Что вас привлекает в детской и семейной съемке?


Мне нравится общаться с новыми людьми. Знаете, у меня в детстве была одна мечта. Я когда гулял зимой - вечером в темноте окна светятся, и видно, что происходит внутри, я заглядывал в них, мне было интересно, как живут другие люди, и я думал, вот бы хорошо, чтобы у меня какая-нибудь профессия была, чтобы пускали в чужие квартиры. Типа сантехник или что-то такое. Так примерно и получилось. Я практически не работаю в интерьерных студиях, в основном снимаю в домашней обстановке, и в итоге, побывал в разных домах - от крохотных хрущевок, до больших коттеджей, почти дворцов. У меня самого семья, двое детей, и мне интересно видеть, как живут другие семьи. Во время съемки я иногда подсматриваю интересные идеи - от игрушек, книг, и заканчивая какими-то идеями для ремонта или дизайна интерьера. Но главное - мне нравится общаться с людьми, я получаю от этого удовольствие.

Вы помните свою первую семейную съемку?


Это была съемка для моей подруги. Я снимал ее свадьбу, затем снимал ее в положении, и потом ребята пригласили меня, когда их дочери исполнилось полгода. Я снимал у них дома, и мне эта съемка запомнилась тем, что я впервые держал на руках ребенка своей сверстницы. Она была первой из моих друзей, у кого появился ребенок.

Что вам интереснее снимать - будни или праздники?


Будни. Потому что в этом случае люди ничего не изображают. На праздник ты хочешь нарядиться, быть лучше, чем ты есть. А мне хочется, чтобы каждый день был, как праздник. В буднях я вижу для себя какую-то магию, красоту. Я не сторонник того, чтобы ради фотосессии люди что-нибудь делали нарочито, наряжались, придумывали какие-то образы. Я за естественность, идеально если они ведут себя так, как если бы их никто не снимал.

Вы планируете, что будет происходить на съемке?


Я заранее спрашиваю - что вы любите, в какие игры играете, что вы делаете в свободное время, куда вы ходите гулять. И например, мама мне говорит: папа с сыном любят играть в конструктор, а мы с дочкой шьем. Вот это мы и будем делать.

Почему важно фиксировать такие обычные, на первый взгляд, моменты?


Семейная фотография, как и любая другая - это память. А наш мозг так устроен, что он перетирает рутинные вещи. Когда появится первый ребенок, вы будете помнить про него все. Появится второй, вы забудете про первого и переключитесь на второго, появится третий - вы будете думать про третьего. А когда у вас несколько детей, мне еще мама это говорила, и сейчас я сам это понимаю - у меня два сына, ты уже не помнишь кто что говорил, этот так смешно шутил или другой, многие мелочи, детали начинаешь забывать А если будут фотографии, будет видео - можно все это вспомнить. Я называю эти вещи уникальными моментами, которые ты уже не сможешь повторить.

Как часто нужно проводить семейную съемку?


Мне кажется, хотя бы раз в год. Если снимать в одно и то же время, то получится «история с продолжением». Всегда интересно сравнивать было-стало, видеть как растет ребенок, как изменилась семья, появился второй ребенок, третий. У меня есть семьи, которые я снимаю много лет подряд. Самая длинная «история с продолжением» длится 9 лет - я снимал ребятам свадьбу, маму в положении, выписку из роддома, фотографировал их дома и так далее. Сейчас у них уже третий ребенок родился.

Но кроме обычной жизни семьи есть какие-то важные даты - первый день рождения, первое сентября. Можно дать родителям какой-то ивент календарь для фотосъемки?


Вы сами решаете, какие моменты вы хотите сохранить. Важно понимать, что нарядиться и поехать сниматься в студию ты можешь в любой момент, а вот увидеть своего ребенка двухнедельным ты уже не сможешь никогда, и отвести свою дочь или сына в первый класс еще раз ты не сможешь. Интересно снимать дни рождения, там всегда много эмоций, часто семейную съемку приурочивают к Новому году, иногда семьи отмечают какие-то свои семейные юбилеи, например, недавно я снимал пару, которая уже 10 лет в браке и у них двое детей. Почему при этом важен репортаж? Ну вот например, под Новый год можно поехать в интерьерную студию и сфотографироваться на фоне елки и подарков, а можно снять настоящее событие - как вы дома наряжаете свою елку, может быть печете печенье или пряники. В первом случае это будет история про то как вы фотографировались в незнакомой среде с чужой елкой, и вы будете помнить как вам фотограф говорил куда встать, что делать. А во втором - это будет настоящая история из вашей жизни. Просматривая эти фотографии вы снова сможете пережить те чувства, которые вы испытывали в тот момент своей жизни. Это вовсе не значит, что фотографироваться в студии это плохо, просто это совсем разные истории.

Расскажите про самую запомнившуюся съемку.


Есть такой формат Gender Reveal Party - вечеринка, посвященная будущему рождению малыша, на которой все узнают пол ребенка. Родители просят врача, наблюдающего будущую маму на УЗИ, не говорить им пол ребенка, а передать информацию в конверте. И на вечеринке, все, включая родителей, узнают - кто родится. Обычно приносят торт, и когда его разрезают, начинка оказывается или голубой или розовой, или в коробку кладут шары, и когда ее открывают, вылетают голубые или розовые шары. И вот недавно меня пригласили в семью, в которой уже есть три мальчика, и мама снова беременна. Они решили провести съемку в парке, с шарами. И вот по дороге старший ребенок несет эту коробку, и проговаривается, что он уже в щелочку в коробке увидел, что шары голубые. Я начинаю спасать ситуацию, говорю: «Нет, ничего ты не видел, не выдумывай! Мы сейчас все сделаем, как планировали». Я их расставляю, но уже видно, что сюрприз-то не получился, и по лицам ясно, что хотели они девочку. В итоге они открывают коробку, и оттуда вылетают …розовые шары. Можете представить, какие у всех эмоции были на лицах! Оказалось, один из шаров был белый, и мальчик принял его в темной коробке за голубой.

В чем специфика детской и семейной фотосъемки, и какими главными качествами должен обладать фотограф?


Наверное, главное, создать комфортную атмосферу во время съемки, чтобы всем было хорошо и спокойно. Нужно быть веселым, жизнерадостным, уметь располагать к себе, быть ответственным, уметь работать быстро, потому что второго шанса может не быть. Фотографу должен нравится сам процесс, вы должны испытывать настоящие чувства при съемке, сопереживать происходящему. Если вы равнодушны к семейным ценностям, то результат будет совсем другой.

Что самое сложное в работе с детьми?


Непредсказуемость. Никогда не знаешь, как все пойдет, и важно уметь договориться, нужны базовые навыки привлечения внимания. Нужно в каком-то смысле быть педагогом и психологом.

Что делать, если ребенок капризничает?


Если во время съемки нужно снять портретный кадр, а ребенок вертится или плачет — естественно, ты его не снимешь. И если ребенок не хочет фотографироваться, или капризничает, не нужно его заставлять. Я против фотографий любой ценой. Можно перейти к мерам поощрения — мультик, шоколадка, игрушка, но если это не работает, нужно оставить его в покое, переключить внимание, поиграть с ним, поснимать репортаж, а потом сделать еще один подход. Иногда нужно сделать несколько подходов, но я не припомню, чтобы мне не удалось сделать портрет ребенка за время фотосессии.

Какая самая большая семейная фотография у вас была?


Однажды в кадре одновременно было 17 человек. Родители на полгода дочки собрали родственников из разных городов. Я считаю такие съемки очень важно делать. Такая фотография у каждого члена семьи останется на память. И кроме того, родственники получили лишний повод встретиться, а для хорошей семьи это только в радость.

В каком самом необычном месте вы снимали?


У моих друзей родился третий ребенок, и когда ему было буквально несколько дней, меня позвали фотографировать в роддом. Я честно говоря, не специализируюсь на съемке детей до 14 дней, этот формат называется «Нью Борн», но это были мои друзья, и подразумевалась съемка репортажа. Как удалось договориться и пройти в палату, это отдельная история. Я туда прошел практически инкогнито, спрятав фотоаппарат, и медсестра в какой-то момент даже приняла меня за отца ребенка. Но когда эти фотографии появились в интернете, меня просто завалили предложениями «мы тоже хотим фотосессию в роддоме».

Закончите фразу «Детство это …

Детство это это беззаботность.

У вас есть любимый мультфильм?


«Мешок яблок» по сказке Владимира Сутеева.

У вас в детстве была любимая книга и любимый персонаж?


Я много читал. Мне очень нравилась, например, серия книг Волкова про Волшебника Изумрудного города. Мне очень нравились комиксы. Как говорит мама, я по ним научился читать.

В сумке у детского фотографа кроме фотоаппарата должен быть…


Некоторые фотографы используют специальные смешные насадки на объектив, в виде животных. Они веселят ребенка - на объективе сидит какая-нибудь забавная сова или корова. Я обычно использую подручные средства, чтобы привлечь внимание, беру игрушку и сажаю себе на голову.

Какие советы вы можете дать родителям, когда они сами фотографируют детей?


Снимать при хорошем освещении. Самое простое - использовать естественный свет от окна. Если вы сядете у окна и будете снимать так, чтобы свет падал на ребенка, тогда на любое устройство, включая телефон, можно сделать хороший кадр. Снимать обязательно с роста ребенка, если он сидит, вам надо сесть, а еще лучше лечь. Если вы будете снимать сверху, то будет искаженная перспектива и неудачный ракурс.

Бывают какие-то необычные поводы для съемки?


Недавно, например, у меня была съемка, ребята семь лет жили в съемной квартире, сейчас они ждут ребенка, и собрались переезжать, и они позвали меня, чтобы осталась память о том времени, когда они жили в этой квартире. Семьи иногда просят запечатлеть важное для себя место. Потому что вы переедете, и через пару лет забудете, где вы жили, как все это было. Я вот например, ностальгирую по квартире, в которой я жил, в которой я рос, мне интересно было бы увидеть как все тогда было. И, кстати, так совпало, что эта квартира, в которой я снимал, оказалась точно такой же, как та, в которой я рос, только зеркальная. Это типовая пятиэтажка, там первые пять подъездов в одгу сторону, вторые - в другую. И я рассказывал ребятам: моя комната была вот здесь, а вот тут пианино стояло.

Какую фототехнику вы используете? Ваш любимый фотоаппарат и объектив?


Я снимаю на Sony А99. Для меня важно, чтобы камера была с электронным видоискателем, полнокадровая, с возможностью работать на высоких исо - 1600 и выше, потому что я снимаю чаще всего в квартирах, с естественным освещением, и света, как правило, недостаточно. Электронный видоискатель позволяет мне не тратить время на проверку снимков, мне не нужно выводить кадр на экран, чтобы проверить - правильно ли я проэкспонировал снимок, достаточно ли он яркий, контрастный, хватает ли света. Это позволяет мне работать очень быстро, тихо, никого не отвлекать, а это очень важно для того стиля, в котором я снимаю. Иногда, когда дети бегают слишком шустро, и никакой автофокус не успевает зацепиться, я перехожу в ручной режим, в видоискателе при этом очень хорошо видна область фокусировки. Я снимаю на объективы с фиксированным фокусным расстоянием на открытой диафрагме. Основной объектив у меня Sigma 35/1.4 Art. Он быстрый, светосильный, цепкий. В принципе для меня 35 универсальное фокусное расстояние. Но в тесных квартирах я иногда использую 24 или 14 мм. На полтинник я снимаю редко, для крупных портретов использую объектив 85 мм. Сейчас появилось новое поколение беззеркалок Sony А7R3 и А9, и я планирую перейти на беззеркалку, потому что, на мой взгляд, эти камеры обладают очень важным функциями для свадебного и семейного фотографа. Там супербыстрая бесшумная фокусировка, которая к тому же позволяет установить привязку по глазам, и объект всегда будет в фокусе, серийная съемка 20 кадров в секунду. По шумам эти камеры позволяют снимать в более сложных условиях.

Расскажите про ваш проект «Фотомарафон»


Это портретная съемка без остановки в течение 8 часов по любой цене. Все собранные средства идут на благотворительность. Я провел уже четыре таких фотомарафона. В последний раз пришло 364 человека, я сделал 6600 кадров, мы собрали 110 тысяч и передали их в благотворительный фонд «Солнечный город». Этот фонд занимается проблемами неблагополучного детства, помогает детям в детских домах в больницах. У них есть программа, которая мне очень импонирует, когда для детей-отказников находят сиделок. За первый год жизни к таким малышам заходят только чтобы покормить, перепеленать, сделать уколы. А это очень важный период в жизни ребенка. И они нанимают на эти деньги нянь, которые как мамы сидят с этими детьми.

Были какие-то интересные идеи для съемки, которые придумали сами родители?


Мне очень понравилась идея с краской холи. Летом на дне рождения в частном доме детям раздали белые футболки, и в конце программы аниматоры организовали баттл с этой краской, все бегали, пачкали друг друга, а потом их мыли из шланга, это было очень весело.

Какой ваш самый удачный кадр?


Если говорить о семейной съёмке, то мне очень нравится фотография из моего семейного архива, где моя жена подкидывает нашего сына на закате у моря, а я, чтобы тоже присутствовать, сижу на песке и пытаюсь сделать так, чтобы мои ноги вошли в кадр. Получилось забавно.

Фотографы в городах и странах