Вверх

Выбор первой зеркалки: чем она лучше после смартфона?

Дата публикации: 26.09.2017

Чем фотоаппарат лучше смартфона?

Не секрет, что по сей день именно «зеркалка» ассоциируется с профессиональной фотографией. Даже несмотря на напечатанные со смартфонов билборды по всему миру… Поэтому мы решили подготовить материал для тех, кто перерос свой смартфон и хотел бы приобрести фотоаппарат, но не решается сделать этого. В статье два наших эксперта расскажут о переходе со смартфона на зеркалку: постоянный автор Prophotos Константин Воронов с точки зрения фотографа и преподавателя, а Павел Огородников @pavelog с точки зрения Instagram-блогера. А ещё мы попробуем в деле доступную и функциональную модель зеркального фотоаппарата.

Выбор первой зеркалки: чем она лучше после смартфона?

Ознакомиться с ценами и купить Canon EOS 1300D.

Константин Воронов — постоянный автор Prophotos, преподаватель Fotoshkola.net и спикер мастер-классов. Занимается профессиональной фотографией 8 лет. Специализация — свадебная, портретная и пейзажная фотография. По образованию журналист.

Сегодня у каждого в кармане лежит гаджет, позволяющий делать фото и записывать видео, поэтому сложилось особое направление съёмки — мобильная фотография. В рамках этого жанра чаще всего снимают бытовые, уличные, тревел-сюжеты, селфи. Другие сюжеты творческой и тем более коммерческой фотографии остаются за пределами возможностей смартфонов, ведь даже самые продвинутые из них сегодня могут похвастаться только двукратным оптическим зумом.

Отбросить всё лишнее, чтобы получить плотное кадрирование, интересный план, — смартфону это часто не под силу из-за нехватки зума.

Отбросить всё лишнее, чтобы получить плотное кадрирование, интересный план, — смартфону это часто не под силу из-за нехватки зума.

Canon EOS 1300D / Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5, 1/40 с, 62.0 мм экв.

Для съёмки разных сцен может потребоваться разный угол обзора, в то время как объективы в смартфонах преимущественно широкоугольные. На такую оптику практически невозможно снимать классические крупноплановые портреты, так как происходит искажение пропорций лица и тела.

Что касается серьёзной пейзажной съёмки, то тут камерам смартфонов просто не хватит детализации. Как правило, пейзажисты снимают так, чтобы каждая травинка, каждая песчинка на фото были отчётливо видны. А мобильные фотографы довольствуются лишь репортажными зарисовками из путешествий.

Увеличьте снимок, кликнув по нему, и посмотрите, какое количество мелких деталей способен запечатлеть зеркальный фотоаппарат.

Увеличьте снимок, кликнув по нему, и посмотрите, какое количество мелких деталей способен запечатлеть зеркальный фотоаппарат.

Canon EOS 1300D / Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 35.0 мм экв.

Наконец, снимая на смартфон, вы не сможете полноценно использовать вспышки и прочие профессиональные аксессуары.

Итак, если вы планируете развиваться как фотограф или блогер и хотите завоевать симпатии зрителей, однажды вам всё равно придётся освоить фотоаппарат. Так зачем откладывать это увлекательное знакомство?

Какие преимущества даст зеркальный фотоаппарат?

  • Качество изображения. Оно напрямую зависит от физических размеров сенсора изображения. В миниатюрном фотомодуле смартфона просто не поместится большой сенсор. Отсюда и слабая детализация, посредственная работа при плохом освещении. При этом даже в самых простых зеркальных фотоаппаратах установлен очень крупный сенсор типоразмера APS-C (22,3×14,9 мм). Говоря о качестве изображения, мы имеем в виду не только его чёткость. Фотоаппарат способен передать больше деталей в светлых и тёмных участках кадра, да и цветопередача будет точнее и сочнее. В зеркальной камере качество снимков зависит от большого сенсора, качества оптики и алгоритмов обработки изображения, в то время как в смартфоне за качество отвечают лишь алгоритмы обработки: на сенсор и оптику надежды нет.

  • Гибкость в обработке изображений. Чем качественнее и чётче кадр, тем более гибок он в обработке, легче повысить яркость или изменить цвета картинки. И это мы говорим только про обработку в формате JPEG. С «сырым» форматом RAW возможности коррекции снимков ещё шире! Смартфоны поддерживают этот формат крайне редко. Они не могут обеспечить ту пластичность RAW, которая достигается даже на самых простых зеркалках.

  • Сменные объективы. Любой зеркальный фотоаппарат позволяет устанавливать на него сменные объективы. Зачем это нужно? Разные объективы обеспечивают возможности, которых не может дать объектив смартфона. Снимать красивые портреты с размытым фоном поможет портретная оптика, размытие при этом будет получено естественным путём, с помощью объектива, а не посредством цифровой обработки (как в смартфоне). Есть множество типов объективов: от универсальной оптики с быстрой фокусировкой до макрообъективов, позволяющих делать качественные кадры мелких предметов.

  • Низкая цена. Как ни странно, зеркальный фотоаппарат начального уровня в несколько раз дешевле, чем топовый камерофон.

Дата публикации: 26.09.2017
Комментировать
Главы:123
Далее «Не нужно бояться зеркалки!»
285b9bdb e932 4372 9662 42a8553e0d89 square 100
Константин Воронов и Павел Огородников

Наши тесты Canon EOS 1300D

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

Alexander Savochkin, 2018-03-01T15:20:20

Я не просто так говорю про мегапиксели. :) Мы же начали с определения того, надо ли тестировать смартфоны на тестовых таблицах. Я уверен, что не нужно, потому что результаты такого тестирования невозможно применить в реальной практике фотографа. Определить по таблице можно только количество мегапикселей, и что с этим знанием делать?

Andrey, 2018-03-01T11:13:47

Опять переводите на более удобные для вас рельсы. Я вам про серии, вы про мегапиксели. Если вам угодно мегапиксели, так 24Мп в последних бюджетных dslr тоже совершенно однозначно НЕ разрешаются даже на половину в подавляющем большинстве случаев их применения. Опять ваш пример не показателен и приведен ради спора и только.

Можно конечно долго твердить мантру, что смартфон "не должен и не может заменить нормальный фотоаппарат". После этого приводите примеры смаза, шума "великих мастеров", которые наверняка и на смартфон наснимали бы шыдевров не хуже. Вместо этого бессмысленного диспута лучше почитать, как идет прогресс в камерах смартфонов. Там на самом деле много познавательного, включая то, что может использоваться и в больших фотокамерах.

Смысла не вижу продолжать.

Георгий Полицарнов, 2018-03-01T11:04:05

По делу, чего уж там...

Alexander Savochkin, 2018-03-01T08:10:07

Окей, уточню аналогию с временем разгона. Если машина разгоняется до сотни за 12 секунд и менее — она достаточно динамичная. Если в камере смартфона стоит сенсор на 12 Мп и более — он достаточно детализирует картинку. Совершенно неважно, будет разгоняться машина за 12 секунд или за 6 — чем быстрее она разгоняется, тем меньше шансов использовать эту возможность как преимущество на дороге общего пользования. Чем больше мегапикселей в смартфоне, тем меньше шансов использовать это как преимущество в съёмке. На фейсбук вы и 12 мегапикселей не загрузите. И в инстаграм. Смартфон не должен и не может заменить нормальный фотоаппарат.

А что до Малевича и мастеров спортивной фотографии, надо понимать два момента. Первый касается места произведения в культуре: если бы Малевич написал свой Чёрный квадрат в 2018 году, его никто бы не купил. Это произведение ценно именно тем, что появилось вовремя, и не Малевич его прославил, а оно Малевича. Второй момент имеет отношение к искусству возможного. Если Сергей Киврин выдаёт снимок с зерном и смазом, это не значит, что он по-другому не умеет. Это значит, что у него получилось так, а у меня или абсолютного большинства других в той ситуации не получилось бы вообще ничего.

Andrey, 2018-03-01T07:48:54

Сами себе вы противоречите в каждом втором предложении.

>>никому не интересно, займёт у вас разгон 12 секунд или 8.

Никому не интересно, да. Однако, ж люди почему-то ищут в характеристиках скорость серии, например, и в проф.аппаратах которые берут для серьезных вещей (ваше) она ощутимо выше.

Касаемо снимков. Творческая сторона - отдельно, техническая сторона отдельно. Не стоит это смешивать, также как и не стоит слепо дезавуировать одно в угоду другому. Смазанные снимки у мастеров, это примерно как Черный квадрат Малевича. Ваш "черный квадрат" никто и за копейки не купит, а вот Малевич с успехом продается на аукционах. А в остальном да, купите смартфон и снимайте на него - там будет все и зерно и сплошной смаз и зашарпленность. Всё как у лучших мастеров!

Alexander Savochkin, 2018-03-01T07:30:27

Это не слишком верная аналогия. Когда вам надо перевезти 10 тонн песка, вы берёте самосвал и везёте. Можно и в Дэу Матиз погрузить, но ходок очень много придётся сделать. Разница между ними аккурат в назначении и удобстве использования.

Смартфон действительно всегда в кармане, но если вы поехали на рекламную съёмку и забыли аппаратуру, надо не за смартфоном лезть, а возвращаться за нормальной камерой. А если вы на улице встретили какой-то суперсюжет, и можете снять его смартфоном, то на кой чёрт вам знание о разрешающей способности? Посмотрите по возможности фотовыставку работ Сергея Киврина и Андрея Голованова, ну или любого другого олимпийского фотографа. Удивитесь: с их топовой аппаратурой там практически ни на одном снимке нет ни бритвенной резкости, ни рекламной гладкости. Шумы, смаз, зерно, и сплошной технический брак с высоты взгляда любителя просматривать снимки в масштабе 200%. Тем не менее, эти снимки — образец мастерства высочайшего класса.

Так что для тестов смартфона испытательные миры не нужны. Возвращаясь к аналогии с автомобилями, это то же самое, что время разгона до 100 км/ч. Вроде круто, но на самом деле если машина разгоняется до сотни быстрее, чем за 12 секунд, точное значение не имеет смысла. Вы просто выезжаете на МКАД, давите газ в пол, и никому не интересно, займёт у вас разгон 12 секунд или 8.

Andrey, 2018-02-28T20:35:38

Последние годы показывают, что это не так. Рассуждения из серии "все должны ездить джипах и грузовиках, а легковушки это не серьёзно". Нет никакого смысла впадать тут в крайности. Разница только в назначении и удобстве использования.

Любое фото может вдруг оказаться серьёзным. Однако, таскать все время зеркалку не будешь. Смартфон же всегда в кармане

Alexander Savochkin, 2018-02-28T19:24:49

На рынке вообще нет невзаимосвязанных товарных групп. Смартфоны точно так же подвинули камеры, как и планшеты — ноутбуки, а ноутбуки подвинули компьютеры. Смартфоны просадили даже рынок инженерных калькуляторов.

Andrey, 2018-02-28T18:30:29

Выходит, что конкурируют, хоть и косвенно, так как продажи dslr бюджеток падают не один год уже по причине всё большей распространенности камерофонов.

Alexander Savochkin, 2018-02-28T17:06:17

Любой специалист по микроэлектронике расскажет вам, что стоимость производства микроэлектронных компонентов пропорциональна площади, и причём зависимость там нелинейная. Чтобы изготовить микросхему или сенсор, нужно вырастить монокристалл кремния. Выращивают его в виде цилиндра, который потом режут на пластины определённого диаметра, и этот диаметр очень трудно изменить — для этого нужно менять почти всю производственную линию, и это очень дорого. Поэтому промышленность исходит из того, что приходится иметь дело с пластинами диаметром, например, 300 мм, и на этих пластинах можно разместить много мелких сенсоров и мало крупных. Процент брака же определяется площадью изделия, поэтому для производителя важно, что будет испорчен 1 из 10 крупных сенсоров или 8 из 100 мелких сенсоров — вторая ситуация для него выгоднее. Именно поэтому большие продвинутые сенсоры появляются позже мелких, и стоят дороже. Зеркалогиганты зашевелились не когда смартфоны их поджали (они вообще не конкурируют, если что), а когда смогли нашевелить достаточное количество сенсоров с приемлемым процентом брака на производстве.

Alexander Savochkin, 2018-02-28T16:44:27

Практическому фотографу таблицы ничего не дают. Продуктивнее и проще взять любой реальный объект, пригодный для тестирования, и проверить работу смартфона на нём. А таблицу снимать совершенно пустое занятие. Ну снимете вы таблицу, ну узнаете, что детализация равномерная по полю и чуть более высокая по центру. Потом стало у вас на съёмке чуть темнее, смартфон взял и включил лишнюю ступень усиления и параллельно с ней лишнюю ступень шумоподавления — и всё, съёмка таблицы ничего не прибавит к пониманию того, почему получилась каша. Так что нет смысла, проще взять и снять что-то в реальных условиях. А ещё проще ничего серьёзного смартфоном не фотографировать, он не для этого. :)

Alexander Savochkin, 2018-02-28T16:34:36

Минутка теории о том, откуда вообще берётся ИСО в камерах:
http://sail2ithaki.livejour... Рассказывает Илья Борг,
ему можно верить.

Andrey, 2018-02-28T10:41:20

Может быть и доказательства подкинете? Тем более, при массовом производстве. Да и вообще, после успешных штурмов 10нм технологий, говорить о каких-то существенных проблемах с такими гигантсткими, в сравнении со схемотехникой чипов, вещами, как то странно.

Упоминания о появлении BSI в смартфонах появились как минимум в 2011(!) году. А этим зеркало-гигантам видите-ли дорого было ставить эту несчастные технологии в свои тушки по штукарю баксов каждая?! Другое дело, что может им хватало большого размера матрицы, чтобы с запасом выезжать исключительно за счет этого, без дополнительных ухищрений. А когда уже смартфоны подтянулись и стали фоткать лучше, зеркалогиганты вдруг зашевелились.

Andrey, 2018-02-28T10:24:37

Понятно все. А зеркалками значит снимают мёртвые сцены))

Andrey, 2018-02-28T10:18:50

Это вы зря. Таблицы дают объективную часть информации. По причине чётко оговоренных условий съёмки и принципов оценки и результата. В противном случае, будет существенна доля субъективизма. Что там кто наснимал, в каких условиях, с какой обработкой - везде будет по разному.

Если судить по вашему, то смартфоны фавориты. Там зачастую прекрасные на вид снимки представляют. А вот таблиц от этих тестеров не дождешься никогда. Там вся правда быстро вылезает.

Alexander Savochkin, 2018-02-28T09:57:20

Смартфонами снимают живые естественные сцены, а не тестовые таблицы. Поэтому и тестов с таблицами нет. Они никому не нужны.

Alexander Savochkin, 2018-02-28T09:52:35

Сенсоры BSI-CMOS в смартфонах появились раньше, потому что маленькие сенсоры сделать крутыми дешевле, чем большие. По этой же причине цифрозеркалки начинали с размера APS-C.

Andrey, 2018-02-28T09:00:41

Может быть это только в теории) На практике у меня на D40 начальное iso... та-дам... 200) и зверские шумы уже на iso 800. Современные кмоп даже бюджетные тушки имеют iso 100 и вполне рабочие iso 1600 при свете дня) Значит не срастается что-то на CCD)

Георгий Полицарнов, 2018-02-28T08:56:40

В принципе картинка на минимальном ISO на ПЗС-матрице может быть чище, чем на КМОП.

Andrey, 2018-02-28T08:55:41

>>>начиная от температуры матрицы и заканчивая длиной экспозиции:)

Про выдержку я сказал) Температура да, но это фотограф так не контролирует, как упомянутые параметры съемки)

>>>Опять же, на минимальных ISO КМОП-матрицы не дадут гладкую картинку никогда.

А кто даст? Неужели CCD?)) У меня такой в D40) Так CCD забросили по причине излишней шумности ведь)

Dd6cc53b 9385 4af4 be65 15a58228ae78