Как вы стали свадебным фотографом?

Абсолютно случайно. Я по образованию физик. Первую свадьбу я снял, что называется, в прошлом веке. Тогда две пленки — это был стандарт на весь свадебный день. Так что я начинал с пленочной фотографии, и вся эволюция свадебной фотографии прошла на моих глазах.

Вы родом из Красноярска. Трудно было начинать карьеру свадебного фотографа в Москве?

У меня прямо перед переездом в Москву прошла очередная свадьба. Мы ехали из пригорода в город, и по дороге я заметил живописное поле, уже была осень, красиво, вокруг все желтое, какая-то оставшаяся полоска пшеницы. И мы на машине заехали в поле и сделали несколько кадров. Сейчас такими фотографиями, как и съемкой на природе, никого не удивишь. А тогда на природе практически никто не снимал, тогда было принято снимать у вечного огня, у каких-то достопримечательностей. И когда я приехал в Москву, этот снимок был необычным, он всем нравился, и довольно долго продавал меня. Причем меня постоянно спрашивали: «машина в поле — это же фотошоп, да?» Люди не могли даже представить, что можно на машине просто заехать в поле и там фотографироваться.

Как изменилась свадебная фотография с тех пор?

Очень сильно изменилась. Изменились и сами фотографы, и молодожены. Общая тенденция: люди хотят что-то интересное, оригинальное, и что самое главное — индивидуальное. Если раньше ко мне приходила невеста и говорила: «Вы снимали свадьбу у Светы, моей подруги, я хочу так же», то сейчас я слышу, «Вы снимали свадьбу у Светы, моей подруги, я хочу так же хорошо, но по другому».

Ваш любимый момент съемочного дня?

Наверное, я не смогу выделить один момент, мне все нравится. Чем меня привлекает свадебная съемка — тем, что с самого начала все люди настроены позитивно и нет скованности. Можно делать хорошие кадры прямо сразу, без подготовки. У меня была своя студия в Красноярске. И в студии, если ты работаешь с обычными людьми, а не с моделями, приходится полчаса или даже час как-то расслаблять их, чтобы они привыкли к новой обстановке. А на свадьбе прямо с утра все улыбаются, все готовы фотографироваться.

Самая запомнившаяся свадьба?

Я наверное, могу рассказать про 20-30, а то и 100 свадеб, которые запомнились. Например, однажды я снимал свадьбу в Черногории. Я прилетел на три дня, ребята русские, но живут там. И в день свадьбы мы исколесили всю Черногорию. Собирались в одном месте, регистрация в другом, прогулка в третьем, и так далее. На регистрацию мы приехали в наше посольство в столицу Черногрии — Подгорицу. И это для меня было самое необычное место регистрации. Звучит круто — регистрация в посольстве. Но на самом деле это был обычный кабинет, как в любом учреждении. Еще мне запомнилось, что весь день шел дождь. Но он нисколько не испортил торжество, наоборот, получилось много классных снимков. И по итогу, с этой свадьбы я собрал серию из 40 фотографий и она была отмечена среди лучших на сайте Mywed.

В Москве у вас есть любимые места для съемки?

Если из классики — это Кусково. Там компактно, и при этом разнообразно. А если не из классики, я люблю просто гулять по улицам, например, пройтись от Китай-города в сторону Чистых прудов. Вообще, я всегда спрашиваю — куда вы хотите и куда вы не хотите поехать? И пришел к выводу, что с московскими съемками есть две истории. Если новобрачные москвичи, я часто слышу: «Только не на Красную площадь». Они не хотят ехать по каким то известным, людным местам. А вторая история, если молодожены — приезжие, или если много гостей из других городов. Например, один жених мне сказал: «У меня мама из Краснодара приедет, она не поймет, если мы не заедем на Красную площадь». В Красноярске, по большому счету, то же самое, местные жители не хотят по каким-то известным местам, а приезжие наоборот, хотят запечатлеть местные узнаваемые черты. Однажды я снимал москвичей на берегу Енисея, и жених мне говорит: «Сделай нам с этого места много-много-много кадров». Для него такой простор, сибирский пейзаж — это очень необычно.

Вы сейчас больше ощущаете себя москвичом или красноярцем?

Я живу как перелетная птица. Лето провожу в Москве, на зиму возвращаюсь в Красноярск. А снимаю я по всей стране и за границей. Как фотограф, я уже конечно москвич, а как житель города - 50 на 50. Зима мне больше нравится в Красноярске.

Как будущим молодоженам не ошибиться в выборе и найти своего свадебного фотографа?

Конечно смотреть серии фотографий. Хотя бы 40-60 фото со свадьбы, чтобы понять. И конечно встречаться. Если вы с фотографом на одной волне, вероятность, что результат будет отличным +1. Если вы чувствуете дискомфорт при общении, то и в день свадьбы возникнет напряжение, и не получится тех эмоциональных позитивных фотографий, которые все хотят.

Что присуще вашей свадебной съемке?

Мне часто говорят: «У тебя невесты всегда получаются красивей, чем в жизни». Одна невеста мне даже призналась «Я пять лет назад еще не знала, кто будет моим женихом, но уже точно знала — кто на моей свадьбе будет фотографом».

Такие признания дорогого стоят.

Мне кажется, когда снимаешь людей, их надо любить, тогда получается передать красоту каждого. И быть внимательным. Однажды я снимал прогулку в Ботаническом саду, и после съемки ко мне подошел видеоопреатор и спрашивает: «А почему ты перестал снимать?» Я говорю: «Просто увидел, что молодожены устали немножко». Он говорит — «Удивительно! До тебя я всех фотографов делил на две группы. Первая: увлеченные фотографы, которые так входят в раж, что не замечают вообще, что вокруг происходит, они не видят, что молодожены устали, и все равно напрягают их что-то сделать. Вторая: фотографы которым в принципе все фиолетово, кто устал, кто не устал, они просто делают свою работу. А тебе я вижу, интересно, ты заводишься, я потом смотрю — раз и прекращаешь снимать». Но это нормально. Если я вижу, что жених с невестой устали, надо дать им отдохнуть, поменять место, пройтись. Но я и в это время фотографирую. В промежутках между съемками, когда мы просто передвигаемся с одного места на другое, тоже получаются очень интересные кадры.

Вам ближе постановка или репортаж?

От свадьбы я стараюсь добиться двух результатов. Первый — получить красивые портреты невесты, жениха, красивые портреты их вместе, с родственниками, друзьями. Это те снимки, которые останутся на память в вашем семейном альбоме, которые вы и ваши близкие повесите на стенку. И вторая часть — это все остальные фотографии, которые передавали бы ощущение этого дня. Чтобы, когда вы будете их просматривать, через месяц, год, вы вспомнили именно те чувства, которые испытали в день свадьбы. И это моменты счастья. Как правило, 60-70 процентов кадров — это репортаж. Но по разному бывает, иногда больше репортажа, иногда меньше, все от пары зависит, от их пожеланий, их темперамента.

Бывают необычные просьбы новобрачных по поводу съемок?

Как-то раз я снимал свадьбу в Таиланде, и жених с невестой просят: а можно, чтобы песок на фотографиях не желтый получился, а белый? Я говорю: зачем??? Оказалось, они друзьям сказали, что поедут на Мальдивы.

Получился белый песок?

Вообще не вопрос.

Cвадьбы очень кинематографичны, у вас есть любимый режиссер?

Я люблю разное кино, разных режиссеров. Ну например, мне нравятся братья Коэны, Джим Джармуш, Уэс Андерсон.

Что вы будете делать, если в день свадьбы пойдет проливной дождь?

Недавно я снимал свадьбу в Москве, и начался просто бешеный ливень. А у ребят взят на прокат эффектный кабриолет понтиак, именно для того, чтобы сделать красивые кадры. Мы ждали-ждали, когда дождь закончится, и я говорю — да давайте под дождем сделаем несколько кадров. Мы их сделали, а дождь так и не кончается. Начали искать выход из ситуации, и решили поехать под какой-нибудь мост, где достаточно места для съемки. И в итоге, когда мы поехали, дождь прекратился, и мы прекрасным образом пофотографировались там где планировали. Но когда я отдал невесте фотографии, она мне сказала, что больше всего ей понравилась фотография, сделанная под дождем. Мне кажется, под зонтиком возникает такое уютное пространство, которое объединяет людей. Весь мир вокруг, а они только вдвоем, вместе. И прелесть фотографии в том, что она помогает вспомнить все ощущения, все запахи, все звуки, которые были в этот момент.

Какой техникой вы пользуетесь, ваш любимый фотоаппарат и объектив?

Сейчас я снимаю на Canon 5D Mark3. Одно время я работал с Canon 1Dx Mark3 и объективами 24-70/2.8 и 70-200/2.8. И как-то раз я долго был в разъездах — Черногория, Италия, Куба, и через два месяца у меня так болело плечо, что я взял более легкую камеру и более легкие объективы — 35, 85 и 135 мм. Наверное, мое видение мира больше всего совпадает с 35 миллиметровым объективом. Сейчас у меня Sigma 35/1.4 Art серии. Мне нравятся интересные старые объективы. Например всегда с собой у меня полтнинник Takumar 50/1.4. У него очень красивое боке, интересный живописный рисунок. Мне кажется, для создателей современных объективов, зачастую главное — технические характеристики, а для старых мастеров главным была красота рисунка.

У вас есть набор каких-то приемов, чтобы заставить человека улыбаться?

Есть конечно какие-то уловки) Ну, например, есть классический вопрос, который заставит любого человека улыбнуться: «Вот вы что пили с утра — чай или кофе?» Вот видите — вы даже засмеялись сейчас. И это объяснимо, человек вспоминает что-то теплое, утреннее, и непроизвольно улыбается. А ты быстренько нажимаешь на кнопку в этот момент. Но на самом деле, каждый раз все происходит по разному. Однажды была встреча для будущих молодоженов с фотографами, флористами, организаторами, собралась большая аудитория, и один брутальный жених мне говорит: «Я вот вообще никогда не улыбаюсь. И как вы меня заставите улыбнуться?» А у меня был с собой фотоаппарат. Я ему отвечаю: «Не вопрос!» Я поставил его к окну, где был хороший свет. Взял объектив 70-200, отошел от него метров на семь, поймал фокус, убрал глаз от объектива… и стал на него смотреть. Я на него смотрю, толпа на него смотрит, проходит 20-30 секунд, и он не выдерживает, и начинает смеяться. Просто сама комичность ситуации его заставила засмеяться. Очень часто все возникает спонтанно, в процессе, но есть, конечно, какие-то свои фишки, приемы.

День до свадьбы — советы жениху и невесте

Я, наверное, не буду оригинальным — выспаться, и проснуться с хорошим настроением. И еще один совет. Свадьба — это праздник, и надо воспринимать этот день не как работу, а как праздник. Но все мы разные, и каждый видит праздник по своему. Кто-то хочет разделить его с друзьями, а для кого-то это очень личная история только для двоих. Всегда можно найти формат, который подходит именно вам. Мне нравится, что сейчас люди уходят от шаблонов, и очень индивидуально подходят к организации свадьбы. Поэтому ни под кого не подстраивайтесь — это ваш день!

Самое необычное место бракосочетания?

Я люблю снимать везде и всюду. Мне кажется, даже в самом простом «советском» загсе можно сделать отличные кадры. У меня, кстати есть кадр, который вошел в двадцатку лучших в одном международном фотоконкурсе, сделанный в обычном загсе. Среди гостей был мальчик. Ему было скучно, он устал и сел по-турецки на пол. Это чисто репортажный снимок, который нельзя срежиссировать. Просто надо смотреть по сторонам. Не только на основное событие. Видеть, что происходит сбоку, справа, слева. Нужно видеть мир вокруг. Это обязательное условие, чтобы успевать снимать самое интересное.

Было какое-то платье невесты, которое особенно запомнилось?

Как-то раз я снимал свадьбу в Греции, и у невесты было изумительно красивое платье, и оно ей очень шло. А я тогда почти два месяца жил на Санторини, освоился, у меня там была «своя» пиццерия, в которую я всегда ходил. И там был итальянец, администратор, ему нравились мои фотографии, и эта фотография понравилась больше всех. Когда я заходил в пиццерию, он всегда восхищено восклицал «Ооооо фото!». И просил показать фотографию. И потом довольный просмотром, говорил — все, сегодня скидка тебе.

Закончите предложение: «Я мечтаю снять свадьбу…»

Я мечтаю снимать свадьбы, на которых и мои клиенты и я сам получаем удовольствие от происходящего. А если говорить предметно, у меня есть, не мечта наверное, но идея. Мне интересно было бы снять свадьбу в Гималаях. Я очень люблю горы, и пять раз ходил с рюкзаком в Гималаи. Описать ощущения, которые там испытываешь, довольно сложно. Там конечно невероятная красота, пространство, цвет, но главное, это ощущение полного релакса, невероятности, невозможности того, что происходит. И это обязательно отразится на лицах.

У каждого фотографа в жизни есть кадр, который он считает удачей. Какой ваш самый удачный кадр?

Конечно, есть кадры которые мне нравятся больше других. Один из них получился в Красноярске на железнодорожном вокзале. Ребята сделали свадьбу в итальянском стиле, и уезжали в свадебное путешествие. И потом на одном известном английском сайте была опубликована подборка «20 кадров, которые отражают итальянскую свадьбу». И среди них оказалась эта фотография. «Итальянская свадьба» была снята в центре России. Мне кажется, полуулыбка невесты на этом кадре похожа на улыбку Джоконды, она как будто говорит «Я улыбаюсь так, потому что знаю будущее». Мне нравится портрет жениха, который я сделал в Москве, по дороге из Китай-города. Есть такой международный конкурс фотографий “Shoot and Share”, в номинации «портрет жениха» в прошлом году участвовало больше 2000 фотографий, и этот портрет занял второе место. Есть фотография, сделанная в Греции, чтобы поймать кадр, я бежал за невестой, согнувшись в три погибели. Я сам попросил невесту бежать в море. И честно говоря, столько адреналина во мне было в этот момент. Потому что с одной стороны мне очень хотелось сделать этот кадр, а с другой я очень боялся, что соленая вода попадет на камеру, и следил чтобы этого не произошло. А снимать нужно было максимально близко. Еще один кадр, который мне нравится, долго висел в большом размере на стене у меня в студии. Там получилась классная геометрия, переплетающаяся лестница, жених с невестой идут друг к другу, а внизу стоит старый автомобиль ЗИМ. Этот кадр очень нравился мужчинам, правда, кто разбирается в автомобилях, всегда обращали внимание — «ты же понимаешь, диски-то на машине современные». По этому кадру, кстати, меня часто выбирали женихи.

Перейти в профиль фотографа

Дата публикации: 6.09.2018

Читайте также

Интервью
Никита Хнюнин
Новосибирск
Интервью
Андрей Ширкунов
Новосибирск
Интервью
Антон Миславский
Саратов
Интервью
Максим Гарибальди
Санкт-Петербург

Фотографы в городах и странах