Обзор объектива Canon EF 8-15mm f/4 L USM
Читайте также:
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF-S 60 f/2.8 Macro USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 16-35 f/2.8L II USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 50mm f/1.2L USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 85mm f/1.8 USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 35mm f/1.4L USM
Сегодня в Prophotos стартует очередной большой тест в формате “Неделя с экспертом”. Он будет посвящен оптике Canon. Безусловно, у нас нет возможности протестировать весь огромный модельный ряд этого производителя, поэтому для теста мы выбрали семь абсолютно разных, но при этом очень интересных объективов. Впрочем, кое-что их все же объединяет. Все они участвуют в акции от Canon “Возврат денег на карточку”. Начнем же мы с одного из самых необычных объективов не только в линейке Canon, но и на фоторынке вообще. Это Canon EF 8-15mm f/4 L USM — фишай-объектив с переменным фокусным расстоянием.
Canon EF 8-15mm f/4 L USM участвует в акции “Возврат денег на карточку” от Canon. При покупке этой модели сумма возврата составляет 8 500 рублей.
Те читатели, кто сталкивался с объективами типа “рыбий глаз”, знают, что такие объективы делятся на циркулярные и диагональные, а также выпускаются для полнокадровых камер и для камер с матрицей APS-C. Уникальность Canon EF 8-15mm f/4 L USM заключается в том, что эта модель за счет механизма зумирования одновременно может быть отнесена сразу ко всем перечисленным выше группам фишай-объективов.
Если вы используете Canon EF 8-15mm f/4 L USM с полнокадровой камерой, то в положении зума 8 мм он превращается в циркулярный фишай. Угол обзора при этом составляет 180 градусов в любом направлении. Изображение на фотографиях выглядит не совсем привычно. Полусфера окружающего пространства проецируется на матрицу фотоаппарата в виде круга в центре кадра. Края же при этом остаются черными. Такой эффект можно использовать как в художественных целях (например, снимки отлично смотрятся, будучи скадрированными под квадрат), так и в сугубо технических. Циркулярные фишай-объективы применяются для съемки сферических панорам.
Но стоит повернуть зум, и виньетирование по краям кадра уходит. Наш рыбий глаз становится диагональным, то есть обеспечивает угол обзора 180 градусов лишь по диагонали кадра. Такое изображение, несмотря на характерные для фишай-объектива геометрические искажения, смотрится куда привычнее.
Фокусное расстояние 15 мм — диагональный фишай
Чуть выше я сказал, что объектив является рыбьим глазом и на камерах с полнокадровой матрицей, и на камерах с матрицей APS-C. На самом деле здесь стоит упомянуть и камеры с матрицей APS-H (кроп-фактор х1,3), например, Canon EOS-1D Mark IV. Благодаря зуму Canon EF 8-15mm f/4 L USM работает диагональным фишаем на любом из этих типов фотоаппаратов. Для сенсоров APS-C нужно фокусное расстояние 10 мм, а для APS-H — 12 мм.
В конструкции объектива предусмотрен ограничитель кольца зума. Если вы снимаете на камеру с APS-C датчиком изображения, то во включенном состоянии ограничитель зума не даст вам задействовать фокусное расстояние короче 10 мм и таким образом поможет избежать нежелательного виньетирования.
Также важно помнить про бленду. Она актуальна лишь в том случае, если вы снимаете с фокусным расстоянием 15 мм. Во всех остальных случаях она будет попадать в кадр. Отказаться же полностью от нее не получится. Именно на бленду крепится крышка объектива. Если вы фотографируете с фокусным расстоянием 15 мм, то можете снимать с объектива лишь крышку. Если же с более коротким фокусным расстоянием — то удобнее снимать бленду вместе с крышкой (для этого нужно нажать кнопку на бленде и повернуть ее против часовой стрелки). Носить объектив без крышки я настоятельно не рекомендую. Выпуклая передняя линза чрезвычайно уязвима. Ее легко поцарапать или просто запачкать.
При зумировании передняя линза перемещается вперед и назад примерно на 5 мм. Однако, объектив относится к серии пыле- и влагозащищенной оптики, несмотря на такую техническую особенность.
Ну что же, переходим к съемкам? Мне удалось поснимать на Canon EF 8-15mm f/4 L USM в абсолютно разных условиях. Этот рыбий глаз был со мной в Кельне на крупнейшей выставке фотоиндустрии — Photokina. Он сопровождал меня на концерте. На него я снимал предновогодний ГУМ и московское метро. Вопреки устоявшемуся мнению, что фишай быстро надоедает, я считаю, что этот объектив крайне универсален. И особенно он хорош для художественной интерьерной съемки.
Я нигде не брал с собой штатива. И в метро, и в Кельнском соборе съемка с треноги запрещена без специальной аккредитации, получить которую не так-то и просто. Меня несколько смущала светосила f/4. Ведь для съемки в помещении этого может оказаться недостаточно.
Однако, короткое фокусное расстояние позволяет работать с относительно длинными выдержками и не бояться смаза при съемке с рук. Резкие кадры получаются уже при 1/15 с, но я в большинстве случаев все же старался сократить выдержку до 1/30-1/60 за счет повышения ISO.
Удивительно, но даже столь короткофокусный объектив, будучи сфокусирован на минимальной дистанции, способен размывать фон. Иногда даже приходилось прикрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. Минимальная дистанция фокусировки составляет 15 см от плоскости матрицы или всего 5 см от передней линзы!
А что же с оптическим качеством изображения? Уже на открытой диафрагме Canon EF 8-15mm f/4 L USM резок как по центру кадра, так и по краям, что является большой редкостью для рыбьего глаза. Значение диафрагмы f/4 является рабочим, дальнейшее диафрагмирование существенного прироста детализации и резкости не дает. Контраст одинаково высок как на открытой, так и на прикрытой диафрагме.
Хроматические аберрации — извечные спутницы объективов типа рыбий глаз. На фото с Canon EF 8-15mm f/4 L USM они есть, но только на участках с очень высоким контрастом, например, на рамах окон. Диафрагмирование на одну-две ступени полностью их не убирает, лишь несколько снижает уровень аберраций. Однако, хроматические аберрации Canon EF 8-15mm f/4 L USM с легкостью подавляются в графическом редакторе.
Даже если в кадр попадает солнце, риск получить неприятные блики в кадре крайне мал. При съемке с искусственным освещением к бликозащите у меня вообще не возникло претензий.
Выводы
Canon EF 8-15mm f/4 L USM — самый универсальный из существующих сегодня фишай-объективов. Он совместим со всеми современными зеркалками Canon, вне зависимости от формата применяемого в них сенсора. На полнокадровых камерах он может быть одновременно и циркулярным, и диагональным рыбьим глазом. Самой сильной стороной Canon EF 8-15mm f/4 L USM является высокая для рыбьего глаза резкость уже на открытой диафрагме и отличная бликозащита. Универсальности прибавляет крайне малая минимальна дистанция фокусировки: фотографировать можно практически в упор! Минусы же этой модели вполне предсказуемые: хроматические аберрации и не слишком удобные конструкции крышек и бленд характерны практически для всех фишай-объективов.
Мы рекомендуем этот объектив прежде всего любителям художественной фотографии (в том числе свадебным фотографам), а также любителям пейзажной и архитектурной съемки. Особенно актуален Canon EF 8-15mm f/4 L USM будет, если у вас есть одновременно и полнокадровая, и APS-C зеркалка — объектив работать с обеими камерами.
Плюсы:
- пыле- влагозащищенный корпус;
- малая дистанция фокусировки;
- высокая резкость с f/4;
- совместимость со всеми современными зеркалками Canon;
- возможность использования в роли циркулярного фишая на полном кадре;
- отличная для рыбьего глаза бликозащита.
Минусы:
- не слишком удобная конструкция из крышки и бленды;
- присутствуют хроматические аберрации.