Съемка в темноте. Стабилизатор
Традиционно считается, что съемка с недостаточным освещением, после захода солнца — удел зеркалок, но никак не компактов. Однако Canon PowerShot G1 X Mark II — это не простой компакт. В предыдущей части теста мы уже выяснили, что благодаря большой матрице камера обеспечивает высокое качество снимков на ISO более 800 единиц. А это — то что нужно для вечерней съемки!
Свою съемку после захода солнца я начинаю с действий, что называется, в лоб: открываю диафрагму, а ISO и выдержку отдаю на откуп автоматике. Это приносит свои результаты. Камера обеспечивает даже при фотографировании с рук достаточное для публикации в сети качество изображения. Впрочем, некоторые снимки можно смело печатать и крупным форматом. Уровень детализации на высоких ISO достаточен для этого, а структура шума похожа скорее на пленочное зерно: преобладает яркостной, в виде отдельных темных пятен шум.
Весь секрет — в светосиле объектива. В широкоугольном положении зума она составляет f/2, а это на полторы ступени выше, чем у китового объектива зеркалки! Да и светосильный зум-объектив для зеркалки все равно окажется на ступень «темнее». Ситуация при съемке в телеположении схожая. Светосила Canon PowerShot G1 X Mark II — f/3,9, что на ступень выше светосилы стандартного китового объектива. Вот такая нехитрая арифметика!
Спустя час после захода солнца камера уверенно снимает с рук и не требует использования штатива, хотя ISO уже поднято до разумного предела в 3200 единиц. При этом выдержки составляют до 1/40 с, что является значением закритическим для съемки в телеположении зума. На помощь фотографу приходит стабилизатор.
Многие фотографы, однажды включив стабилизатор в камере, надолго забывают о нем, лишь изредка удивляясь, как хорошо камера обработала длинную выдержку. Однако в наш век технического прогресса стабилизатор — это мощный инструмент, порой способный заменить фотографу штатив, а не просто палочка-выручалочка. Вот только использовать его нужно с умом, своевременно вручную увеличивая выдержку до тех значений, которые стабилизатор способен отработать, снижая таким образом ISO и повышая общее техническое качество изображения. Стоп… А до каких же значений можно увеличивать выдержку?
Съемка с рук на длинной выдержке с включенным стабилизатором. Эквивалентное фокусное расстояние 30 мм
Я потратил некоторое время, делая с рук кадр за кадром, пока не вышел на стабильный результат. Например, для широкоугольного положения зума 24 мм экв. критическим значением при съемке с рук является выдержка 1/25 с. Теоретически при более длинных выдержках получится смаз. Но стабилизатор Canon PowerShot G1 X Mark II позволил мне увеличить выдержку на три ступени до 1/4 с и при этом получить качественный результат. Признаться, одну хитрость я все же использовал. Съемку я вел с рук, но чтобы не сотрясать камеру в момент нажатия кнопки спуска, я использовал двухсекундную задержку срабатывания затвора.
Съемка с рук на длинной выдержке с включенным стабилизатором. Эквивалентное фокусное расстояние 24 мм
Такой нехитрый прием позволил мне снимать на ISO 100 там, где обычно используется светочувствительность никак не ниже 800 единиц!
Съемка с рук на длинной выдержке с включенным стабилизатором. Эквивалентное фокусное расстояние 24 мм
Но особенно актуальным стабилизатор становится при съемке в телеположении, ведь светосила объектива при этом понижается на две ступени, а большее фокусное расстояние требует использования более коротких выдержек. В телеположении мне удавалось получить резкие кадры, ограничив выдержку 1/15 с (критической для такого фокусного расстояния является 1/120 с). ISO при этом составило 640 единиц. Снимай я без стабилизатора, у меня практически не было бы шансов на получение хоть сколько-то качественного результата.
Съемка с рук на длинной выдержке с включенным стабилизатором. Эквивалентное фокусное расстояние 120 мм
На этой же съемке я немного поэкспериментировал и с классическим методом фотографирования ночных пейзажей — на длинной выдержке со штатива. Правда, выдержку я дополнительно увеличил, чтобы получить в кадре красиво размытую воду, практически лишенную своей привычной текстуры. Такой нехитрый прием делает привычные городские снимки более эффектными. Обычно я получаю подобный эффект закрытием диафрагмы до f/11-f/16 объектива и понижением ISO до минимума. Но не всегда этого оказывается достаточно.
Съемка со штатива на длинной выдержке с нейтральным фильтром
Canon PowerShot G1 X Mark II позволяет использовать встроенный нейтральный фильтр, который сильно увеличивает выдержку. Это нужно прежде всего при съемке в солнечную погоду на максимально открытой диафрагме, когда минимальной выдержки камеры 1/4000 с может не хватить. Но я применил эту интересную функцию по-другому — для ночной съемки. И результат меня не разочаровал!