиновой накладкой и не мешается, когда адаптер не подключён. Место для него выбрано удачное. Также понравились крепления наплечного ремня — в них нет движущихся «брякающих» частей, которые издавали бы шум прямо в микрофон, находящийся рядом.

На левом боку — переключатель режима автофокуса (авто или ручной) и две программируемые кнопки. По умолчанию они отвечают за отображение информации на экране и кратковременное включение автофокуса, если система фокусировки переведена на ручное управление. Удобно, что переключение режима фокусировки производится не кнопкой, а сдвижным переключателем. Его сложно нажать случайно, а при необходимости проще найти на ощупь, не отвлекаясь от съёмки.

Рядом с переключателем и кнопками под заглушками спрятаны 3,5-мм разъём для подключения микрофона без использования аудиоадаптера, HDMI-выход, USB-разъём и гнездо для подключения блока питания.

Компоновка выходов довольно плотная, и при подборе кабелей USB и HDMI нужно учитывать толщину пластиковой отливки вокруг разъёма, иначе они могут мешать друг другу при подключении.

Слева на корпусе также имеется вентиляционная решётка. Через неё при помощи встроенного вентилятора выгоняется воздух из системы охлаждения светочувствительного сенсора камеры, а с противоположной стороны через такую же решётку происходит забор воздуха. Вентилятор работает очень тихо. Тем не менее есть возможность отключить его в меню.

Расположенный на задней панели камеры сенсорный экран поднимается на 90 градусов, а опускается на чуть меньший угол, но это не затрудняло съёмку на вытянутых над головой руках. Наклонный экран также оказался удобен при использовании штатива и съёмке от уровня пояса.

Сенсорная панель экрана помогала мне легко и быстро перемещаться по меню, включать и выключать нужные функции и изменять необходимые параметры. Чувствительность и скорость отклика панели достаточные для комфортной работы.

Экран имеет глянцевую поверхность. Её несложно поддерживать в чистоте, однако при съёмке на ярком солнце и с пёстрым фоном экран бликует, мешая визировать картинку.

Для решения этой проблемы и повышения удобства работы с камерой в комплекте есть видоискатель-оптическая насадка на экран. Она помогла мне не только убрать нежелательную засветку и блики, но и обеспечить дополнительную стабильность при съёмке с рук — немного прижавшись бровью к наглазнику насадки, я получил уверенную дополнительную опору.

Наглазник крепится быстро и просто при помощи одного фиксатора. Экран при этом сохраняет функцию наклона, насадку также можно «подогнуть», учитывая индивидуальные особенности оператора и вид съёмки. Однако в отличие от таких видеокамер, как XA35, снабжённых и поворотным экраном, и видоискателем, XC15 всегда остаётся только с одним инструментом для визирования.

Справа на камере есть по-настоящему многофункциональная вещь — поворотная рукоятка, несущая внутри аккумулятор питания и основные органы управления снаружи. Она способна поворачиваться на 180 градусов и позволяет работать с камерой практически из любого положения. Резиновые накладки почти на всей её поверхности добавляют уверенности в хвате. Рукоятка фиксируется в трёх положениях: в более привычном вертикальном и в двух горизонтальных — кнопкой пуска записи вперёд или назад. Также я использовал её в удобных для текущей ситуации промежуточных положениях с разным углом поворота, но без фиксации. Удерживать в руках камеру таким образом не очень комфортно, зато можно держать поблизости нужные органы управления при съёмке, сидя или стоя за штативом.

На наклонном участке рукоятки удобно расположена под указательным пальцем кнопка спуска затвора/начала записи. Она окружена кольцом переключения режимов «Фото»/«Видео». Сверху, тоже в хорошей доступности, находятся кнопки включения камеры и просмотра отснятого материала, колесо выбора параметров и диск выбора режима съёмки с фиксатором, исключающим случайное проворачивание. Спереди на рукоятке — датчик приёма сигналов от пульта дистанционного управления и индикатор записи (та самая красная лампочка, подсказывающая окружающим, что их снимают).

На задней панели рукоятки тоже есть органы управления. Сверху — программируемая кнопка, которой по умолчанию присвоена функция увеличения изображения. Я переназначил её на вызов монитора формы сигнала. Это крайне полезная вещь для любителя снимать в логарифмических режимах. Посередине — кнопка вызова меню и джойстик навигации по нему. Последний очень пригодился при использовании оптической насадки-видоискателя, когда нет доступа к сенсорному экрану. Джойстик находится в зоне риска: кажется, что он всё время должен случайно задеваться. Но на практике такого не произошло. При нормальном удержании камеры джойстик доступен для управления большим пальцем, что очень удобно.

Дизайн камеры позволяет быстро производить замену карт памяти, даже если она установлена на штатив. На задней панели под крышкой спрятаны два слота: один для карты стандарта CFast, на которую записываются 4K-ролики, второй — для карты памяти стандарта SD. На неё записываются видео в формате HD и фотографии.

Замена аккумулятора в XC15 стала проще: поворотная рукоятка, в которой находится аккумулятор, позволяет извлечь его при любом её положении.

Удобство замены аккумулятора или карты памяти при установленной на штатив камере — роскошь, доступная далеко не каждой фото- или видеокамере. Например, в модели XA35 штативная площадка перекрывает доступ к защёлке аккумулятора. Для Canon XC15 возможность доступа к картам памяти может быть жизненно необходима, ведь в режиме записи 4К с максимальным битрейтом в 305 Мбит в секунду на карту CFast 2.0 объёмом 64 ГБ помещается всего 27 минут видео. Поэтому при ограниченном количестве карт CFast на продолжительную съёмку понадобится брать технику для сброса отснятого материала.

Управление

Кнопок и переключателей на камере немного, освоить управление сможет и новичок. Среди них — три программируемые кнопки, которые могут вызывать различные функции.

Набор доступных функций для всех трёх кнопок одинаков: кратковременное включение автофокусировки в ручном режиме работы, увеличение области экрана, использование шаблона «зебры», выделение цветным контуром объекта, находящегося в резкости (фокус-пикинг), включение двукратного цифрового телеконвертера, использование улучшенного стабилизатора изображения, встроенный фильтр нейтральной плотности, переназначение кнопки старта и остановки записи, назначение кнопки спуска затвора в фоторежиме, вызов индикатора формы сигнала.

Забегая вперёд, скажу, что для меня самыми полезными оказались две. Первая — функция индикации формы сигнала (для контроля над экспозицией и получения хорошего результата в любом режиме записи, особенно в режимах C-Log и в режиме широкого динамического диапазона, когда визирование непосредственно по картинке не даёт правильного представления об экспозиции сцены). Вторая — цифровой телеконвертер и фильтр нейтральной плотности. Очень хотелось бы, чтобы функция компенсации экспозиции была также под рукой, но за ней, к сожалению, нужно «ходить» в меню.

Дата публикации: 07.08.2017
Комментировать
Главы:1234567
Предыдущая главаДалее «Камера в работе»

Canon XC15: Рекомендуемые аксессуары

comments powered by Disqus