Вверх
  • Пятая Ночь Фотокино в Академии Фотографии
  • «МЫ» — первая выставка авторов «Фотополигона»
  • Итоги премии «Лучший фотограф 2009»
  • Советское фотоискусство 60-70-х
  • Первая  Московская Биеннале  Детской и Семейной Художественной Фотографии
  • Выставка "Открытки из Испании" в Санкт-Петербурге
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Советское фотоискусство 60-70-х

Обсудить

Советское фотоискусство 60-70-х

28 мая — 1 августа 2010

Проект «Фото 60-70» из Антологии Русской Фотографии ХХ века, представленный Фотогалереей имени братьев Люмьер в апреле – мае 2008 года в ЦДХ и вызвавший большой резонанс среди профессионалов и любителей советской фотографии, показал насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий – времени, когда репортажная и клубная фотография переживала небывалый расцвет. За четыре года мы проделали большую исследовательскую работу, результатом которой стала выставка «Советское фотоискусство 60-70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотомастеров тех лет.

Советское фотоискусство 60-70-х

Готовя это проект, мы выбирали знаковые фотографии, определяющие авторский стиль, художественный почерк каждого фотографа, своеобразные эмблемы своего времени. Это позволяет нам с уверенностью сказать, что данное собрание будет диктовать стиль фотографических коллекций – музейных или частных, - ориентированных на этот период фотоискусства.

На выставке представлено более 350-ти фотографий 70 авторов – в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: Итар Тасс, АПН, РИА Новости. При выборе авторов мы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех.

Шестидесятые – время надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, - создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.

Советское фотоискусство 60-70-х

Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима» (1965)) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.

Советское фотоискусство 60-70-х

Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены героического труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю.Абрамочкин. Сибирь. Байкальские рыбаки. (1970-е)). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках В.Богданова «Не мое собачье дело»(1960-е), И. Гневашева «Воскресенье» (1965), Д. Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) гоголевская ирония и внимание к деталям.

Актуальным направлением того периода становиться фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) - эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций.

Особенно часто фоторепортеры 60-70-х обращаются к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопатой (В.Лагранж «Бабуся»(1961)), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа» (1970)) или играют в хоккей (В.Лагранж «Вратарь» (1961)).

Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от это не менее, а возможно, и более ценными.

Кураторам выставки «Cоветское фотоискусство 60-70-х» удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 60-70-х, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.

Опубликовано: 21.05.2010

Обсудить
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
A24f4494 1c95 4946 a05e 56d6f294233b