Вверх

Fujifilm X-T20. Неделя с экспертом

Скорость работы и фокусировка

Проблема многих беззеркалок в том, что они долго включаются. Но Fujifilm X-T20 реагирует на нажатие кнопки включения молниеносно — согласно характеристикам, за 0,4 секунды.

Остальные процессы тоже не тормозят съёмку. Некоторое время занимает только автоматическое переключение между дисплеем и видоискателем. На это фотоаппарату требуется меньше секунды, но в разгаре съёмки и этот промежуток ощутим.

Fujifilm X-T20 - ISO 1000, F2, 1/2000 с, 75.0 мм экв., 13.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 1000, F2, 1/2000 с, 75.0 мм экв., 13.0 МБCкачать RAW

Электронный и механический затвор

Одно из достоинств Х-Т20 — возможность снимать с классическим механическим и электронным затвором. При использовании последнего съёмка происходит без вибрации и шума.

В режиме механического затвора Х-Т20 может отрабатывать выдержки в диапазоне от 30 до 1/4000 с. Обычная цифра для камер любительского и полупрофессионального уровня. С электронным затвором диапазон выдержек значительно расширяется: от 30 до 1/32000 с. Такие короткие выдержки пригодятся не только для съёмки быстрого движения, но и для работы со светосильной оптикой (F1.4) при ярком солнечном свете.

Fujifilm X-T20 - ISO 200, F1.4, 1/15000 с, 53.0 мм экв., 11.0 МБ X-T20 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/15000 с, 53.0 мм экв., 11.0 МБ

В камере есть режим Bulb, в котором выдержка устанавливается вручную через механический тросик (вкручивается в резьбу на кнопке спуска) или пульт дистанционного управления (подключается через разъём для микрофона).

Fujifilm X-T20 - ISO 800, F8, 1/160 с, 56.0 мм экв., 15.0 МБ X-T20 / XC16-50mmF3.5-5.6 OIS II УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/160 с, 56.0 мм экв., 15.0 МБ

В камерах конкурентов электронный затвор хлопает чуть тише механического, однако в X-T20 он абсолютно бесшумный. По умолчанию работа электронного затвора сопровождается щелчком из динамика, но и его можно отключить.

Fujifilm X-T20 - ISO 800, F8, 1/320 с, 75.0 мм экв., 14.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/320 с, 75.0 мм экв., 14.0 МБ

Бесшумность важна во многих случаях: съёмка в театре, съёмка новорождённых детей, пугливых животных, стрит-фотография и пр.

Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ

Поскольку электронный затвор не создаёт вибрации, его можно использовать для достижения максимальной детализации при съёмке со штатива.

Fujifilm X-T20 - ISO 200, F22, 28 с, 32.0 мм экв., 10.0 МБ X-T20 / XC16-50mmF3.5-5.6 OIS II УСТАНОВКИ: ISO 200, F22, 28 с, 32.0 мм экв., 10.0 МБ

Однако при быстром движении в кадре возможно появление эффекта rolling shutter: вертикальные линии становятся наклонными. Это свойственно всем матрицам без глобального затвора (global shutter). Всё дело в том, что считывание данных с современной матрицы происходит не мгновенно, а постепенно, по строкам. Однако для получения эффекта rolling shutter нужно или очень быстро двигать камерой, или снимать автогонки.

Если при съёмке с электронным затвором резко дёрнуть камерой в сторону, мы получим эффект rolling shutter.

Если при съёмке с электронным затвором резко дёрнуть камерой в сторону, мы получим эффект rolling shutter.

Cкачать RAW
Съёмка в тех же условиях с механическим затвором

Съёмка в тех же условиях с механическим затвором

Cкачать RAW

Также при использовании электронного затвора не работают расширенные значения ISO: 100 (L), 25600 (Hi) и 51200 (Hi2).

Фокусировка

Аппарат оснащён новой системой гибридной фокусировки. 169 датчиков фазовой детекции обеспечивают заметно более точную и быструю работу по сравнению с контрастной фокусировкой.

Расположение фазовых датчиков в Fujifilm X-T10

Расположение фазовых датчиков в Fujifilm X-T10

Распределение фазовых и контрастных точек фокусировки в кадре X-T20. Крупные квадраты — область покрытия точек фазовой детекции, маленькие — точки контрастной фокусировки.

Распределение фазовых и контрастных точек фокусировки в кадре X-T20. Крупные квадраты — область покрытия точек фазовой детекции, маленькие — точки контрастной фокусировки.

Достаточно указать пальцем область фокусировки, и через мгновение резкость будет в этом месте. Скорость сильно зависит от объектива, но в целом она очень высока и вполне сопоставима с показателями зеркалок.

Fujifilm X-T20 - ISO 200, F8, 1/100 с, 75.0 мм экв., 9.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/100 с, 75.0 мм экв., 9.0 МБ

Можно выбрать фокусировку по точке (для более тонкого контроля) или зоне.

Выбор точки фокусировки: от самой маленькой до самой большой

Выбор точки фокусировки: от самой маленькой до самой большой

Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/125 с, 85.0 мм экв., 4.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/125 с, 85.0 мм экв., 4.0 МБ
Выбор размера зоны фокусировки

Выбор размера зоны фокусировки

Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/125 с, 85.0 мм экв., 3.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/125 с, 85.0 мм экв., 3.0 МБ

Есть режим автоматического выбора зоны фокусировки.

Fujifilm X-T20 - ISO 1250, F2, 1/60 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2, 1/60 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ

Ещё одна полезная функция — распознавание лиц: камера сама находит лицо в кадре и фокусируется на нём. Автоматика распознаёт глаза, фокусируясь, как это принято в портрете, строго на них. Это особенно актуально при съёмке на светосильную оптику, когда глубина резкости мала и любой промах с дистанцией критичен.

В меню можно выбрать, на каком глазе фокусироваться.

В меню можно выбрать, на каком глазе фокусироваться.

Использован профиль фотопленки “Pro Neg. Std”.

Использован профиль фотопленки “Pro Neg. Std”.

X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F2, 1/100 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ

Автофокус работает в двух привычных режимах: следящем и покадровом. Покадровый подойдёт для статичных сцен, следящий — для динамичных.

У каждого фотографа были случаи, когда камера не успевала сфокусироваться на быстро движущемся объекте. С Fujifilm X-T20 такое случается заметно реже. Следящая фокусировка цепкая и точная. Если фотоаппарат сможет распознать в кадре лицо, то фокус вцепится за него мёртвой хваткой.

Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW
Fujifilm X-T20 - ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/2700 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW

Если лица нет, то стоит выбрать зону фокусировки, которая поможет уследить за перемещениями объекта.

Цепкость автофокусировки немного снижается, когда объект покидает область фазовых датчиков. На периферии кадра, справа и слева, расположены менее чувствительные точки контрастного автофокуса.

Fujifilm X-T20 - ISO 640, F2, 1/2000 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБ X-T20 / XF50mmF2 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F2, 1/2000 с, 75.0 мм экв., 12.0 МБCкачать RAW

Fujifilm X-T20 позволяет выбирать профили работы следящей фокусировки, но вносить свои настройки в работу системы, как это было в Х-Т2, нельзя. Однако готовых пресетов вполне достаточно.

Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 6.0 МБ

Фокусироваться вручную с Fujifilm X-T20 тоже удобно: в камере есть фокус-пикинг.

Fujifilm X-T20 - ISO 800, F1.4, 1/1800 с, 53.0 мм экв., 15.0 МБ X-T20 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.4, 1/1800 с, 53.0 мм экв., 15.0 МБCкачать RAW

При включённом фокус-пикинге детали, находящиеся в фокусе, подсвечиваются яркими контурами. Их цвет фотограф может выбрать.

Ещё одна полезная функция помощи при ручной фокусировке — Digital Split Image (работа с чем-то вроде клиньев Додена).

Фокус-пикинг. Контуры предметов, находящихся в фокусе, подсвечены красным.

Фокус-пикинг. Контуры предметов, находящихся в фокусе, подсвечены красным.

Фокусировка с помощью Digital Split Image. Изображение в квадратной области делится на несколько сегментов. Когда картинка в фокусе, они сходятся.

Фокусировка с помощью Digital Split Image. Изображение в квадратной области делится на несколько сегментов. Когда картинка в фокусе, они сходятся.

Fujifilm X-T20 - ISO 800, F1.4, 1/1700 с, 53.0 мм экв., 16.0 МБ X-T20 / XF35mmF1.4 R УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.4, 1/1700 с, 53.0 мм экв., 16.0 МБCкачать RAW

Чтобы снимать динамичные сюжеты, требуется и быстрая серийная съёмка. У Fujifilm Х-Т20 с этим всё в порядке: до 8 кадров в секунду при работе с механическим затвором и до 14 — с электронным. Это уровень профессиональных репортажных фотоаппаратов.

Предусмотрено два режима серийной съёмки: медленный (СL) и быстрый (CH). В настройках можно отрегулировать скорость съёмки в каждом из них. Так, для не очень динамичных сюжетов подойдёт режим CL с чуть более медленной серийной съёмкой, а с режимом CH вы поймаете все фазы движения.

Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 6.0 МБ
Fujifilm X-T20 - ISO 2000, F7.1, 1/160 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ

Кроме того, важно, чтобы аппарат позволял делать длинные серии.

Буфер камеры Х-Т20 вмещает 62 кадра JPEG, 25 сжатых без потерь или 23 несжатых RAW. Этот показатель немногим меньше, чем у Х-Т2: там речь шла о 73 JPEG и 30 сжатых без потерь RAW.

На практике при использовании карты памяти на 64 ГБ класса UHS-I длина серии JPEG без снижения скорости съёмки (8 кадров в секунду) составляет порядка 170 кадров, запись снимков на карту памяти происходит почти мгновенно. А вот длина очереди при записи в RAW с той же скоростью в среднем равна 16–25 кадрам.

Протестируем серийную съёмку и скорость записи снимков на карту памяти.

Серийная съёмка в режиме CH со скоростью 8 кадров в секунду

При максимальной скорости (8 кадров в секунду) фотограф не видит, что снимает, так как экран гаснет. Увидеть что-то на экране между кадрами серии поможет режим CL при установке скорости съёмки 5 кадров в секунду и менее.

Где купить Fujifilm X-T20


Опубликовано: 25.04.2017

Обсудить
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов
Опубликовано 25.04.2017

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Натан Смирнов, 2017-09-21T09:21:50

И хотел попросить более подробно про меню и настройки,что за что отвечает и что предпочтительнее выбрать. А то в интернете ничего разумного не нашёл.

Натан Смирнов, 2017-09-19T12:27:56

День добрый,если не покупать дополнительные аккомуляторы,можно ли к ней подцепить внешний и какой бы посоветовали?

Георгий Полицарнов, 2017-09-18T12:58:14

К сожалению, он очень далек от реальной работы фотографа и еще дальше от будней фотолюбителя. Я бы охарактеризовал его как нетиповую модель поведения для большинства.

Alexander Savochkin, 2017-09-15T17:15:08

Меж тем, нам DPP очень пригодился бы для редакционных тестов как раз из-за своих ограничений. Он гарантированно преобразует рав в джипег строго на базе того, что есть в раве. В этом отношении он даже лучше камерного джипега.

Георгий Полицарнов, 2017-09-15T05:59:35

Ага, DPP у меня тоже вызвал ассоциации с ГАЗ-66. Вроде едешь, и результат ого-го! Но коробка передач где-то в ж..е, а коленки за ушами торчат. И ты понимаешь, что это все — жертва за возможности. Но всю жизнь я бы так не проездил:)

Alexander Savochkin, 2017-09-14T07:59:16

Да я вспоминаю, как документировал код сервиса, который сам же и писал. Сервис — проще некуда, ему надо было всего-то принять по сети сообщение, сравнить его с эталоном и выдать соответствующий ответ. Документация для пользователей и поддержки отняла ровно месяц работы. А если бы мне за эту работу не платили, я бы и вовсе ничего толком не написал. Так что в мире софта с плохими или отсутствующими мануалами нет ничего необычного. Даже знаменитый в узких кругах 3DLutCreator хоть и дорос до стадии продукта, но нормального мануала не приобрёл, там всю разъяснительную работу совершают сами пользователи в соцсетях.

Жорж, 2017-09-14T07:44:06

Как действующий разработчик исполнительного кода и объектов под Oracle databases, я тоже прекрасно понимаю все трудности реализации :)
Тут при наличии аналитиков, технологов и прочих не всегда сразу удается реализовать функционал как нужно, а в одиночку это вообще адский труд.

Просто написать код-это даже не пол дела, это примерно треть.

Alexander Savochkin, 2017-09-14T07:37:43

Для себя я уже нашёл два применения DPI, мне и правда иногда нужен хороший технический равконвертер. Непонимание, что куда крутить, вызвано отсутствием интерфейсных подсказок и хоть сколько-нибудь внятного мануала. Как-никак, мы же не рождаемся со знанием о логике работы в RPP. Мне, допустим, помогает разобраться индейское терпение в сочетании с фундаментальным профильным образованием, но явно не все пользователи могут себе такое позволить. Я полагаю, что это просчёт автора программы.

Хотя должен сказать, что это совершенно типичные болезни в разработке ПО. Я с ними знаком не понаслышке, с разных сторон, и понимаю причины их возникновения. Если вкратце, заставить программу работать — полдела, и ещё полдела — допилить все мелкие нюансы, от всплывающих подсказок до мануала. Это действительно чудовищный объём работы, причём для разработчика особенно трудный, поскольку не всякий разработчик хорош как технический писатель и юзабилист.

И всё же в существующем виде программа достаточно хороша для того, чтобы ею пользоваться прямо сейчас. Полностью C1P или LR она заменить вряд ли в состоянии, а вот для некоторых узких задач — в самый раз.

Жорж, 2017-09-14T07:07:43

Ну да, как я и писал раньше, инструментарий пока довольно скудный.
Про профили оптики, кстати , на форуме были разговоры-разработчик обещал прикрутить.Локальные коррекции, думаю, появятся в последнюю очередь.
"но порой трудно даже представить, куда крутить значения"-сказывается отсутствие опыта работы с программами подобной философии, после RPP это вообще не проблема)))
В любом случае будет интересно посмотреть во что выльется DPI

Alexander Savochkin, 2017-09-13T15:30:36

Покрутил. Первые впечатления неоднозначные. Ккартинку он восстанавливает довольно чисто и гистограмма похожа на правдоподобную, но порой трудно даже представить, куда крутить значения. Коррекции невозможно локализовать — на мой взгляд, это избыточный пуризм. Это значит, что потом придётся что-то докручивать в фотошопе. Профилей оптики не хватает, и даже понятно, почему — но чёрт, с ними и правда лучше. В общем, мне DPI напомнил езду по пересечённой местности на автомобиле с механической коробкой передач без синхронизаторов. Вроде и едешь, а всё что-то не так.

Впрочем, картинку DPI всё-таки выдаёт довольно приятную.

Жорж, 2017-09-13T12:31:20

Пожалуйста)Да, за счет лутов и аккуратных "фотографических" базовых инструментов мощная штука вырисовывается.
Допилили бы экспорт, чтобы можно было прикрутить дроплет на постпродакшн, цены бы ему уже сейчас не было))

Alexander Savochkin, 2017-09-13T10:46:30

Скачал DPI, играюсь. Драгндропа нет, но жить можно. Возможно, для него и найдётся место в моём техпроцессе. Спасибо за наводку. :)

Жорж, 2017-09-13T08:51:03

Не буду спорить, ибо не в теме, и мне жалко времени, чтобы препарировать проявщики до такой степени)))
Тем не менее данное решение так же имеет право на жизнь. И живет уже более 10 лет, имеет кучу как фанатов, так и просто пользователей.
Не знаю, в особенностях инструментов ли дело, или в плавающей точке-в RPP очень сложно испоганить снимок до безобразия, даже если открыл программу первый раз, на кривой виртуалке и с дешевым некалиброванным древним монитором. И включил самую адскую "вельвию" для лицевого портрета :)

Alexander Savochkin, 2017-09-13T07:52:49

С плавающей точкой одна проблема: точность представления числа тем выше, чем меньше само число, а вот точность АЦП в тенях как раз наоборот ниже. Поэтому использовать числа с плавающей точкой избыточно: с наибольшей точностью они передадут то, что априори неточно. И за это ещё и приходится платить быстродействием. Так что спорное решение.

Жорж, 2017-09-13T06:19:56

Плавающая точка-клевая штука. Например, даже сильно заниженная точка черного не убивает детали в тенях, как это происходит в Лайтруме. Инструменты настройки контраста работают гораздо точнее, не так грубо, как в том же ЛР.
То, что работает только на Маке-да, беда.Хорошая конфигурация железа для обработки больших объемов РАВ стоит как Новенькая Сони А9 с парочкой стекол GM, именно поэтому RPP использую только для одиночных фотографий =(

Кстати, сейчас разрабатывается похожий проект, только на обе платформы. Digital Photo Interpreter. Инструментарий пока весьма скудный+нет главной фишки RPP-встроенных адекватных цветовых профилей. Но уже сейчас с помощью точек белого/черного, деликатного контраста, LUTs, некой сноровки и "какой-то матери" вполне можно получить качественный результат =)Искренне надеюсь, что автор не забросит проект.

Alexander Savochkin, 2017-09-13T06:03:13

Не так уж мало условий, но это типично для любого равконвертера. В общем-то, в лайтруме работать не сильно быстрее, если надо косяки исправлять. К отсутствию интерактивности тоже, наверное, можно привыкнуть. Зачем там нужна арифметика с плавающей точкой, я не знаю — точности-то она прибавлять не должна — но пусть это будет на совести разработчиков. Для меня в RPP существенный недостаток один — оно работает только на маке. :)

Жорж, 2017-09-13T05:50:13

Авторежим-это когда рычажок под колесом выдержек во включенном состоянии.
В этом режиме доступны только основные цветовые профили(Std,B,A,Sepia) и экспокоррекция. Все остальное отдано на откуп автоматике. Съемка только в jpeg.

Жорж, 2017-09-13T04:29:22

Дело привычки, на самом деле. Если серия снята ровно по экспозиции, без запасов на кадрирование и ошибок выбора ракурса, то минут 5 уходит на первый кадр и еще парочка-на синхронизацию настроек на всю серию.
На выходе-эстетичный цвет, контраст. Ляпота!

Alexander Savochkin, 2017-09-12T22:44:36

Это хорошая новость, хотя мне кажется, RPP не самый популярный конвертер. Я, например, им не пользуюсь, и даже не могу пользоваться, поскольку не практикую маководство, а городить целую виртуалку ради RPP несколько странно. Для аналитической работы хватает libraw, а для просто работы хватает и ACR. Но за тех, у кого RPP, можно только порадоваться. :)

Жорж, 2017-09-12T21:50:00

Значения ИСО в Фуджи завышены как минимум на стоп. Т.е по факту камера дает читсую картинку на ИСО до четсных 1600(3200 в настройках камеры). Да, это реально круче какого-нть Canon 550D десятилетней давности, но ни разу не преимущество перед камерами-современниками.

A7233111 3048 48f5 8679 a6c51758d7b8