Камера в действии
Любому фотографу не терпится испытать новую камеру в действии в реальных условиях. Как профессионалу, специализирующемуся на спортивной съёмке, мне крайне важна точная работа автофокуса и скорость съёмки.
Для теста я отправился на ралли «Белые ночи» в Карелию. Это просто идеальное место для проверки скоростных возможностей камеры. Представьте — раллийный автомобиль вылетает на скорости 150–160 км/ч с трамплина и мчится фронтально в вашу сторону! Следящий фокус должен постоянно перестраиваться, чтобы сохранить объект в резкости. 51 точка АФ (15 из которых — перекрёстного типа) покрывает основную часть кадра и практически весь главный сюжет находится в зоне действия фокуса.
Сложность фокусировки состоит ещё и в том, что машину не видно до самого трамплина, она появляется лишь на вылете. Конечно, тут есть некоторые «хитрости» и даже самым точным автофокусом нужно уметь правильно пользоваться.
Я делал пре-фокус примерно на ту точку, где должна была появиться машина. И в момент вылета автомобиля камере было достаточно доли секунды, чтобы «зацепиться» за объект.
Автофокус успевал ловить машины в самом начале полёта и «держал» их до конца серии.
Скорострельность у камеры внушительная — 8 кадров в секунду хватает, чтобы поймать все фазы полёта раллийной машины. Буфер вмещает до 50 кадров в формате RAW. На практике камера «держит» серию примерно до 50 кадров, дальше скорость несколько снижается, но съёмка продолжается. По скорострельности и объёму буфера D7500 вплотную приближается к топовым зеркалкам. Многим полупрофессиональным моделям такие цифры и не снились. Так что, по скоростным показателям камера покрывает практически все профессиональные задачи.
D7500 ещё предстояло пройти испытание в Австрии, на съёмках этапа Кубка мира по велотриалу. Тут скорости не такие высокие, как в ралли, но очень важна точность работы.
В камере доступно пять режимов следящего АФ: с активными 9, 21 или 51 точками; 3D-слежение, когда камера ловит объект и продолжает держать в фокусе даже при его перемещении по кадру; групповой режим, когда фокус работает по нескольким точкам, объединённым в группу.
Покадровый фокус AF-S работает по одной точке, по всем или в групповом режиме. Во время съёмки я обычно использую следящий режим автофокуса AF-C. А кнопку AE-L/AF-L настраиваю под фиксацию фокуса и, таким образом, в любой момент могу зафиксировать положение фокуса одним нажатием большого пальца.
В зависимости от того, как будет двигаться объект и сколько «лишних» предметов в кадре, способных отвлечь АФ (например, деревья на переднем плане), я выбираю 9, 21 или 51 точку.
Режим 3D-слежения удобен, когда объект непредсказуемо передвигается по кадру, но, по моим наблюдениям, он работает чуть медленней и менее точно, чем режимы с фиксированным количеством точек.
180000 пиксельный RGB датчик от старшей D500 в большинстве случаев корректно определяет экспозицию. Я снимаю репортаж в RAW, и часто «сырой» формат меня выручает, когда нужно быстро реагировать на событие и нет возможности изменять настройки, переключать с матричного на точечный экспозамер.
Кадр снят с нижней точки — тёмный силуэт райдера на фоне светлого неба. Непростая ситуация для автоматики, но RAW прекрасно вытягивается в Lightroom!
Кстати, о точках — поворотный экран существенно облегчает съёмку с нижнего или верхнего ракурса. На одной из трасс я хотел сделать кадр снизу, сквозь брёвна, по которым прыгали райдеры. Очень удобно выстраивать композицию, откинув экран наверх и включив режим Live View.
Благодаря сенсорному экрану фокусироваться в режиме Live View стало намного легче. Не обязательно двигать точку фокуса мультиселектором, а достаточно просто коснуться пальцем объекта на экране. После того, как камера поймает фокус, она тут же сделает снимок. Да, контрастный фокус в Live View работает медленней, чем привычный фазовый, и камера не снимает серию. Но и тут есть небольшой лайфхак: если вам нужно снять динамичный сюжет или несколько кадров — заранее выставляйте кадр через Live View, потом возвращайтесь в обычный режим и снимайте. Либо включите показ кадров на экране, сделайте предварительный снимок и внесите правки, исходя из тестовой фотографии. Для более спокойных сюжетов сделать кадр через сенсорный экран также удобно, как фотографировать на телефон.
А вот кадр с высокой точки. Камеру я держу на вытянутых руках над головой, отклонив экран вниз.
Порой я использовал камеру вместе с телеобъективом AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II, получая больший эквивалент фокусного расстояния за счёт кроп-фактора матрицы.
Одна из моих любимых функций в камерах Nikon среднего сегмента — возможность управления внешними вспышками. Управление по ИК-каналу имеет ряд ограничений: небольшой радиус действия; между камерой и светоловушкой вспышки должна быть прямая видимость; нестабильная работа при ярком солнечном свете. Зато не нужно тратиться на дополнительные синхронизаторы и можно сразу начинать экспериментировать с необычным освещением.
D7500 может управлять новыми вспышками Nikon SB-5000 и по радио-каналу, правда для этого вам всё-таки потребуется дополнительный передатчик WR-R10.