Режимы съёмки
Смартфон всегда под рукой — в кармане куртки или джинсов. Как только я видел что-то интересное, моментально доставал устройство и делал снимок.
Могу сказать, что в последнее время мобильная фотография меня буквально атаковала. Я вернулся к тому, с чего начинал год назад — к смартфонам. Целый год я использовал фотоаппарат, но после того, как познакомился с людьми, которые делают вполне профессиональные снимки на смартфоны, начал относиться к мобильной фотографии более серьёзно. Меня в большей степени интересует фотообработка. Я заметил, что иногда снимок, снятый и обработанный в смартфоне, выглядит не хуже фотографии с камеры. В мобильных приложениях доступна ретушь, цветокоррекция и многое другое.
Снимать даже на хорошую камеру без дополнительного света при таком освещении крайне сложно. Получился необычный контровой кадр, более-менее киношная картинка. С подобных снимков я начинал.
Новичку стандартное приложение камеры даёт идеи и простор для творчества. Возьмём режим «Дети». В нём очень короткая выдержка, чтобы ничего не смазалось. Со смартфоном ASUS Zenfone 3 пользователь узнаёт, что такое выдержка, начинает понимать, какие настройки в ручном режиме нужно менять в той или иной ситуации.
Я очень доволен приложением камеры в ASUS Zenfone 3. Здесь есть много разнообразных сюжетных программ. На других смартфонах, чтобы пользоваться этими функциями, приходится скачивать приложения: например, Facetune, программу для создания GIF. А тут ничего не нужно устанавливать, и уж тем более платить за это.
Особенно хочу выделить ручной режим. Очень круто, что можно воспользоваться тонкими настройками изображения. Ручной режим даёт свободу творчества и шанс покреативить. А главное — высочайшее качество фотографий. Возможность установить значение ISO в 50, 100 или 200 единиц напрямую сказывается на качестве картинки.
К сожалению, при мобильной фотосъёмке невозможно изменить диафрагму, поэтому иногда я использовал ND-фильтр для смартфонов. И всё же порой пересветов не избежать.
Снимки с разными настройками ISO в ручном режиме
Отражение в воде на снимке часто получается не таким выразительным: вода может быть грязной, на ней бывает рябь и пр. Здесь видно, насколько вода чиста. Помимо отражения, в кадре много светлых объектов, которые могли бы создать жёсткие пересветы. Но снимок идёт от светлого к тёмному. Мне было интересно, как смартфон поведёт себя в таких условиях. На выходе — крутое качество. В данном случае я пробовал разные настройки ISO.
В ручном режиме можно настраивать ISO, выбирая значения от 50 до 3200 единиц, но я бы рекомендовал не подниматься выше 200. На свою первую камеру я всегда фотографировал на ISO 100, потому что дальше снимки начинали сильно шуметь.
На смартфоне в различных сюжетных программах значение ISO может отличаться от стандартных. Мы привыкли, что светочувствительность меняется с определённым шагом (50, 100, 200, 400 и так далее), но в автоматических режимах электроника может выставить значение 125 или 450 единиц. Разница небольшая, но она есть и иногда играет существенную роль.
Вот сюжет с неподвижными людьми, на заднем плане — движущийся поезд. Он размылся благодаря длительной выдержке. Во время теста ASUS Zenfone 3 я пробовал разные настройки, снимал на низких ISO. Света на станции было немного, и я удивился качеству фотографий, которые увидел на экране ноутбука. Показал знакомым, коллегам по цеху, и у всех восторженная реакция: многие не верили, что я сделал эти снимки на смартфон.
При съёмке небоскрёбов «Москва-Сити» ночью я устанавливал выдержки от 4 секунд до максимального значения в 32 секунды. Конечно, тут можно заметить шумы. Я также искал правильные настройки ISO: пробовал 50, 100 и другие значения, но от шумов, к сожалению, полностью избавиться не удалось. Однако это издержки ночной съёмки, не все фотоаппараты справляются с такими условиями. В этом кадре шумы даже стали некой фишкой, ASUS Zenfone 3 показал себя молодцом. На снимке заметно небольшое движение облаков за счёт длительной выдержки. От небоскрёбов исходит свет, который тоже начинает работать на снимок, и при этом никакого пересвета нет.
Честно говоря, я не заметил особой разницы между режимами HDR Pro и HDR. Последний можно подключить в авторежиме: электроника сама определяет когда включить функцию расширенного динамического диапазона, он не является выделенной сюжетной программой. Я сделал несколько снимков там, где HDR требовался — тёмные переулки с белым небом. В целом, HDR справляется со своей задачей. Где-то чётко были видны небо и облака, но при этом окружение оставалось тёмным. Я не работал локально кистями, решил редактировать снимки с ASUS Zenfone 3 по минимуму, не особо заморачиваясь и не стараясь проявить что-то специально.
Некоторые кадры я делал с использованием цифрового зума. Он меня впечатлил! Например, этот сюжет я снял с использованием зума и без него. Без приближения качество на высоте, придраться не к чему. Но и с зумом картинка отличная: высокое качество, прекрасная детализация, даже видны отдельные снежинки. Я как раз старался поймать их в кадр, и у меня получилось.
Режим «Суперразрешение» очень необычный. Можно делать на смартфон фотографии с разрешением 64 Мп! Я заметил, что снимки получаются разного формата — меняется рамка, соотношение сторон не всегда 16:9. Как мне объяснили в редакции, смартфон делает подряд несколько снимков, но за счёт микроскопических сдвигов и колебаний в процессе съёмки изображения получаются разными. Объединение их в один снимок и даёт увеличения детализации.
Этот режим я бы советовал активировать при хорошем освещении, поскольку в нём используются автонастройки. В темноте камера Zenfone увеличивает значение ISO, из-за чего на снимке могут появляться шумы.
Чтобы избавиться от них, я переключался на ручной режим и искал правильные настройки. Безусловно, иногда проще выбрать сюжетную программу под конкретный вид съёмки. Особенно это актуально для тех, кто ещё не умеет снимать с ручными настройками.
В режиме «Глубина резкости» смартфон делает сразу несколько кадров с разными фокусными расстояниями. Мы получаем снимки с фокусом на переднем и заднем плане. Далее смартфон совмещает два этих кадра, и пользователь может менять глубину резкости. Обычно всё очень неплохо выглядит примерно на 50% совмещения.
Если настроить размытие на максимум, в фокусе может оказаться маленькая точка, а всё остальное уйдёт в размытие.
Поскольку глубина резкости реализована программными средствами, то не обходится без промахов. Они случаются при съёмке объектов с отражающими поверхностями: смартфон «не видит» край предмета и может смазать его. Но в случае с кроссовками у меня почти все снимки сделаны с максимальным размытием. Я получил кадры с малой ГРИП, как и должно быть.
Когда такой возможности не было в мобильной фотографии, люди загружали подобные снимки в приложения и тёрли пальчиком. На обработку уходило много времени, а сейчас получается, что всё делает смартфон.
В этом режиме я пытался использовать резкость на сто процентов, и получилась очень высокая детализация. Я выбирал разные объекты: кроссовки, бюсты, фактурные фигуры.
Думал, что смартфон запутается при съёмке такого необычного стола. Где сфокусироваться: на переднем плане, в центре или на фоне? На мой взгляд, в кадре даже слишком много объёма. Получилось сфокусироваться по центру, есть размытие на переднем плане, но основное боке на фоне.
Чтобы сделать такой кадр, приходится очень много экспериментировать даже с фотоаппаратом. Со смартфоном этот сюжет запечатлеть немного проще, потому что он компактнее. Год назад мне не могло даже в голову прийти, что я смогу такое сделать со смартфоном. Естественно, мне помогли ручные настройки. Я зафиксировал Zenfone 3 с помощью штатива и держателя, облокотился на всё что только можно и нажимал на спуск затвора, чтобы поймать момент, когда у меня не трясутся руки. Такие кадры вызывают ощущение космоса, как будто находишься в другом измерении. Съёмка интересна ещё и тем, что в боковом стекле есть дополнительное отражение.
Это случайный кадр. Я просто увидел пузырь, моментально достал смартфон и сфотографировал. Снимок меня очень удивил детализацией.
Я пробовал снимать уличную жизнь через витрину, чтобы оценить, как работает автофокус и как смартфон фокусируется, когда на переднем плане стекло. Многие смартфоны и фотоаппараты в авторежиме зачастую делают резким именно его, а не жизнь за ним. Получилось очень здорово: виден снег, видны люди, которые спешат по своим делам. Всё в фокусе!
На станцию «Международная» я всегда приезжал с камерой, но редко получалось что-то действительно интересное. В этот раз я решил потестировать ASUS Zenfone 3. Станция имеет необычную геометрию, отражения. Ощущение глубины смартфон передаёт без искажений.
Станция «Выставочная». Я ждал поезд минут десять специально для этого кадра.
Мне очень нравятся фотографии с людьми. Думаю, здесь получилось передать жизнь города в помещении: все куда-то бегут, спешат… И не сразу можно понять, что перед нами Москва.
В смартфоне также есть режим «Ночь: Слабое освещение». В нём разрешение изображения уменьшается до 3 мегапикселей. За счёт этого шумов становится чуть меньше.
Эту фотографию я сделал на длинной выдержке. Сзади машина стояла, поэтому получилась такая точка с пересветом. Но тут же есть красный трек от движущегося автомобиля.
Я очень хотел поснимать город и поток людей, показать не каких-то дементоров или роботов, а человека в процессе. При первом взгляде здесь трудно заметить жизнь, но я думаю, что всё, что мы видим на этом кадре, стоит десятки лет, а люди движутся вокруг этого. И как только присматриваешься, видишь контуры, тени, следы…
Режим «Панорама» очень порадовал высоким качеством изображения. С фотоаппаратом панорамы без штатива снимать крайне сложно, и эту сюжетную программу можно считать фишкой смартфонов. ASUS Zenfone 3 позволяет создавать круговые панорамы, снимая с рук. Отмечу прекрасную детализацию и отсутствие склеек.
Со всеми фотографиями я поступил стандартно — загрузил в Adobe Lightroom. Кадров получилось много, это была пакетная обработка. Есть версия Lightroom для смартфонов, которую я скачал на Zenfone 3. Я не смог ничего сделать с несколькими снимками с пересветами ни в смартфоне, ни на компьютере. Теперь я иногда обрабатываю снимки и с фотоаппарата, и со смартфона в приложении, потому что оно простое, функциональное и всегда со мной.
В приложениях есть возможность поработать с тенями, цветами, светом. Можно добиться обработки близкой к профессиональным снимкам. Но надо учитывать и то, что чем хуже снимок, тем хуже он выйдет при мобильной обработке.