Основные улучшения в Fujifilm X-Pro2
С момента выхода фотокамеры Fujifilm X-Pro1 прошло уже четыре года. Но нужно отдать должное японскому производителю: в самой компании вместо того, чтобы каждый год выпускать слегка модернизированную модель, совершенствовали уже выпущенную камеру Fujifilm X-Pro1 путём постоянного обновления прошивок, а также регулярно радовали поклонников бренда качественной оптикой и камерами в других сегментах.
Первые весточки о новом флагмане Fujifilm X-Pro2 появились в январе 2015 года. Тогда было ясно лишь то, что внешне он будет похож на своего предшественника. Но когда были обнародованы все технические особенности новой флагманской фотокамеры, стало понятно, что они превзошли не только Fujifilm X-Pro1, но и самые смелые ожидания. Fujifilm X-Pro2 получила совершенно новый сенсор и процессор, новый автофокус и затвор, обновленный гибридный видоискатель, множество полезных функций и возможностей, частично реализованных ранее в Fujifilm X-T1 и X-T10.
Новая матрица X-Trans CMOS III
Fujifilm X-Pro2 стала первой фотокамерой, получившей сенсор X-Trans CMOS третьего поколения с разрешением в 24,3 Мп. Разрешение выросло в полтора раза, а что стало с качеством снимков? Об этом мы подробно поговорим в нашем тесте.
Даже при ISO 3200 камера позволяет получать гладкую, практически назашумленную картинку с множеством мелких деталей.
Основным отличием X-Trans от других сенсоров, использующих цветоделение за счёт массива цветных фильтров, является менее регулярная структура расположения цветных элементов. В классической байеровской матрице (применяется почти во всех современных фотокамерах) повторяющимся элементом является ячейка из двух зелёных, одного красного и одного синего элемента. В сенсорах X-Trans CMOS размер повторяющегося элемента гораздо больше — 6х6 пикселей.
Внутренняя структура матрицы Fujifilm X-Tans CMOS III. Обратите внимание на отличающееся от байеровского массива расположение цветных фильтров. Датчики фазовой детекции находятся под зелеными пикселями.
Такая структура позволяет снизить до минимума риск возникновения муара и отказаться от противомуарного фильтра. Подобные фильтры часто называют фильтрами нижних частот (OLPF). Они искусственно снижают детализацию изображения, чтобы не допустить муара.
Откройте снимок в новом окне, чтобы оценить его детализацию. Обратите внимание на проработку ресниц лошади.
Отсутствие низкочастотного фильтра, в свою очередь, обеспечивает более высокую детализацию снимков. Конечно же, чтобы реализовать весь потенциал новой матрицы, инженеры создали и новый процессор X-Processor Pro, который в четыре раза быстрее своего предшественника. Почти вдвое (до 84 кадров в секунду) увеличилась частота обновления экрана электронного видоискателя и наполовину сократилось время затемнения видоискателя после нажатия на спуск.
Уникальный гибридный видоискатель
Видоискатель фотокамеры Fujifilm X-Pro2 без преувеличения можно назвать произведением инженерного искусства. Настоящее возвращение к истокам фотографии. Сам видоискатель, как и форм-фактор камеры, корнями уходит в славное плёночное прошлое, когда дальномерные фотоаппараты были так же популярны, как и зеркальные.
В дальномерных камерах видоискатель был разделён с объективом. Наводка на резкость производилась путём совмещения двух изображений в видоискателе (это и был дальномер). Кадрирование же осуществлялось с помощью рамки, соответствующей фокусному расстоянию объектива. При этом само поле видоискателя было значительно больше кадрирующей рамки. Именно за возможность видеть за границами кадра фотографы так полюбили дальномерки. Однако сегодня в цифровом мире встретить такие видоискатели можно только в камерах серии Leica M, Fujifilm X-Pro и серии X100.
Главное же отличие оптического видоискателя от популярных сегодня электронных в том, что он остаётся ярким в любое время суток, у него отсутствуют какие-либо задержки, затемнения во время съёмки. И он позволяет видеть то, что происходит за границами кадра.
Но что действительно делает Fujifilm X-Pro2 уникальной, так это комбинация оптического и электронного видоискателей. В X-Pro2 видоискатель гибридный!
На передней панели фотокамеры Fujifilm X-Pro2 расположен многофункциональный переключатель между оптическим и электронным видоискателем. Фотографам старой школы он, скорее всего, напомнит рычажок автоспуска. В режиме оптического видоискателя, нажав на центральную кнопку, можно включить подсветку всех рамок, чтобы оценить кадрирование при использовании других фокусных расстояний. Подобной функцией часто пользуются, например, владельцы фотоаппаратов Leica M с фиксированным фокусным расстоянием, когда необходимо оценить плотность кадрирования и подобрать наиболее подходящий фикс.
Оптическим видоискателем очень удобно пользоваться с объективами с фокусным расстоянием от 18 мм. При зумировании поле зрения видоискателя не изменяется, и в нём лишь подсвечивается соответствующая рамка. Самая широкая рамка соответствует фокусному расстоянию объектива в 18 мм, и при зумировании её поле сужается. Если установить на камеру 16-миллиметровый объектив, то рамки в видоискателе и вовсе не будет, однако поле зрения видоискателя примерно соответствует как раз такому объективу.
В оптическую схему видоискателя включена дополнительная линза, которая может менять увеличение видоискателя между х0,6 и х0,3, позволяя более комфортно работать с разными фокусными расстояниями объектива. Переключение осуществляется всё тем же селектором, который нужно удерживать в крайнем положении около секунды.
Переключение рычажка влево активирует небольшой электронный экранчик, который призван помочь в оценке точности попадания фокуса как в ручном режиме, так и при работе автофокуса по выбранной точке. В широкой зоне фокусировки функция недоступна. Для перехода в режим электронного видоискателя (ЭВИ) достаточно повернуть рычажок вправо. ЭВИ не раз выручал меня во время съёмки на телеобъектив, а также в тех случаях, когда нужно было использовать сверхсветосильный объектив Fujinon XF 56mm F1.2.
Когда неудобен оптический видоискатель?
Использование телеобъектива делает поле рамки слишком маленьким, что затрудняет кадрирование, а также фокусировку. Помимо этого, использование оптического видоискателя имеет ряд ограничений при фокусировке на дистанциях менее метра. Из-за эффекта параллакса (оптическая ось объектива не совпадает с оптической осью видоискателя) точное кадрирование на таких близких дистанциях затруднительно. Именно по этой причине практически все классические дальномерные объективы имеют минимальную дистанцию фокусировки 1 и 0,7 метра, но не меньше.
На этом снимке хорошо виден эффект паралакса при фокусировке на близкорасположенном объекте. До фокусировки смещение рамки предугадать трудно.
В фотокамере Fujifilm X-Pro2 электронная рамка в оптическом видоискателе смещается и компенсирует эффект параллакса после фокусировки с учётом дистанции, на которую наведён объектив. Вы точно знаете, что войдёт в будущий кадр, но оценка кадрирования до фокусировки всё равно не будет точной из-за параллакса.
Если требуется произвести макросъёмку, использовать телеобъектив или неавтофокусную оптику, удобнее задействовать электронный видоискатель. Благо в Fujifilm X-Pro2 сделать это просто — достаточно переключить соответствующий рычажок. Прямая передача сигнала с объектива в видоискатель позволяет со стопроцентной уверенностью произвести кадрирование и точную наводку на резкость вне зависимости от выбранной дистанции и фокусного расстояния. Большая частота обновления (до 84 кадров в секунду) и разрешение в 2,36 млн точек делает его использование комфортным, в том числе и при слабом освещении.
Новая усовершенствованная система автофокуса и удобство ручной наводки на резкость
Количество зон фокусировки в Fujifilm X-Pro2 увеличилось с 49 до 273 точек, и теперь большая часть кадра находится в зоне охвата быстрыми и точными датчиками фазового автофокуса. Каждую из 273 точек можно выбрать отдельно. Размер области автофокуса также можно регулировать вращением управляющего диска. Но скажем сразу: удобнее использовать не 273, а 77 точек (уменьшить число зон фокусировки легко можно в меню).
Субъективно скорость автофокуса Fujifilm X-Pro2 можно оценить как высокую. Безусловно, она сильно зависит от установленного объектива. Но показательно то, что наводка на резкость в большинстве случаев происходит с первого раза, без перефокусировки и пустых прогонов, одним движением фокусировочной группы, без рывков. Автофокус неплохо работает и в непрерывном режиме, уверенно удерживая в фокусе даже быстрые объекты.
Серийная съемка 8 кадров/с со следящим автофокусом
Также мы должны отметить стабильную работу автофокуса при съёмке со слабым освещением. Даже без использования подсветки он практически всегда с первого раза находит цель в тех условиях, когда съёмка с рук даже со светосильным объективом практически невозможна из-за неприемлемо длинной выдержки.
Заметным внешне нововведением в системе автофокусировки стал джойстик выбора зоны фокусировки на задней панели фотоаппарата. О необходимости такого органа управления мы не раз говорили, общаясь с представителями Fujifilm. В предыдущих моделях его очень не хватало! Джойстик позволяет напрямую, без предварительного нажатия каких-либо кнопок выбирать область автофокуса. Эта возможность доступна как в электронном, так и в оптическом видоискателе. Однако сам джойстик достаточно чувствителен (он намного мягче подобных джойстиков в зеркалках), и первое время я непроизвольно смещал зону фокусировки при ношении камеры на шейном ремне. Впрочем, работа с большим количеством точек фокусировки намного удобнее при использовании именно мягкого джойстика.
Fujifilm X-Pro2 — одна из немногих фотокамер на рынке, в которой должное внимание уделено как возможностям автофокуса, так и ручной наводке на резкость.
Для сверхточного контроля фокусировки через меню можно активировать ручную доводку резкости. После автофокусировки с помощью фокусировочного кольца на объективе можно произвести проверку и смещение точки фокуса в нужную нам сторону. При этом активируются электронные помощники ручной наводки на резкость, а в Fujifilm X-Pro2 их целых три! Первый — классическое увеличение. Другим являются «цифровые клинья». Когда два изображения на экране будут совмещены — объект в фокусе. Альтернативой этому помощнику является более привычный фокус-пикинг. В этом режиме область, попавшая в фокус, подсвечивается ярким цветом. Цвет и силу выделения можно настраивать через меню.
Использование электронных помощников в режиме оптического видоискателя даже с моим хорошим зрением мне показалось неудобным. Экран слишком маленький и приходится сильно напрягать глаза, чтобы произвести ручную фокусировку.
С электронным видоискателем всё наоборот. Я достаточно часто пользовался ручной доводкой резкости в паре с фокус-пикингом, особенно в портретной съёмке, чтобы точно знать, в какую область попал автофокус. Электронный дальномер напоминает не столько работу дальномера, сколько принцип работы фокусировочных клиньев на зеркальной камере. Наводиться на резкость с его помощью мне показалось удобнее, в то время как для оценки зоны резкости фокус-пикинг подходит лучше. Что ещё мне понравилось при работе с ручной фокусировкой, так это наличие метражной шкалы с отображением глубины резкости, а также возможность быстро произвести фокусировку нажатием кнопки AF-L в случае использования автофокусной оптики Fujifilm.
Новый затвор
Стоит один раз нажать на спуск Fujifilm X-Pro2, и сразу понимаешь: в камере установлен новый затвор. Fujifilm добавили немного алхимии в момент создания снимка. С новым затвором приятно работать на эмоциональном уровне. Он срабатывает мгновенно, с тихим и при этом «сочным» звуком, по-японски точно. Диапазон выдержек шторно-щелевого затвора Fujifilm X-Pro2 был расширен до 1/8000 с, ведь среди линейки объективов XF немало светосильной оптики и есть даже два сверхсветосильных 56-миллиметровых объектива. При съёмке на открытой диафрагме днём такая оптика может потребовать сверхкоротких выдержек.
Механический затвор может отрабатывать выдержки до 1/8000 с, а электронный — до 1/32000 с.
Но если вдруг в солнечный полдень при съёмке на f/1.2 выдержка в 1/8000 с вам покажется слишком длинной, просто зайдите в меню и активируйте электронный затвор или гибридный режим.
Съемка с электронным затвором на 1/23000 с в солнечный день на диафрагме f/1,2.
Электронный затвор обеспечивает минимальную выдержку в 1/32000 с. Благодаря ему я без труда смог снимать на объектив Fujinon XF56mm F1.2 в солнечный зимний день без использования каких-либо фильтров. Однако использовать электронный затвор с быстро движущимися объектами в кадре или при съёмке на скорости чревато деформацией изображения. Этот эффект возникает из-за того, что электронный затвор формирует изображение построчно, а не считывает всю информацию с сенсора разом. За время формирования изображения объект успевает сместиться и происходит его деформация. Впрочем, «поймать» этот эффект во время тестирования фотоаппарата нам так и не удалось. Так как электронный затвор совсем не издаёт никаких звуков, его можно использовать там, где требуется соблюдение полной тишины при съёмке.
Основные отличия Fujifilm X-Pro2 от предыдущих моделей
Fujifilm X-Pro2 | Fujifilm X-T1 | Fujifilm X-Pro1 | |
Матрица и количество мегапикселей | APS-C X-Trans III 24Мп |
APS-C X-Trans II 16Мп |
APS-C X-Trans 16Мп |
Процессор | X-Processor Pro | EXR II | EXR |
Видоискатель | Гибридный: электронный и оптический. Функ-я электронного дальномера | Только электронный | Гибридный: электронный и оптический |
Электронный видоискатель | OLED 2.36Mп/ к-т увеличения 0.6х | OLED 2.36мп / к-т увеличения 0.77х | LCD 1.44Mп / к-т увеличения 0.6х |
Пыле-брызгозащита, морозоустойчивость -10*С | Да | Да | Да |
Количество точек АФ | 273 точек (169 фазовых) гибридная фокусировка | 77 точек (15 фазовых) гибридная фокусировка | 49 точек контрастная фокусировка |
ISO | 200-12800 (100-51200 расширенный режим RAW) |
200-6400 (100-51200 JPEG) |
200-6400 (100-25600 JPEG) |
Серийная съемка | 8 кс / 3 кс JPG до 83 кадров, RAW до 33 кадров |
8 кс / 3 кс JPG до 47 кадров, RAW+JPG до 23 кадров |
6 кс / 3 кс JPG до 19 кадров, RAW+JPG до 11 кадров |
Затвор | Механический - 1/8000 Электронный - 1/32000 |
Механический - 1/4000 Электронный - 1/32000 |
Механический - 1/4000 |
Синхронизация со вспышкой | 1/250 сек | 1/180 сек | 1/180 сек |
Видео режим | 1080/60p, 40Mb/s, MPEG-4 AVC / H.264 | 1080/60p, 38Mb/s, MPEG-4 / H.264 | 1080/24p, 14Mb/s, MPEG-4 / H.264 |
Wi-FI | Отправка фото на смартфон или планшет, удаленное управление, выбор точки АФ на мобильном устройстве, печать на принтере instax Share SP-1 | Нет | |
Настройка Q меню | Да | Да | Нет |
Настройка "My Menu" | Да | Нет | Нет |
Управление точками фокусировки | Отдельный джойстик | Назначаются на кнопки на 4 позиционный селектор | Кнопка AF и далее 4 позиционный селектор |
Настраиваемые кнопки | 6 | 6 (2 Если выбран выбор точки АФ) | 2 |
Компенсация экспозиции | ±5EV | ±3EV | ±2EV |
Дисплей | 3″Фиксированный (3:2), 1.62Мп, закаленное стекло | 3″ Наклонный (3:2), 1.04Мп., закаленное стекло | 3″ Фиксированный (3:2), 1.23Мп |
Антибликовое покрытие | Да | Да | Нет |
Слоты под карты памяти | 2 (1 поддержка UHS-II) | 1 (UHS-II) | 1 (UHS-I) |
Эмуляции пленки | 9 (Acros, Classic Chrome, Provia, Velvia, Astia, Pro Neg. Hi,Pro Neg.std, Monochrome, Sepia) | 8 (Classic Chrome, Provia, Velvia, Astia, Pro Neg. Hi,Pro Neg.std, Monochrome, Sepia) | 7 (Provia, Velvia, Astia, Pro Neg. Hi, Pro Neg.std, Monochrome, Sepia) |
Эмуляция зернистости пленки | Да | Нет | Нет |
AF в MF режиме | AF-C или AF-S | AF-C или AF-S | AF-S |
Панорамный режим | Нет | Да | Да |
Сжатый Raw | Да | Нет | Нет |
Ресурс батареи | 350 только видоискатель 250 только дисплей |
350 только видоискатель | 600 только видоискатель 300 только дисплей |
Доп. батарейный блок | Нет | Есть | Нет |
Габариты, Вес с аккум. | 140.5х82.8х45.9мм 495г. |
129х89.8х46.7мм 440г. |
139.5х81.8х42.5мм 450г. |
Страна производства | Япония | Япония | Япония |
Рекомендованная розничная цена, 02/2016 | 119 999 р. | 75 999 руб. | нет в продаже |